Гиперактивный ребёнок: организация психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 11:58, реферат

Описание работы

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности
Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены.

Содержание работы

1. Понятие гиперактивный ребёнок.
2. Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка
3. Три «западни»
4. Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания
5. Памятка педагогу
6. Заключение
7. Список литературы
8. Приложение 1.

Файлы: 1 файл

гиперактивныйребенок.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социальной технологии

Направление «Психолого-педагогическое образование»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по дисциплине: Технологии психологической помощи детям.

Тема: «Гиперактивный ребёнок: организация психологической помощи»

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка Кайсина А. Д.

ИППСТ, гр. ЗБ-050400-31

Проверила:

преподаватель кафедры ПРиДП

к.н. Андреева М.В.

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2015г.

Содержание:

 

  1. Понятие гиперактивный ребёнок.
  2. Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка
  3. Три «западни»
  4. Рекомендации для  педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания
  5. Памятка педагогу
  6. Заключение
  7. Список литературы
  8. Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

 

 Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и "видика" - вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация. Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных - бесполезно, их надо сперва подлечить.

 

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

 

Понятие "невнимательность" в данном случае складывается из следующих признаков:

 

- Обычно  ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки  при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).

 

- Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.

 

- Ребенок  не умеет доводить выполняемую  работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает  свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.

 

- Ребенок  испытывает огромные трудности  в процессе организации собственной  деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).

 

- Ребенок  избегает заданий, которые требуют  длительного умственного напряжения.

 

- Ребенок  часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.

 

- Ребенок  легко отвлекается на посторонние  стимулы.

 

- Ребенок  постоянно все забывает.

 

Для того чтобы поставить ребенку диагноз "невнимательность", у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

 

Понятие "гиперактивность" включает в себя следующие признаки:

 

- Ребенок  суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он  беспричинно двигает кистями  рук, стопами, елозит на стуле, постоянно  оборачивается.

 

- Ребенок  не в состоянии долго усидеть  на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.

 

- Двигательная  активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он  просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя  порой это бывает далеко не  безопасно.

 

- Ребенок  не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.

 

- Ребенок  всегда нацелен на движение.

 

- Часто  бывает болтливым.

 

Понятие "импульсивность" включает в себя следующие признаки:

 

 

- Ребенок  часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.

 

- Ребенок  с трудом дожидается своей  очереди, независимо от ситуации  и обстановки.

 

- Ребенок  обычно мешает другим, вмешивается  в разговоры, игры, пристает к  окружающим.

 

Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

 

 Неусидчивость: в каком случае следует обращаться  к врачу

Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана. Часто, когда родители решают обратиться к врачу в связи с возникшими проблемами, их терпение достигает предела, они больше не могут выносить его поведения.

 

Можно перечислить целый ряд причин неусидчивости ребенка.

 

Такое поведение может быть связано с расстройствами слуха или зрения, заболеванием щитовидной железы, недостаточными умственными способностями, скукой, депрессией, тревогой, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями и побочным действием некоторых препаратов.

 

Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

 

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

 

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

 

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к  врачу. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

 

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми. Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в поведении ребенка через одну–три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

 

При воспитании гиперактивного ребенка используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.

 

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

 

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуйте сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее». Даже если вы уверены на 200 %, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

 

Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут прийти упражнения по релаксации – глубокое дыхание или йога. Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

 

 

 

Что делать в сложной ситуации?

 

 

1. Научиться  не придавать «поступку» чрезмерного значения, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, кода взрослый всем своим видом дает понять: «давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его поступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы жесткие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность. Ребенок должен осознать, что требование – это не прихоть взрослого, а отказ – это не демонстрация враждебности, не наказание за поступок или просто ваше невнимание к просьбе.

 

2. Никогда  не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

 

3. Не отождествлять  проступок (нарушение поведения) и  ребенка. Тактика «ты плохо себя  ведешь – ты плохой» прочна, она закрывает ребенку выход  из ситуации, снижает самооценку, создает ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»

 

4. Обязательно  объяснить ребенку, в чем проступок  и почему так себя вести  нельзя. Однако, если мама чуть  что срывается на крик, а папа  всегда готов шлепнуть, вряд ли можно объяснить ребенку, что кричать и драться нехорошо.

 

5. Не стоит  злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить  перед другими взрослыми и  сверстниками. Это унижает, рождает  обиду и боль. Ребенок может  не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая».

 

6. Не стоит  ставить в пример непослушному  ребенку хороших братьев и  сестер, сверстников, укоряя «есть  же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, – это не очень хороший пример для детей.

 

Жестокое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка

 

 

Необходимо изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

 

· Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.

 

· Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании.

 

· Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.

 

· Не давайте  ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».

 

· Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).

 

· Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

 

· Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

 

· Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.

 

· Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

 

Необходимо изменение микроклимата в семье:

 

· Уделяйте ребенку достаточно внимания.

Информация о работе Гиперактивный ребёнок: организация психологической помощи