Гигиенические основы организации учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА И РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психогигиена как научная  отрасль гигиены изучает состояние  нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает  на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду  и функции человеческого организма  с целью создания наиболее благоприятных  условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего  времени обязанностью гигиены как  науки было в основном изучение воздействия  внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее  время предметом её главных забот  становится анализ влияния среды  на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего  поколения. Наиболее обоснованными  и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что  мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной  деятельности и осуществляются по тем  же законам природы.

В психогигиене выделяют следующие  разделы:

1) возрастная психогигиена,

2) психогигиена быта,

3) психогигиена семейной  жизни,

4) психогигиена трудовой  деятельности и обучения.

Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся, прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка.

Основными условиями воспитания являются:

- развитие и тренировка  процессов торможения,

- воспитание эмоций,

- обучение преодолению  трудностей.

Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом  и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются  характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических  травм, особенно болезненно переносится  ломка стереотипа.

Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

Психогигиена  быта. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Дружный и сплочённый коллектив  может создать благоприятный  психологический климат. Люди, которые  «всё принимают слишком близко к  сердцу», придают незаслуженное  внимание мелочам, не умеют тормозить  отрицательные эмоции. Им следует  воспитывать в себе правильное отношение  к неизбежным в повседневной жизни  трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда  нужно, и подавить их.

Психогигиена  семейной жизни. Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера  в семье создается при наличии  взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние  на формирование отношений в семье  оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая  обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного  воспитания детей.

Психогигиена  трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии - ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а, в конечном счете, и психическое здоровье.

В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные  формы машин; удобное рабочее  место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической  разгрузки, уменьшающих утомление  и улучшающих эмоциональное состояние  работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.

Задачи психогигиены учебных  занятий следующие;

1) способствовать своевременному  и гармоничному психическому  развитию детей; 

2) стремиться к тому, чтобы  учение приносило детям радость  и протекало на фоне положительных  эмоций, что в свою очередь,  явится залогом психического  здоровья;

3) избегать чрезмерного  умственного напряжения, приводящего  к значительному утомлению детей; 

4) предотвращать психотравмирующие  ситуации в школе.

В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен  начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и  требований:

строгое соблюдение правил поведения;

длительное пребывание в  относительно неподвижной позе;

интенсивная умственная деятельность;

включение в многоликий коллектив  сверстников;

появление нового непререкаемого авторитета учителя и т. д.

Так или иначе, процесс  адаптации к новым условиям социального  существования у многих детей  протекает болезненно, ему сопутствует  период неадекватных реакций. Такие  дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах  нарушают нормы поведения, кричат, бегают или наоборот, замкнуты, пассивны. При  контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У  некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо  спят, капризничают. У большинства  детей адаптация к школе полностью  наступает лишь к середине первого  года обучения. У некоторых она  значительно затягивается. Здесь  велика роль школы. Правильное поведение  педагога - его терпение и доброжелательность, постепенное включение детей  в учебную нагрузку с соблюдением  гигиенических норм - облегчает период адаптации.

Основной формой учебно-воспитательного  процесса признан урок. Степень вызываемого  утомления зависит от утомительности урока отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность - это объективное свойства урока, утомительность же - это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.

Длительность и трудность  урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют  на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип  высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой  он приступил к работе, психическое  состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в  первую очередь зависит от его  длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в  последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации  подлежит длительность отдельных учебных  операций. Установлено, что продолжительность  непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе - 10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

* оно активизирует высшие  отделы мозга, способствует высокой  их возбудимости, улучшает память  и тем самым повышает работоспособность;

* способствует психическому  здоровью.

Обучение должно проходить  на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Источником положительных  эмоций может быть и сама учебная  деятельность детей, когда решение  трудной задачи, радость от преодоления  препятствий показывает ученику  его возможности и способности.

Главным генератором положительных  эмоций учащихся служит интерес к  уроку. А значит, его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует  прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности  отсутствуют.

Не следует, однако, это  переоценивать. Интерес может иногда не уничтожать утомление, а лишь маскировать  его. Некоторые педагоги считают, что  эмоции могут отсрочить и замаскировать  самое тяжёлое и истощающее утомление, которое резко проявится на последующих  уроках.

Отрицательные эмоции, в  противоположность положительным, снижают уровень функционирования нервных структур и психической  деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, получая отрицательные оценки, хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожными в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо. Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определённый дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах: В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает ещё большее недовольство педагога. Создаётся порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.

Предложен даже специальный  диагноз для обозначения неврозов, вызванных неправильным поведением педагога - дидактогении. Поэтому отношение  учителя к ученику должно строиться  на трёх столпах: справедливость, доброжелательность и уважение. Уважение ученика к  учителю считается само собой  разумеющимся, об уважении же учителя  к ученику приходится напоминать. С подростками следует быть особенно осторожными. Для них характерна потребность в самоутверждении, в признании их прав и возможностей со стороны взрослых. Хороню физически  развитые, внешне почти взрослые, подростки  склонны переоценивать своё социальное развитие и болезненно воспринимать его недооценку. В этом источник нередких конфликтов со старшими, в  частности с педагогами. Школьник, даже самый младший, это уже личность и вправе ждать уважения к себе. Это не снизит авторитета учителя, не разрушит необходимой дистанции. Необходимо научиться сочетать требовательность к детям с любовью и уважением  к ним.

Режим дня – это динамическая система распределения нагрузки и отдыха, которая обеспечивает сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Режим  дня ребенка основан на всестороннем учете особенностей его роста, развития, условий жизни и предназначен для установления физиологического равновесия организма со средой, в  которой осуществляется обучение и  воспитание. Таким образом, режим  является основой оздоровительного и профилактического воздействия  на организм всех факторов учебно-воспитательной работы.

Обоснование режима дня учащихся. Режим должен учитывать возрастные особенности ребенка, включать нормальную для него продолжительность сна, его пребывание в общеобразовательной  и специальной (музыкальной, художественной, спортивной) школах. Любой элемент режима дня школьника должен осуществляться в благоприятных условиях (например, готовиться к урокам надо в уютном и гигиенически правильно оборудованном месте, спать в хорошо проветренном помещении и т. д.).

 Чтобы помочь ребенку  и его родителям составить  научно обоснованный режим дня  учащегося, классный руководитель  на родительском собрании информирует  о примерном распорядке дня,  поясняя назначение каждого элемента  режима для успеваемости и  сохранения здоровья школьника.  Вот некоторые из таких рекомендаций.

 Вставать после ночного  сна ребенок должен в 7–7.30 ч  утра. Это приемлемо для учеников  первой и второй смены. Затем  ребенок делает утреннюю зарядку,  совершает туалет, завтракает и  отправляется в школу, куда  он должен прийти за 10–15 мин  до начала занятий, чтобы подготовиться  к уроку. 

 Возвращаться домой  ребенок должен примерно в  одно и то же время, это  воспитывает пунктуальность и  экономит время. Домой ученик  должен идти не торопясь, чтобы  не тратить лишнюю энергию  и иметь возможность побыть  на свежем воздухе. 

 Дома ученик переодевается,  моет руки и обедает. После  этого младшие школьники (особенно  первоклассники и дети, перенесшие  болезни) должны спать 1–1,5 ч,  что необходимо для восстановления  сил и укрепления нервной системы. 

 Здоровые ученики, начиная со второго класса после обеда могут отдыхать на свежем воздухе, например, кататься на лыжах, коньках, санках, играть в подвижные игры и др. После этого ребенок приступает к выполнению домашних заданий (прежде всего средней и повышенной трудности).

 За 1,5–2 ч до сна  дети ужинают. 

Расписание уроков. Чередование  учебных дисциплин в расписании уроков обеспечивает переключение деятельности коры мозга и поэтому предупреждает  утомление детей и соответствует  педагогическим требованиям.

Информация о работе Гигиенические основы организации учебной деятельности