Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение уровня готовности дошкольников к школе. Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме;
2. Раскрыть основные понятия по теме: «подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе», «общая готовность», «специальная готовность».
3. Подобрать методики для выявления уровня готовности дошкольников к обучению в школе.
4. Определить уровень готовности к обучению в школе дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ ………………………………………………......6
1.1 Общая готовность дошкольников к школе…………………………………..6
1.2 Специальная готовность дошкольников к школе………………………......14
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МДОУ № 64 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА …………………………………………………………….21
2.1 Методики исследования готовности к школьному обучению………….....21
2.2 Результаты исследования………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….....29
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..….31
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………...……32

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая на защиту.docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)



 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Благовещенский  государственный педагогический университет» Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра специальной и  дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

 

 

 

Исполнитель

Студентка 3 курса                         «__»____2011г. ________ Д.С. Ермолаева

 

Руководитель

К.п.н., доцент                                 «__»____2011г. ________ М.Ю. Попова

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ  К ШКОЛЕ ………………………………………………......6

1.1 Общая готовность дошкольников  к школе…………………………………..6

1.2 Специальная готовность  дошкольников к школе………………………......14

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА В МДОУ № 64 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА …………………………………………………………….21

2.1 Методики исследования  готовности к школьному обучению………….....21

2.2 Результаты исследования………………………………………………….....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….....29

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..….31

ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………...……32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подготовка ребенка к  школе является одной из важнейших  задач обучения и воспитания детей  дошкольного возраста, ее решение  в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет  обеспечить целостное гармоническое  развитие детей этого возраста.

Формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия  воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.

Подготовка детей к  обучению в школе начинается задолго  до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов  деятельности: игры, рисования, конструирования  и др.

Если ребенок не посещает детский сад, то подготовка к школе  может осуществляться на специальных  курсах, которые обычно формируются  на базе гимназий или детских центров. Программа таких курсов может  отличаться от программы обучения в  детском саду, поэтому при выборе курсов родителям следует ориентироваться  на требования школы, в которую пойдет ребенок.

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе актуальна и в настоящее время, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблема готовности детей к школьному обучению исследовалась в различных аспектах. Выдающимися педагогами прошлого было выдвинуто немало идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (П. Вержерио, Я. А. Коменский, Т. Мор, И. Г. Песталоцци, Ф. Рабле, Ж. Ж. Руссо, Э. Роттердамский).

В дальнейших психолого-педагогических исследованиях разрабатывались многочисленные проблемы, связанные с решением вопроса формирования готовности дошкольников к обучению в образовательных учреждениях. Среди них ведущая роль отводилась определению путей обеспечения преемственности в воспитательно-образовательной работе смежных звеньев процесса воспитания (З. Н. Борисова, Н. К. Крупская, А. П. Усова, В. А. Ситаров и др.); изучению границ и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста в овладении знаниями, умениями, навыками, способами разносторонней деятельности и эмоционально-волевой регуляции своего поведения (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Т. В. Тарунтаева и др.); выявлению общих психофизиологических особенностей развития старших дошкольников (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Ю. Ф. Змановский, А. А. Любинская, С. Л. Рубинштейн и др.).

Подготовка к школе  является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая  готовность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, которые облегчат ему учебу в  школе.

Целью данной работы является изучение уровня готовности дошкольников к школе.

Объект исследования –  педагогический процесс детского образовательного учреждения.

Предмет – готовность детей  дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать  научную литературу по данной  проблеме;

2. Раскрыть основные понятия  по теме: «подготовка детей дошкольного  возраста к обучению в школе», «общая готовность», «специальная  готовность».

3. Подобрать методики  для выявления уровня готовности  дошкольников к обучению в  школе.

4. Определить уровень  готовности к обучению в школе  дошкольников.

Гипотеза исследования:

Готовность детей дошкольного  возраста к школе будет проходить  успешно, если ребёнок будет обладать, способностью воспринимать и структурировать  информацию, умением концентрироваться, управлять собой, работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Методы исследования:

1. Анализ научной литературы;

2. Анализ программ и  планов работы воспитателей;

3. Обобщение;

4. Тестирование.

База исследования: МДОУ № 64, подготовительная группа № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ

1.1 Общая готовность дошкольников  к школе

 

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре  понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению [24].

В.С. Мухина утверждает, что  готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [7].

Наиболее полно понятие  «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [11].

Различают общую и специальную  готовность дошкольников к школе, каждая из них характеризуется рядом  признаков и подуровней. Рассмотрим их подробнее.

Общая готовность включает в себя следующие подуровни: физиологическую, физическую и психологическую готовность.

В.Р. Цылев считает, что  если предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации является самочувствие и состояние здоровья ребенка, то говорят о его физиологической готовности к школе [21].

Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это  то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. Так, вес ребенка увеличивается в месяц в среднем на 200 г, рост — на 0,5 см. Изменяются пропорции его тела. В шесть лет у ребенка уже относительно хорошо сформирована двигательная сфера: он умеет ходить с разной скоростью, шаг равномерный, широкий, бегает он легко и быстро. Он овладевает и такими сложными движениями, как лазание, прыжки с разбега, учится бегать на коньках, ходить на лыжах, плавать. Разнообразны, ритмичны и пластичны его движения на музыкальных занятиях; он ловок, быстр, меток в играх и упражнениях. Вместе с тем, укрепление нервной системы будущих школьников, охрана их зрения, голоса, формирование правильной осанки требуют дальнейшего развития всех физических качеств ребенка — ловкости, выносливости, гибкости, скорости, силы.

Раньше педагоги развивали эти качества одновременно. Но исследования последних лет показывают, что важнейшая физическая способность среди перечисленных — это выносливость. Она тесно связана с работоспособностью, качеством, нужным для достижения успеха в любом деле, в том числе и в овладении учебной программой.

Я.Л. Коломинский  говорит о том, что положительное влияние на физическую работоспособность детей шестилетнего возраста оказывает увеличение произвольной двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения движений развитие двигательных навыков во время ежедневных динамических пауз на свежем воздухе, обучение плаванию, проведение вводной гимнастики и физкультпауз на уроке [13, 20].

Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи и педагоги делят готовность к школе на четыре вида: личностная или социальная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность и мотивационная готовность.

Личностная готовность состоит  из навыков и способности войти  в контакт с одноклассниками  и учителями. Ведь дети, даже те, которые  ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди  незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе. Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу [27].

По мнению П.М. Ильиной, серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения [11].

Все исследователи  развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).

Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движений ребенка. Так, если в 3 года ребенок осознает результат и способ действий с предметом, но не способен еще осознать отдельные операции и движения, то в 6—7 лет сами движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Как отмечала Я. 3. Неверович, «возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыка типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.» [16].

Информация о работе Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе