Генезис одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 07:50, доклад

Описание работы

Попробуем представить развитие человека с момента его рождения, и каким образом при этом проявляется проблема одиночества.
Новорождённый младенец требует постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно приведёт к его смерти. То есть, для новорождённого проблема одиночества (фактического) – это вопрос жизни и смерти.
Всем известны случаи, когда новорождённые дети по тем или иным причинам оставались одни в лесу и были воспитаны животными. «Подмена» родителей характерна и для многих животных, когда представители одной группы животных воспитывают детёнышей – представителей другой группы.

Файлы: 1 файл

генезис одиночества.docx

— 21.44 Кб (Скачать файл)

1.2. Генезис одиночества

Попробуем представить развитие человека с момента его рождения, и каким образом при этом проявляется  проблема одиночества.

Новорождённый младенец требует  постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно  приведёт к его смерти. То есть, для  новорождённого проблема одиночества   (фактического)  – это вопрос жизни  и смерти.

Всем известны случаи, когда  новорождённые дети по тем или  иным причинам оставались одни в лесу и были воспитаны животными. «Подмена»  родителей характерна и для многих животных, когда представители одной  группы животных воспитывают детёнышей  – представителей другой группы.

Получается, что природа  предусмотрела на какой-то случай возможность  выживания младенца в другой среде, отдельно от общества. То есть, для младенца проблема одиночества – это исключительно  проблема фактического одиночества. Ему  практически нет разницы, кто  возле него присутствует для того, чтобы выжить. Но если рассмотреть  проблему шире, то конечно же, воспитание нормального человека возможно только в обществе людей.

Далее, развиваясь, ребёнок  начинает познавать окружающий его  мир. Он всё по-прежнему нуждается  в присутствии возле него других людей, но проблема одиночества для  него приобретает немного иную форму. У ребёнка появляется потребность  проявлять себя для окружающих. То есть, ребёнок начинает требовать  к себе внимание со стороны окружающих. И это естественно. В первую очередь  эта потребность связана с  поиском ответа на следующий философский  вопрос, который не раз задавал  себе каждый здравомыслящий человек: «А существую ли я на самом деле?». Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно, и чем больше человек  развивается, чем больше он познаёт, тем труднее ему ответить на него.

Но мышление ребёнка быстро находит ответ на вопрос о действительности его существования. Проявление жизни  для него заключается в воздействии на окружающие его предметы и людей, а также в обратной реакции. То есть, если его замечают, значит, он существует.

Именно с этого момента, когда ребёнок начинает требовать  не просто присутствия возле себя других людей, а именно человеческого  внимания, общения, с этого момента  на него начинает оказывать воздействие  проблема психологического одиночества. И теперь от родителей и от педагогов  зависит, как ребёнок дальше будет  переживать проблему одиночества на протяжении всей своей жизни. То есть, речь идёт о правильном психологическом  и социальном воспитании.

Чем человек старше, тем  меньше он нуждается в физической поддержке окружающего его общества. Взрослый человек в состоянии  выжить и отдельно от других (речь идёт о физическом выживании одного индивида). Но с уменьшением влияния проблемы фактического одиночества, влияние  проблемы психологического одиночества  остаётся, а при неправильном воспитании, влияние этой проблемы растёт.

Потребность доказывания  собственного существования характерна для людей любого возраста. Действительно, если тебя не воспринимают окружающие – значит, тебя для них не существует, а значит, о твоём существовании  никто не знает, то есть, тебя фактически нет.

Для того чтобы тебя заметили, можно сделать что-то оригинальное, например, изобрести велосипед и  сказать всем: «Вот, смотрите, это  я изобрёл, катайтесь и вспоминайте  обо мне – я действительно  существую». Но можно сделать что-то плохое, например, взорвать Эйфелеву башню, и тогда весь мир скажет: «Вот, смотрите – это он сделал, значит, он есть». Кроме этого, найдутся ученые, которые начнут изучать тебя и  искать причины твоего поведения, а  твоё имя обязательно попадёт  в историю.

Как ни парадоксально, но второй вариант проявления собственного «Я»  намного эффективнее. Твоё изобретение  может вообще никому не понадобиться, а написанное стихотворение будет  не востребовано обществом, а вот плохой поступок всегда оказывает своё определённое влияние на окружающих и его всегда заметят.

Но если говорить об основной массе людей, то многие находят иной выход. Они ничего не изобретают и  ничего не ломают, они просто существуют, сливаясь с общей массой. Эти люди становятся частью какой-либо группы и  живут по её законам. В каждой группе чётко расписаны роли для её участников, и именно через исполнение этих ролей  человек проявляет своё существование. То есть, проблема психологического одиночества  для него остаётся в стороне.

Есть и другой вариант  поведения – отказ от общества (или от жизни), уединение. Это случается, когда человек не может найти  понимание среди подобных. Его собственное «Я» противоречит общественному пониманию этого «Я» и его психика постепенно начинает разрушаться, чему способствуют постоянные конфликтные ситуации, постоянные проблемы и т.д. Выход один – уединиться (есть ещё один выход – суицид, алкоголь или наркотики, к которому также прибегают подобные люди). Уединяясь, человек начинает общаться с самим собой, с собственным «Я», которое теперь никем не порицается. Речь идёт не о физическом отстранении от людей, а о замыкании в собственном «Я», когда устанавливаются барьеры, наподобие: «Вы говорите, говорите, всё равно вы все плохие, а Я хороший».  Хорошо, если это уединение связано хоть с какой-то неагрессивной религией (например, монашество), когда установлены правила и есть страх перед Богом за неправильное поведение. А вот если уединение происходит по собственным законам, или по законам, противоречащим общепринятым нормам, вот тогда уединение может привести к печальным последствиям как для самого уединившегося, так и для окружающих его людей.

Но жизнь не вечна и  наступает момент, когда человек  стареет, и сила начинает покидать его. Пожилой человек вновь начинает испытывать потребность в присутствии  возле него других людей, то есть, проблема фактического одиночества вновь  становится для него актуальной, так  же, как и для младенца. Человек перестаёт работать и уходит на пенсию. Находясь на пенсии, человек получает государственное пенсионное обеспечение, что позволяет ему удовлетворять основные потребности в еде, тепле и т.д.

В пожилом возрасте особое влияние на человека оказывает проблема психологического одиночества. Человек  перестаёт быть активным. Его не принимают многие группы, так как  он не может уже играть ни одну из «ролей». У человека ухудшается память и интеллектуальные способности, следовательно, он не может проявить себя в плане  полезности для общества.

Таким образом, проблема одиночества  сопровождает человека на протяжении всей его жизни и каждый для  себя решает эту проблему по-разному. Но необходимо отметить, что одиночество  – это не только «зло». Одиночество  – это та причина, которая заставляет человека жить и что-то делать. Страх  остаться наедине с самим собой  толкает человека на какие-то поступки, чтобы его заметили другие. Так  стоит ли с ним (с одиночеством) бороться, если эта борьба иногда проявляется  отрицательно как для самого человека, так и для общества (речь идёт о психологическом одиночестве)?

Ответ на этот вопрос уже  давно известен человечеству. Если внимательно читать древние рукописи философского и религиозного содержания, то можно проследить мысль, которая  содержит ответ на этот вопрос. Речь идёт о жизненном пути (стремлении) к чему-то светлому через познание самого себя в сопоставлении с  чем-то божественным, высоким. Например, в христианстве даётся совет познать  единственного Бога и жить в нём (с ним по его заветам).

Но что такое «божественные  заветы»? Божественные законы (заветы), это ничто иное, как первые попытки человека установить в обществе определённые нормы поведения через страх перед наказанием свыше. Это своего рода Кодекс законов. Так, например, в Ветхом Завете подробно описываются правила жизни в еврейских общинах, вплоть до правил гигиены и правил ведения войны.

Очевидно, что в древней  мысли о пути к Богу речь идёт о стремлении развития собственного «Я», которое не должно вступать в  противоречие с законами общества (заветом  Бога). Кроме того, это «Я» должно в конечном итоге приблизиться к  Божественному «Я» и слиться  с ним, то есть, стать универсальным. Но дело в том, что современные  религиозные течения исходят  из того, что Бог один, то есть, он одинок. Получается, что путь к совершенству – это путь к одиночеству?

Наверное – это так. Человек, развивая собственную личность, поднимаясь по социальной лестнице, в  конечном итоге становится всё более  одиноким. Конечно, его окружает всё  больше людей – но это люди, которые  зависят от него, то есть, находятся  в подчинении, и их присутствие  временное. Более того, некоторые  из окружающих враждебно настроены.

Так что же, получается, необходимо смириться с одиночеством, как  с неизбежным состоянием человека?

В какой-то степени это  так. В некоторых литературных источниках просматривается интересная мысль  о том, что человек по своей  природе одинок. С одиночеством (психологическим) нет необходимости бороться, его  необходимо принять. Одиночество –  это естественное состояние полноценно-развитого  человека (точнее будет сказать –  личности), а не проблема, как оно  в основном понимается. Если проблема физического одиночества – это  вопрос жизни и смерти, то проблема психологического одиночества для  конкретного человека разрешима  через правильное воспитание и развитие.[7]

Что такое страх перед  одиночеством? Страх перед одиночеством – это страх потери тех благ, которые даёт общество или определённая группа. То есть, конкретный индивид  подчиняется определённой группе, которая  взамен даёт ему необходимые для  существования блага (заработная плата  и т.п.). Взамен человек вынужден действовать  по законам этой группы, иначе он будет исключён и потеряет получаемые блага.

Но может быть и другой исход. Например, человек является носителем  уникальных способностей, благодаря  которым конкретная группа получает своё развитие (например, доходы фирмы  благодаря способностям работника  остаются на высоком уровне, а его  увольнение приведёт к снижению доходов  и распаду группы). В этом случае сама группа будет бояться потерять индивида. И, конечно же, сам индивид  не будет испытывать страх остаться вне группы, так как его уникальные способности будут востребованы в любой другой группе (например, фирме-конкуренте).

Но существующие группы держатся на ограниченном числе лидеров (элита), которые используют других членов группы для удовлетворения личных потребностей. Речь идёт именно об использовании, так  как другие участники группы понимают свою ограниченность, и страх быть исключёнными из группы заставляет поступать  их в соответствии с требованиями этих лидеров. Всё это ведёт к  формированию психозов и к постоянному  чувству одиночества собственного «Я».

Необходимо развивать  личность, которая будет нужна  обществу, и тогда отношения внутри группы будут строиться исключительно  на сотрудничестве. То есть, страх потери должен быть обоюдным. Человек должен понимать, что без группы он не сможет реализовать свою индивидуальность, а группа должна понимать, что без  этого человека с его индивидуальными  способностями, она не сможет достичь  своей главной цели.

Одиночество для полноценно развитой личности, обладающей определёнными  знаниями и умениями, проявляется  иначе. В данном случае человек должен осознать, что он действительно одинок. Но это уже другое одиночество. Это  одиночество, к которому он шёл всю  свою жизнь. Это одиночество очень  близко к такому понятию, как индивидуальность. У него нет необходимости сливаться  с общей массой, так как он индивидуален, и он может существовать только «над». Такие люди занимают управляющие  позиции в обществе и формируют  элиту.

Человек, который стремится  убежать от одиночества в толпу, порождает в себе новое чувство  – чувство покинутости. Толпа не способна вылечить ощущение одиночества, даже если это друзья, семья или толпа ликующей на концерте молодёжи. Дело в том, что отношения в обществе всегда построены на противоречиях между индивидами (даже если это муж и жена). Находясь в постоянном конфликте (скрытом или открытом) индивиды образуют общество, которое движется в определённом направлении, то есть, постоянно меняется. Поэтому толпа и личность – это разные категории, и если человек начинает искать в ней «лекарство» от одиночества – он получает разочарование, так как такого лекарства нет. 

Особенно процесс поиска опасен в подростковом возрасте, когда  неправильное психологическое воспитание, непонимание проблемы, приводит подростка  к отчаянию и к отрицанию общепринятых норм поведения.[8]

Одиночество – это не индивидуальное явление, не особенность  индивидуальной биографии, а объективный  всеобщий факт живого бытия – независимо от того, осознается он индивидом или  нет. В отличие от покинутости, одиночество – не личная проблема. Одиночество и покинутость – вещи не только разные, но и враждующие между собой. Чувство покинутости – это что-то вроде болезни, мешающей осознанию одиночества. [9]

Таким образом, проблема одиночества  – это, прежде всего проблема не правильного психологического и  социального воспитания. В настоящее  время существующие школьные программы  делают «ставку» на более точные и  необходимые (по мнению некоторых) науки. И даже если в школе существует курс социологии или психологии, то его преподавание представляется для  детей чем-то скучным и не нужным. То есть, школьная программа психологического и социального воспитания детей  не предназначена для их восприятия.

Формальный подход к проблеме приводит к тому, что подростки  остаются один на один с проблемой  одиночества и не могут понять и осознать эту проблему. Всё это  в результате сказывается на их дальнейшем развитии и на отношениях с окружающим обществом. Подростки начинают искать ответы на интересующие их вопросы, но эти ответы они ищут не в школьных учебниках. И получается, что психологическое  и социальное воспитание каждый подросток  получает самостоятельно.

Информация о работе Генезис одиночества