Государство и личность: взаимная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 00:53, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных этапов развития взаимоотношений государства и личности, способов влияния государства на личность и личности на государство. Основными задачами данной работы являются обозначение понятий личности и государства, исследование развития взаимоотношений государства и личности, выявление значения принципа взаимной ответственности государства и личности. Кроме того, исследуем механизмы обеспечения прав личности в различных государствах.

Содержание работы

Личность
Государство
Эволюция взаимоотношений государства и личности
Принцип взаимной ответственности государства и личности
Механизм обеспечения прав личности в различных государствах

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 26.72 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Личность

Государство

Эволюция  взаимоотношений государства и  личности

Принцип взаимной ответственности государства  и личности

Механизм  обеспечения прав личности в различных  государствах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблема  прав личности и ее отношений в  государстве с различными субъектами политической системы является центральной  в науке теории государства и  права. Взаимная ответственность государства  и личности - основной принцип взаимоотношений  в правовом государстве. Положение  личности находит выражение, прежде всего, в совокупности прав, свобод, обязанностей, законных интересов. Личность должна иметь возможность полноценно реализовывать свои права, помня об ответственности перед обществом и государством за свои поступки.

     Целью данной работы является выявление основных этапов развития взаимоотношений государства  и личности, способов влияния государства  на личность и личности на государство. Основными задачами данной работы являются обозначение понятий личности и  государства, исследование развития взаимоотношений  государства и личности, выявление  значения принципа взаимной ответственности  государства и личности. Кроме  того, исследуем механизмы обеспечения  прав личности в различных государствах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть

     Личность

     Определим основные понятия в данной теме. Для этого выясним, что же такое  личность и государство.

     Обратимся к «Большому юридическому словарю». В данной книге дано такое определение: «Личность – человек как активный субъект общественных отношений. Объединяет категории гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства». Из определения видно, что понятие личность включает в себя систему социально значимых свойств человека, характеризующих его как члена общества и гражданина. То есть личность невозможно представить отдельно от общества и государства, т.к. она находится в постоянном взаимодействии с ними. Выполняя любое действие, человек прямо или косвенно видоизменяет окружающую действительность и важно, чтобы эти действия не нарушали законные права других граждан. В этом случае государство выступает в роли регулятора взаимоотношений личности и общества.  

     Государство

     Что же такое государство с правоведческой точки зрения? Обратимся  вновь  к «Большому юридическому словарю».

     Государство – 1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм Г., его аппарат; 2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.). 3) как субъект международного права – основной участник международных отношений. Включает как политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным характеризующим качеством является суверенитет.

     Государство обладает рядом функций, которые  отличаются в зависимости от сферы, в которой они осуществляются. В экономической сфере они  проявляются в долгосрочном планировании и прогнозировании экономического развития страны, формировании бюджета  и контроле за его расходованием, установлении системы налогов. В политической сфере жизни общества государство охраняет законность и правопорядок, права и свободы граждан, предотвращает и урегулирует межнациональные и религиозные конфликты, оказывает помощь вынужденным переселенцам и иммигрантам. В социальной сфере государство осуществляет социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, безработных, многодетных семей, пенсионеров). В культурной сфере государство оказывает поддержку и финансирование искусства, национальной культуры, заботится о нравственном здоровье общества.

     Кроме того, государство заботится об экологической  обстановке, охраняет собственные границы  от несанкционированного проникновения  и внешней агрессии. Государство  сотрудничает с другими государствами, оказывает социальную, культурную, экономическую помощь.

    Для обеспечения выполнения своих функций  любое государство создает специальную  структурную организацию, называемую государственным аппаратом (систему  взаимосвязанных и взаимодействующих  звеньев, называемых органами власти и  действующих от его имени).

    Действия  государства, как правило, способствуют осуществлению прав человека и личности, дают возможность в рамках закона выражать свою волю и выполнять определенные действия, направленные на собственное  благо.

    Эволюция  взаимоотношений  государства и  личности

    Отношения между государством и личностью  можно увидеть по тому количеству прав и обязанностей, которое государство  определяет для своих граждан.

    Проанализируем  появление законов, закрепляющих различные  права человека и личности.

    Первое  поколение составляют традиционные либеральные ценности: право на свободу  мысли, совести, на равенство перед  законом, на жизнь, свободу, безопасность и др. Данные права реализуют «негативную  свободу», защищают частную жизнь  от вмешательства в нее со стороны  других субъектов права.

    Второе  поколение прав человека составляют экономические, социальные, культурные права, которые именуются также  «позитивными». Они стали результатом  социальных реформ. Здесь акцент делается не на невмешательстве государства  в частную сферу, а, наоборот, на активной деятельности государства в области  гарантированности этих прав.

    Третье  поколение прав человека получило развитие после второй мировой войны и  связано с так называемыми  коллективными правами. Это в  основном права народов на самоопределение, на свободу от вмешательства в  дела государств и др.

    Таким образом, можно проследить тенденцию  увеличения внимания государства и  всего мирового сообщества к правам личности. Социальные и политические реформы привели к защите государством не только частной жизни, но и экономических, социальных и культурных прав, кроме  того, появились коллективные права, которые также защищают права  отдельной личности. Необходимо учитывать, что права личности создает общество, в котором личность утверждает свой статус. Недостатки правовой политики государства приводят к перенесению борьбы из правового пространства в социальную сферу. Сближение власти и общества возможно лишь на твердых основаниях права, на создании системы конституционализма, основным положением которого является равновесие прав и обязанностей личности. В этом равновесии проявляется эффективность действия права и результат этой эффективности - новый тип правового регулирования и соответствующий ему правовой статус личности, как выражение законом признанных ее интересов и отношений.

    Некоторые концепции прав и  свобод личности

    В рамках социологической концепции  права свобода личности определяется солидарностью, степенью интегрированности  в масштаб свободы целого общества. В рамках этой концепции утверждается, что в государстве определяется та сфера, за пределами которой вмешательство  государства в область свободы  личности недопустимо. Современные  демократические стандарты в  области прав личности предусматривают, прежде всего, их защиту средствами исторической правовой традиции. Еще О.Е. Кутафин называл свободу личности и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в числе важнейших признаков гражданского общества. При этом, отмечая особую роль суда, он указывает на необходимость обеспечения реальной независимости суда в правовом государстве.

    В отличие от естественно-правовой концепции, для которой основные права и  свободы первичны по отношению к  законодательству, позитивизм указывает  на субъективное право как производное  от объективного права, а государство  делегирует субъективные права и  устанавливает юридические обязанности, отожествляя право и закон. Положительным  здесь считается возможность  установления стабильного правопорядка, а негативным моментом является отграничение права как системы от фактических  общественных отношений.

    Отдельная личность не может изменить структуры  и содержания социальной системы. Социальные институты наоборот берут под  контроль поведение личности. Личность приобретает себе права благодаря обществу, которое по определению является простым объединением частных лиц. Гражданское общество является уже объединением лиц с неотчуждаемыми правами. Но принципы гражданского общества могут подвергаться видоизменениям в зависимости от эволюции системы ценностей.

    Принцип взаимной ответственности  государства и  личности

    Взаимная  ответственность государства и  личности выражается в одинаковом юридическом  подходе к ответственности государства  перед личностью и наоборот. Применение принудительных мер должно соответствовать  не только тяжести совершенного правонарушения, но и процессуальным требованиям, которые  выступают основными гарантиями реализации прав государства или  личности.

    Провозглашаемые стандарты равенства в современных  условиях - это равенства по возможностям, по дозволениям, а не фактические  равенства. Л.И. Спиридонов ставит вопрос, обеспечиваются ли права личности, если государство их не санкционировало  и не включило в национальную систему  законодательства. «Тот, кто сводит право к совокупности исходящих  от государственной власти юридических  норм, отвечает на него отрицательно. Декларации ООН о правах человека нуждаются в том, чтобы каждое государство юридически, законодательным путем, закрепило их, придало им значение прав гражданина данного государства и последовательно обеспечивало возможности их использования каждым человеком». Точка зрения Л.И. Спиридонова состоит в том, что права человека имеют защиту там, где исторически гражданское общество формировалось на основе правовых обычаев, договоров и судебных прецедентов. Тем самым проводится связь между правом и правовой культурой, национальной правовой системой.

    Равенство прав личности и государства проявляется  не в материальных действиях, а в  процессуальном порядке осуществления  материальных прав. Нельзя допускать  ситуации, когда формальное юридическое  равенство переходит в материальное равенство. Тогда право переходит  в свою противоположность, так как  переворачивается весь порядок отношений, происходит революция. Гарантиями осуществления  этих прав выступают прежде всего государственные судебные и контролирующие органы, поэтому необходимо совершенствовать не только институциональную систему государства, но и правовой режим. Правовое правление предполагает существование системы правовых отношений, основными элементами которых выступают субъективные права и обязанности. Личность ставится выше права, а, следовательно, равенство прав является выражением свободы личности. Но и это равенство прав означает лишь одинаковые возможности, предоставляемые государством для приобретения субъективных прав. «В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными..., но и раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.

    Кроме того, Конституция РФ (ст. 46) предоставляет  возможность обращения в международные  органы по правам человека, важно, что  подобный механизм уже работает. Согласно Федеральному закону «О ратификации  Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к  ней» от 30 марта 1998 года (№ 54 ФЗ), Российская Федерация, в соответствии со статьей 25 Конвенции, «признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц». Рассматривая проблему соотношения прав личности и государства, необходимо учитывать, что государство, в конечном счете, является способом и формой организации общества. Следовательно, источником права в материальном смысле является общество, а не государство, определяющее лишь границы права, но не его основания. В современных условиях возрастает значение информативности закона, являющегося коммуникативным средством взаимодействия государства и личности.

    В каждом государстве механизм обеспечения  прав личности своеобразен. Во многом он определяется формой государства.

    Механизм  обеспечения прав личности в различных  государствах

    В Великобритании одним из важнейших  институтов данного механизма является монарх. Его политические полномочия (назначение премьер-министра, право  абсолютного вето, досрочный роспуск  Палаты общин, назначение членов Палаты лордов и др.) говорят о создании принципиально нового по сравнению  с немонархическими системами баланса  властей. Эта система не лишена недостатков, но она позволяет уже на протяжении столетий поддерживать не только равновесие политических институтов, но и равновесие прав и обязанностей в системе  общего права. В Великобритании существуют три независимые судебные системы  в соответствии с государственным  устройством, а в США - автономные судебные системы каждого штата.

Информация о работе Государство и личность: взаимная ответственность