Гипнотическое состояние. Механизмы гипнотических состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования являются общие механизмы психических процессов, гипнотических внушений и результат их деятельности.
Предметом является воздействие внушения и гипноза на психику и поведение человека, рассмотрение внушаемости и гипноза с современной и психологической точек зрения.
Цель работы – изучение влияния внушения и гипноза на человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ГИПНОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. МЕХАНИЗМЫ ГИПНОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 3
2. ГИПНОТИЧЕСКИЕ ВНУШЕНИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

гипнотическое состояние психологии.docx

— 114.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 2

1.Гипнотические состояния. Механизмы  гипнотических состояний 3

2. Гипнотические внушения 9

Заключение 12

Список использованной литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Актуальность темы  обусловлена тем, что в настоящее  время механизмы гипнотических  состояний почти не исследованы.  При данном состоянии наших  знаний о гипнозе, как таковом,  не удивительно, что все объяснения  успешности и не успешности  гипнотизера сводятся только  к технической стороне. Не исследована  также и феноменология сверхглубоких  трансовых состояний, при которых возможно появление архетипических образов коллективного бессознательного, галлюцинаций.

   Со времен использования  гипноза жрецами, различного рода  магами и колдунами, все изучения  феномена гипноза и гипнабельности были сосредоточены в основном на трех направлениях исследований:

  • разработка способов активации данного свойства, то есть способов введения в гипнотическое состояние;
  • классификация различных уровней гипнотического состояния (в основном по восприятию внешней реальности и частично внутренней);
  • определение возможностей воздействия на человека, находящегося в гипнотическом состоянии посредством внушения, как в плане нормализации физического здоровья, так и в психологическом аспекте.

   В течение тысяч лет существования человеческой цивилизации багаж знаний о феномене гипноза и такого свойства живой материи, как гипнабельность, мало увеличился. На новом витке развития современной науки мы видим свою задачу в том, чтобы сосредоточить в содружестве с учеными различных направлений наши усилия на исследовании феномена гипноза как такового. Наиболее подходящим полигоном для данных исследований в настоящее время являются перинатальная психология и медицина. Исследования в этой области могут дать верифицируемые (опрос родителей и медперсонала), но априори не известные ребенку (забытые, не вербализуемые во взрослом состоянии) факты.

   Объектом исследования  являются общие механизмы психических процессов, гипнотических внушений и результат их деятельности.

   Предметом является воздействие внушения и гипноза на психику и поведение человека, рассмотрение внушаемости и гипноза с современной и психологической точек зрения.

   Цель работы – изучение влияния внушения и гипноза на человека.

 

 

 

 

 

  1. Гипнотические состояния.

Механизмы гипнотических  состояний.

 

 

Чтобы понять механизмы гипнотических  состояний, совершенно   

необходимо получить общие  представления об организации памяти мозга и 

соответствующих механизмах психических процессов в системной  нейрофизиологии. Словосочетание "гипнотическое состояние" точно пока

нигде не определено, но обычно под ним подразумевается некое зависимое

от определенных воздействующих факторов состояние психики,

альтернативное свободно осознаваемому управлению вниманием - воле .

   Из общих представлений о механизмах психических процессов непосредственно вытекает, что гипнотическим состоянием можно назвать

все, что не соответствует  отработанной жизненным опытом закономерности

перемещения фокуса осознания - внимания и остающееся в определенной

зависимости от этих факторов. Осознаваемое внимание представляет собой сужение каналов осознанного  восприятия внешней и внутренней рецепции (и реакций, соответственно) в зависимости от текущего максимума актуальности, значимости и новизны воспринимаемого и зависит от условий текущего восприятия, перемещаясь от зон, утративших актуальность после изменения условий в зоны, ставшие актуальными.

   Войдя в дом с улицы, мы переключаемся на ту модель Я,  которая нарабатывала опыт в домашних условиях, и делаем недоступной личностную модель опыта для улицы (хотя она локально и изолированно продолжает быть активной до тех пор, пока не будет погашена общим торможением во время сна). Это - селективность понимания ситуации в зависимости от контекста условий.

   Признаки для переключения активности самоосознания воспринимаются извне вместе с изменением внешних условий, но момент переключения возникает с пусковым стимулом (как и вообще любой акт внешне наблюдаемого или внутреннего переключения активности). Нечто, определяемое состоянием личного жизненного опыта, некий завершающий уверенность в переключении признак внешних условий (может быть, преступив порог дома), производит переключение канала осознания, и тогда контекстопыта для улицы нам становится временно недоступен, зато мы наиболее оптимально погружаемся в контекст опыта для дома (это несколько упрощенная схема). И в этом плане становимся уже несколько иной личностью (потому как жизненный опыт в данных условиях будет формироваться и корректироваться именно здесь). Очень разительные отличия личностного поведения наблюдаются у алкоголика или наркомана в его двух основных состояниях приобретения опыта: наркотическом и трезвом. Те, кто имел несчастье наблюдать таких людей живьем, всегда замечают эту огромную разницу, включающую даже различия до противоположности морали и этики. 
Важно то, что для каждых условий формируется своя контекстно-зависимая модель личности со своим специфическим опытом.  
Напомню, что первичным переключателем стиля поведения является наиболее общая эмоция: хорошо или плохо [106]. Для этих двух полюсов формируется самый общий стиль поведения. Каждый из полюсов, в свою очередь, в зависимости от специфики условий может уточняться более частными отрицательными или положительными эмоциональными контекстами (называемыми просто эмоциями), эволюционно формируемыми, начиная от сложности организации нервной системы, примерно соответствующей птицам. Это обеспечивает формирование специализированных по опыту личностей, специфически и оптимально (наиболее быстрое время осознания-реакции) настроенных на стиль агрессии, страха, любви, охоты и т.п. Каждая более частная специфика условий сужает круг возможных реакций и характеристики, проявляемые личностью до тех пор, пока совершенно конкретный пусковой стимул не приведет к конкретной реакции в наиболее узком контексте поведения.  
Распознавание нужного контекста зависит от множества внешних и внутренних условий и практически никогда не бывает 100% адекватно существующей ситуации настолько, насколько ситуации не могут быть идентичными (об ошибках распознавания и отчего они возникают смотрите в Илюзии восприятия ). То, что имеет высокий статус уверенности не осознается, а выполняется в виде поведенческого автоматизма [29]. 
Поэтому невозможно провести четкой границы между "соответствует" или "не соответствует" отработанной жизненным опытом закономерности перемещения фокуса осознания". Т.е. личность, в области поведенческих автоматизмов, практически всегда находится в некоторой степени неадекватности действительности, в некотором "гипнотическом" состоянии (выше: гипнотическое состояние - зависимое от определенных воздействующих факторов состояние психики, альтернативное свободно осознаваемому управлению вниманием - воле), выражающем некоторую иллюзию, - закрепленное в автоматизме собственное представление о ситуации, что постоянно и корректируется с каждым осознаваемым поведенческим актом в виде уточняемого жизненного опыта. 
   Степень гипнотического состояния может быть самой разной: до "полной" неадекватности, в зависимости от воспринимаемых признаков и личного жизненного опыта. Признаки, влияющие на внимание и его переключение, могут быть как внешние (среда, влияние других организмов в виде вербальных и невербальных сигналов), так и внутренние, в том числе и вполне осознаваемо выбираемые (осознанное управление вниманием). Но любое изменение внешних признаков, хоть сколько-то значимое и новое для личности, всегда приводит к некоторому или даже радикальному изменению внимания.  
   Если суметь найти наиболее важные, значимые признаки для тех или иных ситуаций, можно целенаправленно контролировать переключение внимания. Это тем более доступно, чем более сужено, подавлено осознание личности, на которую оказывается воздействие. Но и при полном осознании, зная то, что для данной личности безусловнозначимо, возможно управлять переключением осознаваемого внимания вплоть до полного контроля, т.е. подмены сознания личности сознанием контролирующим сознанием. Так, можно, не зависимо от внешних признаков восприятия, заставить переключиться точку осознания в совершенно не соответствующую им модель личности, например, осознать себя маленьким ребенком, великим художником, или камнем у дороги. Поведение станет полностью соответствовать этой личной модели. И при этом потерянная связь с признаками, на которые уже были настроены функции распознавания ситуаций жизненного опыта, может привести к невозможности выйти из этого состояния.  
   Существуют видовые и формируемые индивидуально условия, особенно благоприятствующие воздействию различных факторов, вызывающих зависимые от них гипнотические состояния. Так, если положить курицу боком на темный пол и провести мелом полосу у нее перед глазами, та оказывается в замершем состоянии, как и если просто перевернуть ее верх ногами за ноги. Котенок входит в подобное состояние, если язять его за шиворот. 
   У людей, как у других животных, это - особые сочетания внешних признаков, которые мгновенно распознаются как те или иные свойства окружающего. Такими являютсяпризнаки симпатичности, по которым моментально выносится внутреннее мнение о привлекательности увиденной особи. При этом не имеет значения человек это, другое животное или даже контурный рисунок: если только заветный набор признаков (таких наборов немало) увиден, впечатление - получено.  
Точно таким же образом идентифицируются и навязываются восприятию множество других сочетаний признаков: антипатии, опасности, лидерства, женственности и т.п. 
   Во многом эти признаки одинаковы для представителей одной культуры. При умелом манипулировании становится возможным внушать нужное отношение и состояние человеку, используя множество каналов неосознаваемой, невербальной информации. Во многом жизненный опыт общения формирует способности влиять на других людей. Но, кроме того, особую роль и силу имеет слово, как символ, вмещающий в себя (заменяющей собой) внешние сочетания признаков. Умело подбирая слова, можно повлиять в той или иной степени практически на любого человека. Устоявшееся представление, что есть поддающиеся гипнозу, а есть устойчивые, неверно: влиять можно на любого. Но люди различаются по тому, как именно распознается ими то или иное сочетания и, конечно, есть такие, у которых стандартный набор вызывает другие ассоциации.  
Внушение словом или невербальными признаками тем успешнее, чем меньше способности сознания данной личности к волевому изменению внимания. Поэтому внушение облегчается предварительным созданием полудремотного или вообще сонного состояния. Механизмы, включаемые при этом, несколько отличаются от внушения в бодрствующем состоянии тем, что внушение идет без вмешательства осознания, в обход контроля сознания и даже бессознательных сторожевых функциональных систем, по каналам, которые психика не может считать не доверительными.  
Доверительность получаемого извне очень значима. Воспринятые наборы признаков, важность которых для личности высока, всегда привлекают внимание и способны конкурировать с осознанным управлением вниманием. Поэтому внушенные гипнотические состояния могут осуществляться и без засыпания в полном, но бессильном осознании происходящего. Признаки авторитарности источника информации делают все, исходящее от него очень важным. А механизмы доверчивого обучения, необходимые на ранних стадиях развития, при внушении авторитетом подчиняют возможности осознанного управления вниманием. Поэтому для практикующего внушение гипнотических состояний очень важен его авторитет. Воздействие он и начинает с внушения авторитета, а если такой авторитет уже есть, то использует его. 

   При гипнозе испытуемый, который хочет этого и готов к сотрудничеству (в большинстве ситуаций это единственное, что от него требуется), отдает какую-то часть контроля за своим поведением гипнотизеру и принимает некоторое искажение реальности. Используя различные приемы, гипнотизер вызывает состояние гипноза. Например, испытуемого можно попросить сконцентрировать все мысли на небольшой мишени (скажем, на чертежной кнопке, воткнутой в стену) и при этом постепенно расслабляться. Можно внушать сонливость, поскольку, как и сон, гипноз — это расслабленное состояние, в котором человек не соприкасается с обычными требованиями окружения. Но сон — это только метафора. Испытуемому говорят, что на самом деле он не заснет, а будет продолжать слушать гипнотизера.

   То же самое состояние можно вызвать иными приемами, чем релаксация. Для сверхбодрого гипнотического транса характерны повышенные напряжение и бодрость, а вхождение в такое состояние представляет собой активный процесс. Например, в одном исследовании испытуемым во время «езды» на неподвижном лабораторном велосипеде внушалось, что они сильные и бодрые, и при этом они так же реагировали на гипнотические внушения, как и испытуемые, находящиеся в обычном расслабленном состоянии (Banyai & Hilgard, 1976). Этот результат позволяет отвергнуть обычное отождествление гипноза с релаксацией, но согласуется с методами введения в транс во время круговых движений — они применялись «танцующими» дервишами в некоторых мусульманских религиозных общинах (дервиши — члены мусульманских суфийских братств. — Прим. перев.).

   Современные гипнотизеры не используют авторитарные команды. На самом деле после небольшой тренировки испытуемые могут гипнотизировать себя сами (Ruch, 1975). Испытуемый входит в гипнотическое состояние, когда соблюдаются необходимые условия; гипнотизер просто помогает создать эти условия. Для гипнотического состояния характерны следующие изменения.

  • Планирование действия прекращается. Глубоко загипнотизированный испытуемый не стремится инициировать деятельность, а ждет, чтобы гипнотизер предложил ему что-то сделать.
  • Внимание становится более избирательным, чем обычно. Испытуемый, который инструктируется слушать только голос гипнотизера, будет игнорировать все остальные голоса в комнате.
  • Легко вызываются богатые фантазии. Испытуемый может обнаружить, что он наслаждается ощущениями, находясь в месте, удаленном в пространстве и времени.
  • Критерии реальности снижены, а искажения реальности принимаются. Испытуемый может некритично принимать галлюцинаторные ощущения (например, разговаривать с воображаемым человеком, который, по его убеждению, сидит в соседнем кресле) и не будет пытаться проверять, реален ли этот человек.
  • Внушаемость повышается. Испытуемый должен принимать внушения, чтобы вообще быть загипнотизированным, но повышается ли внушаемость под гипнозом — несколько спорный момент. При тщательном исследовании было обнаружено некоторое повышение внушаемости после вхождения в гипноз, хотя оно было меньше, чем обычно полагают (Ruch, Morgan & Hilgard, 1973).
  • Часто имеет место постгипнотическая амнезия. Бурно реагирующие гипнотические испытуемые забывают все или почти все происходившее во время гипнотического сеанса, если им давалась инструкция на забывание. Когда дается условный сигнал отмены инструкции, воспоминания восстанавливаются.

 

Как показано на рис. 6.4, не все  индивиды одинаково чувствительны  к гипнозу. Примерно 5-10% популяции  не сможет загипнотизировать даже опытный  гипнотизер, а у остальных восприимчивость  очень разная. Однако если человека удается загипнотизировать в  одном случае, он, скорее всего, будет столь же податлив и в другом.

Рис. 6.4. Индивидуальные различия в гипнабельности. 

   После применения стандартной процедуры, предназначенной для введения субъекта в гипнотическое состояние, исследователи применили 12 тестовых внушений из Стэнфордской шкалы гипнотической внушаемости к 533 испытуемым. Целью эксперимента было установить наличие гипнотических реакций, упомянутых в тексте (например, неспособность согнуть свою руку или разъединить сцепленные пальцы, когда гипнотизер предлагает такую возможность). Реакция оценивалась по признаку есть/нет, и количество имевшихся реакций суммировалось у каждого испытуемого, давая показатель в диапазоне от 0 (абсолютно не реагировавшие испытуемые) до 12 (максимально реагировавшие). Большинство испытуемых попали в середину диапазона; испытуемых с очень высоким и очень низким показателем было очень мало.

   Можно было бы предположить, что у индивидов, сильно реагирующих на гипноз, будет такая же сильная внушаемость или уступчивость и в других социальных ситуациях. Однако исследования показывают, что это не так; личностные тесты для измерения уступчивости не подтверждают ее существенной корреляции с гипнотической внушаемостью. Хорошим показателем гипнотической внушаемости является богатое воображение индивида, его способность получать удовольствие от грез и генерировать живые мысленные образы .

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гипнотические внушения

 

   Внушения, даваемые испытуемому под гипнозом, могут приводить к разнообразным видам поведения и ощущений. Можно повлиять на моторный контроль человека, можно забыть новое или оживить память о прошлом, да и текущее восприятие может радикально измениться

Внушения, даваемые испытуемому  под гипнозом, могут приводить  к разнообразным видам поведения  и ощущений. Можно повлиять на моторный контроль человека, можно забыть новое  или оживить память о прошлом, да и текущее восприятие может  радикально измениться.

 

Контроль движений

 

   Многие испытуемые под гипнозом реагируют на прямое внушение непроизвольными движениями. Например, если человек стоит с вытянутыми вперед руками и ладонями, обращенными друг к другу, а гипнотизер внушает, что ладони испытуемого притягиваются друг к другу, руки скоро начинают сближаться и испытуемый чувствует, что их двигает какая-то сила, которую он не применял. Прямым внушением можно также подавлять движение. Если гипнабельному испытуемому говорят, что рука затвердела (как железный брусок или как рука в гипсе), а затем просят руку согнуть, она не будет сгибаться или, чтобы ее согнуть, потребуется больше усилий, чем обычно. Эта реакция встречается реже, чем внушенное движение.

Испытуемые, выведенные из гипноза, могут реагировать движением  на условный сигнал гипнотизера. Это  называют постгипнотической реакцией. Даже если внушение было забыто, испытуемые будут вынужденно осуществлять это поведение. Они могут пытаться придумать такому поведению рациональное основание, несмотря на то что стремление выполнить его было импульсивным. Например, молодой человек искал рациональное объяснение тому, почему он открыл окно, когда гипнотизер сняла очки (это был условный сигнал), сказав, что в комнате немного душно.

 

Постгипнотическая амнезия

 

   Под внушением гипнотизера события, происходящие во время гипноза, могут быть «забыты», пока сигнал гипнотизера не позволит испытуемому их вспомнить. Это называют постгипнотической амнезией. По своей внушаемости к постгипнотической амнезии испытуемые сильно различаются, что отражено на рис. 6.5. В этом исследовании воспроизводимыми элементами служили 10 действий, которые испытуемые выполняли, находясь под гипнозом. Некоторые испытуемые не забыли ничего или всего 1-2 элемента; большинство испытуемых забыли 4-5 элементов. Однако значительное число испытуемых забыли все 10 элементов. Такое бимодальное распределение, выявившее две различные группы испытуемых, было обнаружено во многих исследованиях постгипнотической амнезии. Группа испытуемых с более полным воспроизведением более многочисленна, и предположительно в ней представлены средние гипнотические респонденты; меньшая группа — испытуемые, забывшие все 10 элементов, — была квалифицирована как гипнотические виртуозы. Разная полнота воспроизведения этими двумя группами вслед за гипнотическим внушением, видимо, не связана с различиями в объеме памяти: после того как эта амнезия отменяется условным сигналом гипнотизера, испытуемые с сильной амнезией вспоминают столько же элементов, сколько испытуемые со слабой амнезией. Некоторые исследователи предположили, что гипноз временно мешает способности человека воспроизводить определенный элемент из памяти, но не влияет на реальное хранение в памяти (Kihlstrom, 1987).

Рис. 6.5. Распределение  постгипнотической амнезии. 

Испытуемые под гипнозом выполняли 10 действий, а затем им дали инструкцию на пост- гипнотическую амнезию. Когда их спрашивали, что происходило под гипнозом, испытуемые могли вспомнить разное количество действий: количество действий, забытых данным испытуемым, варьировалось от 0 до 10 элементов. В эксперименте участвовал 491 испытуемый, и график показывает количество испытуемых для каждого количества забытых элементов. На этом графике видно бимодальное распределение постгипнотической амнезии с максимумами забывания 4 и 10 элементов.

 

Возрастная регрессия

Информация о работе Гипнотическое состояние. Механизмы гипнотических состояний