Гиперактивность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….


8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………

8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….


24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………


70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Быструхиной Л.ю А..docx

— 283.20 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….

 

 

8

    1. Проблема гиперактивности в отечественной  и зарубежной литературе…………………………………………………………………

 

8

    1. Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

 

17

    1. Подвижные игры  как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….

 

 

24

ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной  программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..

 

 

37

    1. Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

 

37

    1. Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..

 

 

49

    1. Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………

 

 

70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

78

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………

81

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….

86


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.

Младшее школьное детство – это период (7-10 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

- доминирующая роль семьи  в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;

- доминирующая роль школы  в формировании и развитии  социально-познавательных интересов;

- возрастание способности  ребенка противостоять отрицательным  влияниям среды при сохранении  главных защитных функций за  семьей и школой. Младший школьный  возраст – последний период  детства. Впереди – отрочество, следующий  возрастной этап, когда ребенок  превращается в подростка и  отделяется от родителей и  учителей, ориентируется на сверстников  и молодежь. Тогда гораздо труднее  будет «вложить» в него свои  взгляды на жизнь, свои ценности  и идеалы, отношение к миру, к  людям и делу.

Наибольшее количество опубликованных работ по изучению гиперактивности составляют исследования клинического направления. Психофизиологической основой гиперактивного поведения в этих работах является незрелость, несовершенство, нарушения и расстройства работы мозга (по типу минимальных мозговых дисфункций – ММД). Однако, остаётся неясным как гиперактивность соотноситься с минимальными мозговыми дисфункциями: в одних исследованиях они выступают по отношению друг к другу как следствие и причина, в других изучаются параллельно и независимо друг от друга, в третьих – гиперактивность выступает одним из структурных компонентов самих ММД (Н. Н. Заваденко, Ю. С. Шевченко, Г. Е. Сухарев,                              К. С. Лебединская, В. А. Гурьева).

Исследующие проблему гиперактивного поведения как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей, считают, что основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдром дефицита внимания» (Н. Н. Заваденко,            Т. Ю. Успенская).

Группа исследователей считает, что основные проявления гиперактивности делит на три блока: дефицит внимания, двигательная расторможенность, импульсивность (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).

Мнение других исследователей сводится к тому, что существующая система обучения не приспособлена к работе с гиперактивными детьми            (Е. Ю. Федоренко, Н. Ф.  Логинова).

Возникновение гиперактивности может быть обусловлено органическими поражениями центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетическими факторами, приводящими к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Гипотеза исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного будет эффективным, если:

– учитываются возрастные и индивидуальные особенности, у гиперактивных  детей младшего школьного  возраста;

– разработана и успешно реализована программа по использованию подвижных игр как средства коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

  1. изучить возрастные и психологические особенности развития детей   младшего школьного возраста;
  2. раскрыть особенности гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста и причины его возникновения;
  3. рассмотреть подвижные игры, как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста;
  4. разработать и реализовать программу, направленную на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр.

Для решения поставленных задач выбраны следующие методы исследования:

    1. Теоретические методы: анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
    2. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).
    3. Методы математической обработки данных (критерий Т-Стьюдента).

Методики:

  • Методика «Анкета для родителей детей 7-10 лет для выявления гиперактивности» (Заваденко Н.Н., 2005).
  • Методика «Краткая шкала оценки симптомов гиперактивности».
  • Методика «Цветовой тест Люшера» для выявление и анализа субъективного эмоционального состояния человека.

Научная новизна исследования:

  1. Систематизированы имеющиеся в литературе данные о гиперактивном поведении; выделены особенности гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста. На основе анализа имеющейся литературы, результатов экспериментального исследования детей с гиперактивностью и дефицитом внимания выделяется самостоятельный вариант - гиперактивное поведение.
  2. Разработана технология проведения диагностического обследования и алгоритм обработки полученных данных, позволяющие выявить гиперактивное поведение у детей младшего школьного возраста.
  3. Используются подвижные игры, как средство психолого- 
    педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего 
    школьного возраста.

Теоретическую основу исследования по проблеме гиперактивности и ее влияния на личность ребенка составили работы Л. С. Чутко (понятие гиперактивности, причины проявления), И. В. Мочалова (признаки гиперактивности), В. С. Мухина (описание поведения гиперактивных детей),     О. А. Насырова (психические особенности самосознания младших школьников), Н. Н. Заваденко (Гиперактивность: факторы риска), С. Харланд (как помочь нестандартным детям), Р. Баркли, К. Бентон (критерии выявления гиперактивности) и другие. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста изучали Л. С. Выготский, Е. В. Мурашова,          Л. С. Чутко.

Практическая значимость:

- предложена программа по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведение детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр.

- разработаны методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведение детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр для педагогов и родителей.

Разработанная программа может быть рекомендована специалистам образовательных учреждений и  дополнительного образования детей.

Экспериментальная база исследования: дети младшего школьного возраста с  гиперактивным  поведением  МБОУ СОШ № 5 г. Кирова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста

средствами подвижных игр

1.1. Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе

Проблема гиперактивность занимает достаточно весомое место в зарубежной и советской педагогической мысли.

Впервые эта проблема рассматривалась в конце XIX века в книге            Ф. Шольца «Недостатки в характере ребенка. Вторая золотая книжка» была выделена и описана группа детей, называемая им «беспокойными, трудными» детьми [46, с. 62].

По словам автора, подобный ребенок от других отличается тем, что подвижность у него распространяется большей частью на весь организм. Руки и ноги находятся в беспокойном произвольном движении, но данные движения эти дети выполняют не твердо и уверенно, а, напротив, они излишне «мечутся» во все стороны и своей неуклюжестью лишь осложняют дело. Таких детей, пишет автор, можно назвать «трепещущими», а болтливость ничто иное, как перенесение мускулатурного беспокойства на область речи [46, с. 84].

На наш взгляд, достаточно условное обозначение весьма сложного и противоречивого феномена детского поведения, поэтому и сегодня по-прежнему дискуссионных остаются вопросы: определения понятия «гиперактивность» и его содержание, выделение основных структурных компонентов и связей между ними.

Из анализа отечественной и зарубежной литературы следует, что гиперактивное поведение уже стало объектом исследования различных специалистов, однако наибольшее число опубликованных работ является исследованиями клинического направления.

Однако неясно, говорят ли они о связи гиперактивности с эмоциональными проявлениями, или же о том, что эмоциональная сфера предоставляет собой один из структурных компонентов гиперактивности.

Одно из недавних исследований, выполненных в русле клинического подхода и посвященных данной проблеме, так и называются «Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста»  (Насырова О. А. 1999). В этой работе картина гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста представлено сочетанием собственно двигательной расторможенности, повышенной отвлекаемости, то есть нарушений внимания и эмоционально-волевых расстройств. Эти нарушения, по данным автора, находятся в различных соотношениях, проявляются не постоянно и имеют не отчетливый ситуационный характер. Особенно сложной для лечебно-коррекционный работы являются случаи гиперактивного поведения с ярко выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы      [31, с. 103].

В работе Д. Добсона гиперактивное поведение и проявление повышенной активности рассматривается как болезнь или недуг.

Повышенная двигательная активность не контролируемая, включает склонность ребенка быстро отвлекаться, находиться в постоянно беспокойном состоянии и неспособность к двигательной концентрации внимания. У таких детей также могут быть проблемы визуального восприятия, заключающиеся в неспособности правильно воспринимать смысл символа и печатного материала, а так же проблемы эмоционального характера; при наличии последних, болезнь трудно поддается лечению. Следуя этой точке зрения автора, можно заключить: нарушение визуального восприятия и эмоционального нарушения не является специфическими для гиперактивного поведения [15, с. 98].

Анализ работ клинического направления позволяет сделать следующие выводы:

1.Психофизиологической основой  гиперактивного поведения у ребенка  может являться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы  мозга (по типу малых мозговых  дисфункций)

2.Проявление гиперактивного  поведения ребенка, захватывает  несколько сфер, среди которых  чаще всего встречается разные  варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности, нарушения эмоционального поведения, дефицит внимания.

Перейдем к рассмотрению проблемы гиперактивности в психолого-педагогических исследованиях. Нужно отметить, что в отечественной психологии почти нет работ, специально посвященных изучению гиперактивных детей. Немногие исследования касаются лишь отдельных характеристик детей с таким типом поведения.

Информация о работе Гиперактивность младшего школьника