Гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Цель: Изучить гештальтпсихологию как направление в психологии.
Задачи:
1 Рассмотреть гештальтпсихологию.
2 Описать природу научного переворота.
3 Разобрать гештальт – терапию.
4 Ознакомиться с терапией – Перзла.
5 Исследовать продуктивное мышление человека.

Файлы: 1 файл

Гештальт.docx

— 37.68 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

           АКТУАЛЬНОСТЬ Гештальтпсихология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гештальтпсихологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гештальтпсихологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гештатльт - терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гештальт - терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.

Гештальтпсихология (также  Берлинская Школа Гештальт) является «теорией ума и мозга», которая предлагает, чтобы эксплуатационный принцип мозга был целостным, параллельным, и аналоговым, с самоорганизацией тенденций; и утверждает, что целое отличается от суммы его частей. Эффект Гештальт обращается к формирующей форму способности наших чувств, особенно относительно визуального распознавания фигур и целых форм вместо только коллекции простых линий и кривых. Слово Гештальт на немецком языке буквально означает "форма" или "фигура". Гештальтпсихология - это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером, была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии, и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически, слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было быть центром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корни в работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.   Цель: Изучить гештальтпсихологию как направление в психологии Задачи:            1 Рассмотреть гештальтпсихологию       2 Описать   природу научного переворота      3 Разобрать гештальт – терапию

4 Ознакомится с терапией – Перзла

5 Исследовать продуктивное мышление человека

Объект: Гештальтпсихология – направление в психологии  

Предмет: Гештальтпсихология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Гештальтпсихология                                                                          

           Гештальт пространственно - наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт» .           

           Все вышеперечисленные свойства  восприятия: константы, фигура, фон  - вступают в отношения между  собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигают благодаря следующим принципам:

Близость - стимулы, расположенные  рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Схожесть - стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе. 

Целостность - восприятие имеет  тенденцию к упрощению и целостности. 

Замкнутость - отражает тенденцию  завершать фигуру так, что она  приобретает полную форму. Смежность - близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое. Общая зона - принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научным и прошлым опытом.

 Предвосхищающие мысли  и ожидания также активно руководят  нашей интерпретацией ощущений. Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены - неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах). 

           Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й - любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).  
Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).          

           В качестве основного закона  группировки отдельных элементов  был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. praegnans - содержательный, обремененный, богатый) - одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения».

ВЫВОД: Гештальтпсихология – это направление в психологии, где теория ума и мозга является тенденцией эксплуатации принципа мозга. Также гештальтпсихологии присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон). Принципы гештальтпсихологии формируют наше повседневное восприятие наравне с на учением и прошлым опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Природа научного  переворота

           Гештальт - идеи находились в прямой оппозиции к традиционным взглядам немецкой психологии. Подобно многим бунтарям, лидеры гештальт-движения требовали полной ревизии прежних научных взглядов, действуя почти как "интеллектуальные миссионеры, распространяющие новую веру". Сам Келер писал, что "мы были взволнованы не только тем, что мы установили, но даже в большей степени перспективами открытия новых фактов… здесь присутствовала не только стимулирующая новизна наших действий, которая нас вдохновляла идти дальше. Мы испытывали также огромный прилив облегчения - как будто вырвались из тюрьмы. Этой тюрьмой была старая психология, которую мы изучали, когда были студентами университета". Гештальтисты сделали следующий шаг сравнительно с функционалистами, а именно отказались от дополнительных элементов, которые извне упорядочивают сенсорный состав сознания, придавая ему структуру, форму, гештальт, и утвердили постулат о том, что структурность изначально присуща самому этому составу. 

Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том, что целое больше образующих его частей, была очень древней. В своей книге "Гештальтпсихология" (1929 г.) Келер отмечал, что понятие "гештальт" используется в немецком языке в двух случаях.

1. Во-первых, оно обозначает  форму или очертание предметов.  В этом смысле гештальт относится к общим свойствам, которые могут быть выражены в таких понятиях, как угловой или симметричный, и описывает такие характеристики, как "треугольность" геометрических фигур или трехтактность музыки.

2. Во-вторых, оно обозначает  целостный объект, которому в  качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание. В этом смысле слово "гештальт" может относиться, например, к треугольникам в большей мере, чем к понятию "треугольности".Таким образом, понятие гештальта может использоваться для ссылки как на объект, так и на его специфическую форму. Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже общим сенсорным полем. "В него также, по-видимому, должны быть включены процессы научения и памяти, а также стремление, эмоциональное отношение, действия и др." . В этом общем, функциональном смысле данного слова гештальтисты пытались иметь дело с целой областью психологии. Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется и отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом всего этого целого.

Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и  целостного подхода в противоположность  элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии. Как подчеркивал Вертгеймер, "...гештальт теория возникла из конкретных исследований...". Она не является теоретической спекуляцией, но выросла из конкретных потребностей изучения человека, она эмпирична в этом смысле. Вместе с тем на нее оказала влияние философия Канта, -Маха, особенно феноменологическая философия Гуссерля. Гештальтпсихология была также ориентирована на естествознание,особенно на физику. Первый программный труд гештальтпсихологии, принадлежавший Келеру, был посвящен вопросам физической химии и назывался "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии".          Теория гештальта не могла претендовать на серьезную роль без естественно научного обоснования. Поэтому она и начинается с келеровской книги о физических гештальтах. Келеру и его научным друзьям представлялось, что принцип гештальта единый для различных порядков явлений– позволит по-новому решить психофизическую проблему, приводя сознание в соответствие с физическим миром и в то же время не лишая его самостоятельной ценности. Это решение выразилось в понятии изоморфизма.  В. Кёлер одновременно с получением психологического образования изучал физику у Макса Планка; Вертгеймер вспоминал о своих длительных беседах с Эйнштейном в 1916 г. Поэтому становятся понятными слова Вертгеймера о том, что "гештальтпсихология появилась не вдруг, она конвергировала, подтянула к себе материал из всех наук, а также от различных философских точек зрения для решения принципиального вопроса", касающегося подхода к пониманию психологических проблем.

ВЫВОД: Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства которой определяются структурой, в которую они входят. Гештальт теория возникла из исследований, но выросла из конкретных потребностей человека. Принцип гештальта единый для различных явлений который позволит по новому решить психофизическую проблему. Гештальт психология подтянула к себе материалы их всех наук, от различных философских точек зрения касающихся подхода к пониманию психологически проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Гельштат – терапия

            Гештальт-терапия – одна из разновидностей экзистенциальной психотерапии, течение, входящее в русло гуманистического направления. Несмотря на то что термин «гештальт» вызывает ассоциацию с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К. Левина, – это не более чем омоним, поскольку основатель гештальт-терапии, Фредерик Перлз (1892-1970), хотя и вынес известный термин в название своей концепции, на самом деле синтезировал в своем подходе элементы психоанализа, феноменологии, психодрамы Дж. Морено. Так что влияние собственно психологии формы (образа) сказалось больше в названии, чем в сущности концепции. Следует признать демократичность и доступность данной разновидности психотерапии в отличие, например, от психоанализа З. Фрейда. 

Основные понятия и  положения гештальт-терапии. «Здесь и сейчас» – основное понятие и принцип гештальт-терапии. В девяти положениях из «кредо» гештальт-терапии первые два гласят: «Живи сейчас. Пусть тебя заботит настоящее, а не прошлое или будущее» и «Живи здесь». Имей дело с тем, что присутствует, а не с тем, что отсутствует. В понятии и принципе «здесь и сейчас» легко прослеживается экзистенциальное его происхождение. Гештальт-терапия исходит из того, что люди тратят свою энергию на сожаления о прошлом и на тревоги и опасения, связанные с будущим, вместо использования ее для решения насущных задач. «Здесь и сейчас» выступает не просто декларацией или призывом, а существеннейшим моментом консультативного или психотерапевтического процесса, когда психолог побуждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний, не выходя из него и, тем самым, научаясь соотносить свое переживание в ситуации с самой ситуацией. 

«Незаконченное дело»  – понятие, пожалуй, единственное, заимствованное из гештальт-психологии (К. Левин), в гештальт-терапии оно отражает задержанные чувства, которые влияют на актуальное поведение личности, деформируя его, вызывая новые конфликты и т.д.Согласно концепции «незавершенного  дела»,не отреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего.

 По Ф. Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом «незавершенного дела» является обида, нарушающая подлинность коммуникации. Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек – один из существенных моментов в гештальт-терапии.

Избегание – понятие, с  помощью которого отражаются особенности  поведения, связанные со способами  ухода от признания и принятия, каким бы это ни было неприятным переживанием «незавершенного дела». В данном понятии легко проследить аналогии с понятиями «сопротивления», «защитных механизмов» и «цензуры»  в ортодоксальном психоанализе. Гештальт-терапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и переработку их, достигая тем самым личностной интеграции.

ВЫВОД:  Гештальт - терапия психологическое направление, которое, как вид помощи, как можно больше подходит современному человеку.  Ведь часто мы не осознаем свои истинные потребности, свои чувства боимся быть настоящими. Психолог гештальт - терапевт во время беседы помогает клиенту осознать важные для человека незавершенные моменты. В работе не исключены различные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Терапия Перзла     

            Терапия Перлза отрицала использование всяческих философских или психологических теорий. Тем не менее, терапевтическая работа Перлза базировалась на нескольких теоретических понятиях: Фигура и фон: изучая восприятие, последователи гештальттеории пришли к выводу, что человек ставит важную информацию в центр сознания, менее значимые события при этом отодвигаются на задний план. Это утверждение легло в сонову описания функционирования личности. Перлз также говорил о ритмической смене процесса формирования и завершения фигуры. Во время процесса саморегуляции организма, формируется фигура, которая также носит название гештальт. Это неизменное объединение частей, которое нельзя изменить, избегнув его разрушения, оно возникает только на определенном фоне. Из этого фона человек выбирает  важное явление, которое становится гештальтом, зачастую, гештальт - это определенная потребность, удовлетворение которой важно для человека.      Как только потребность удовлетворяется, гештальт становится частью фона, теряя свою важность, а из фона выступает новый гештальт - новое значимое для личности явление. Осознание: ключевое понятие гештальттерапии. Следуя гештальттеории, всю жизнь человек функционирует на основе постоянного осознания окружающего мира и самого себя, своих ощущений, потребностей, эмоций. Все явления, которые не влияют на человека, отступают на задний план. Осознание помогает понять свои эмоции, желания и потребности. Например, существует проблема незавершенных гельштатов - то есть определенная потребность важна для личности, но до конца не осознанна, заблокирована. В итоге человек бессознательно стремится удовлетворить свою потребность, выражая несогласие с тем, к кому ощущает острую неприязнь. Незавершенный гештальт становится причиной изменения психических процессов. Главной задачей гештальттерапии - с помощью специальных приемов закончить формирование гештальта, чтобы дать возможность человеку удовлетворить ту или иную потребность и сформировать новую.

Информация о работе Гештальтпсихология