Гештальттерапия Ф. Перлза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого, лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность гештальттерапии Ф.Перлза….…………………………………..…...5
Заключение…………………………………………………………………….…18
Список использованной литературы……………….…………………………..20

Файлы: 1 файл

гештальттерапия.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: психокоррекция и развитие

 

 

Вариант №8

Гештальттерапия Ф.Перлза

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент   6   курса  группы   8510

специальности    «социальная педагога»

заочного факультета

 

 

Проверил: Манько К. С.

 

 

 

Владивосток   

2013


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Сущность гештальттерапии Ф.Перлза….…………………………………..…...5

Заключение…………………………………………………………………….…18

Список использованной литературы……………….…………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Понятие гештальт-терапии появилось в начале двадцатого века благодаря немецкому психотерапевту Фридриху Саломону (Фрицу) Перлзу. Его теория была основана на трех актуальных в то время психологических школах: экзистенциональной, психоанализе и феноменологии. Основные принципы этого подхода гласят, что психика человека достаточно гибкая и саморегулирующаяся система, она способна приспосабливаться к окружающей ее среде, тогда как сам человек должен нести ответственность за свои желания и действия. Для формирования этой ответственности гештальт-терапия предлагала фокусировать сознание человека на текущем моменте, ведь если нет фокусирования на «сейчас», нет и осознания, а значит, нет и ответственности. Этот принцип «здесь и сейчас», является ведущим в практике гештальт- психологов. Еще один принцип – принцип формы, описывает систему потребностей человека в рамках гештальт- терапии. Этот принцип означает, что потребности человека представляют собой форму, выделившуюся из общего фона. И пока определенные потребности не будут удовлетворены, человек не будет чувствовать себя счастливым и спокойным. Удовлетворение потребности или закрытие гештальта – это основная задача человека. При этом задача эта должна решаться осознано и целенаправленно, реализуя первый и основной принцип ответственности человека за свои поступки.

Гештальт-терапия возникла в русле феноменологического  подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход гештальт-терапии противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом. Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого, лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сущность гештальт-терапии  Ф.Перлза

 

Гештальт-терапия относится к феноменологически-экзистенциальному направлению в психотерапии. При использовании феноменологического метода восприятия чувства и действия пациента не подвергаются интерпретации и объяснению, а переживаются им непосредственно.

Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Одним из основополагающих понятий гештальтпсихологии является понятие отношения фигуры и фона. Исследователи восприятия в русле  гештальт-теории обнаружили: люди организуют поступающую информацию таким образом, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, а менее важная информация отступает на задний план. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности и предположил наличие ритмической смены процессов формирования и завершения фигуры, когда в качестве фигуры выступает потребность, например, получить поддержку или выразить гнев.

Гештальтобразования возникают  на каком-либо фоне или с определенным задним планом. Мы выбираем из фона то, что важно или значимо для  нас, и это важное или интересное нам становится гештальтом. В группах  фигурой обычно является то чувство, которое преобладает над всеми  остальными чувствами и мыслями. Например, чувства гнева, разочарования, страха, радости, сексуального желания  или любви легко могут стать  фигурами, в то время как остальные  компоненты нашего опыта отступают  на задний план.

Как только потребность удовлетворена, гештальт завершается, то есть теряет свою значимость. Он отступает на задний план, освобождая место для формирования нового гештальта. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма. Иногда потребность нельзя удовлетворить, и гештальт остается незавершенным. Гештальтприемы позволяют члену группы сделать фигуру более четкой, с тем чтобы неотреагированные чувства, в конце концов, нашли свое отражение. Таким образом, травмирующий индивидуума гештальт завершается, и возникает возможность перейти к работе над другими скрытыми проблемами.

«Для того чтобы быть способным формировать и завершать гештальты, человек должен полностью осознавать себя в настоящий момент. Осознание и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми понятиями гештальттеории» (Перлз, 1996).

Для удовлетворения своих  потребностей нам необходимо постоянно  быть в контакте с законом своего внутреннего и внешнего мира. Внутренняя зона осознания включает те процессы и события, которые происходят в  нашем теле. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, когда надеваем свитер, ощутив холод, или когда ложимся спать, испытав сильную усталость. Внешняя зона представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в наше сознание в качестве сенсорных сигналов. Информация, поступающая от внутренней и внешней зон, почти не оценивается и не интерпретируется.

Кроме внутренней и внешней  зон, существует еще средняя зона, которую Перлз назвал зоной фантазии. Ее составляют мысли, фантазии, верования, отношение к другим, интеллектуальные или мыслительные процессы. Перлз  полагал, что неврозы возникают  в результате тенденции к сосредоточиванию на средней зоне за счет исключения событий внутренней и внешней  зон.

Требование к членам гештальтгруппы основываться на настоящем, избегать обращения  к прошлому опыту, а также не строить  планы на будущее получило свое полное отражение в утверждении Перлза: «Нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще  не наступило».

В гештальттеории различают  пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект -является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. "Он думает то, чего от него хотят другие".

Проекция - прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции". Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. "Он делает другим то, в чем сам их обвиняет".

Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. "Он делает себе то, что хотел бы делать другим". Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: "Я должен заставить себя сделать это".

Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.

Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".

В результате действия перечисленных  механизмов нарушается целостность  личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское - женское, активное -пассивное, зависимость - отчужденность, рациональность - эмоциональность и так далее.

Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является "избегание". Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции.

 В процессе гештальткоррекции  на пути к раскрытию своей  истинной индивидуальности клиент  проходит через пять уровней,  которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

Первый  уровень - уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего "Я" и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй  уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий  уровень - уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному "Я".

Пятый уровень - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я". Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлз описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.

Информация о работе Гештальттерапия Ф. Перлза