Готовность гиперактивных детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:37, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей интеллектуальной и личностной готовности гиперактивных детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста.
3. Организация и проведение эмпирического исследования.
4. Обработка полученных данных.
5. Выявление особенностей готовности к школе гиперактивных детей.
6. Формулировка выводов и рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 167.15 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ  

 

Актуальность  исследования. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идёт в школу.

На протяжении двух десятков лет актуальным остается вопрос: «В каком возрасте лучше начать систематическое  школьное обучение: в шесть или  семь лет, а может быть в восемь? Справится ли ребёнок со школьной нагрузкой? Как подготовить его  к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми  школьными трудностями? Эти вопросы  беспокоят родителей и воспитателей, будущих первоклассников, с ними они обращаются к практическим психологам, работающих в детских садах и  начальной школе. Озабоченность  родителей и педагогов понятна: ведь от того насколько успешным будет  начало школьного обучения, зависит  успеваемость ученика в последующие  годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в  его школьной и взрослой жизни.

Так как путь развития каждого ребёнка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта  – знаниями, умениями, навыками и  привычками.

Обычно, когда говорят  о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень  физического, психического и социального  развития ребёнка, который необходим  для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его  здоровья. Следовательно, понятие «готовность  к обучению в школе» включает: физиологическую  готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой  из её сторон, так или иначе, сказываются  на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма  ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

Особую проблему составляет готовность к школьному  обучению гиперактивных детей. Детская  гиперактивность в настоящее  время очень распространенный синдром, вызванный расстройствами нервной  системы ребенка вследствие неблагоприятных  факторов беременности и родов. Главной  проблемой гиперактивных детей  в школе является несоответствие их интеллектуального развития уровню успеваемости. При этом практически  все педагоги причину данного  явления видят в недостаточной  готовности данной группы детей к  школе. Изучению особенностей этого  феномена посвящена данная дипломная  работа.

Целью данной работы является изучение особенностей интеллектуальной и личностной готовности гиперактивных детей к школьному обучению.

Объект  исследования – синдром гиперактивности.

Предмет исследования: особенности готовности гиперактивных детей к школе.

Гипотеза  исследования: Психологическая готовность гиперактивных детей к школьному обучению обладает определенными особенностями; гиперактивные дети обладают более низким уровнем готовности к школе.

Задачи  исследования:

1.         Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.         Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста.

3.         Организация и проведение эмпирического исследования.

4.         Обработка полученных данных.

5.         Выявление особенностей готовности к школе гиперактивных детей.

6.         Формулировка выводов и рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

Методы  исследования. В соответствии с целями и задачами работы нами использовались следующие методы:

1.         Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

2.         Метод тестирования с целью выявления готовности к школе гиперактивных и негиперактивных детей.

3.         Беседы с испытуемыми.

4.         Наблюдение.

5.         Статистический анализ полученных эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретического материала по проблеме гиперактивности, причин и особенностей данного феномена у детей дошкольного возраста.

Практическая  значимость исследования: результаты исследования и предложенные нами рекомендации могут использоваться практическими психологами в консультировании, а также родителями и учителями в процессе воспитания и обучения гиперактивных детей.

Выборка исследования: в качестве испытуемых были привлечены дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы будущего первоклассника общеобразовательной школы №2, г. Тейково. Группа дошкольников, являющихся гиперактивными (группа 1) состояла из 30 испытуемых, из них 20 мальчиков и 10 девочек. Группа дошкольников, не являющихся гиперактивными (группа 2), так же состояла из 30 человек, из них 18 мальчиков и 12 девочек.

Достоверность результатов, полученных в дипломной работе, обеспечена целостностью использованных психологических концепций, а также использованием современных методов математической обработки результатов исследования.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

1. ПРОБЛЕМА  ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1 История  изучения синдрома гиперактивности  

 

История изучения этого  заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно  подвижного ребенка, который ни секунды  не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил [1,14,16,23].

Несмотря на то, что  изучение невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время  не существовало научного определения  таких состояний. Были периоды спада  и повышенного внимания к этой проблеме. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое обоснование  так называемым гиперподвижным детям, у которых часто возникали  проблемы с учебой. Однако вопрос о  терминологии этого состояния остался  нерешенным.

До настоящего времени  не было единой точки зрения в отношении  названия этого заболевания. Порой  авторы вкладывали в один и тот  же термин самое различное содержание.

Что такое гиперактивность?

"Гипер…" - (от  греч. Hyper - над, сверху) - составная  часть сложных слов, указывающая  на превышение нормы. Слово  "активный" пришло в русский  язык из латинского "activus" и  означает "действенный, деятельный".

Немного существует заболеваний, имеющих столь многочисленные названия. Мы приведём лишь некоторые  из них: "легкая дисфункция мозга", "гиперкинетический хронический  мозговой синдром", "легкое повреждение  мозга", "легкая детская энцефалопатия", "гиперкинез", "гиперактивность", "гиперкинетические импульсивные нарушения", "минимальная мозговая дисфункция" и многие другие.

Переход к массовому  школьному обучению заставил внимательно  рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся  с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались  здесь неэффективными, поэтому таких  учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая  болезненную природу их ума и  характера.

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге "Психологические  аномалии среди учащихся" (в переводе на русский язык эта книга вышла  в 1911 году) среди "психически ненормальных учеников" наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и  так называемых неустойчивых учеников [7].

Термин "легкая дисфункция мозга" появился в периодической  медицинской печали в 1963 г. после  совещания международных экспертов-неврологов, проводившегося в Оксфорде.

По крайней мере, 100 клинических проявлений входило  в понятие "легкая дисфункция мозга", включая дисграфию (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции  речи), дискалькулию (нарушение счета), гиперактивность, недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие.

Термин "легкая дисфункция мозга" нелегко вводился в медицинскую  среду. Были направлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросам: "Что  Вы понимаете под термином "Легкая дисфункция мозга"?". Ответы были самыми разными. Подразумевалась и  умственная отсталость, и нарушение  координации, и другие отклонения вплоть до начальной стадии олигофрении.

В 1966 г. S.D. Clemens дал  следующее определение этого  заболевания у детей: "заболевание  со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной  системе, которые могут характеризоваться  различными сочетаниями нарушений  речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции" [4, с.15]. По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть результатом  генетических отклонений, биохимических  нарушений, инсультов в перинатальном  периоде, заболеваний или травм  в периоды критического развития центральной нервной системы  или других органических причин неизвестного происхождения.[4, с.11]

Значительно позднее  начали изучать эту проблему отечественные  врачи. Наш известный педиатр  Ю.Ф. Домбровская в выступлении  на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении  и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего  проблем родителям и педагогам.[8, c.25]

С годами бессилие педагогических методов коррекция гиперактивности  становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление  об изъянах воспитания как источнике  данной проблемы, тогда как ее психопатологическая  природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей  несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники  гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы  и в соответствии с этим планировать  коррекционные мероприятия.

Исследования в  этой области привели ученых к  выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает  дисбаланс процессов возбуждения  и торможения в нервной системе. Был локализован и "участок  ответственности" за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел  центральной нервной системы "отвечает" за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий  и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может  находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

Непосредственной  причиной нарушения называли минимальную  мозговую дисфункцию, то есть множество  микроповреждения мозговых структур (возникающих  вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения  мозга отсутствуют. В зависимости  от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны  близлежащих отделом мозга возникают  более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения  и сосредоточили внимание отечественные  исследователи, назвав его гипердинамическим  синдромом [12, с. 4]

После множества  изменений в терминологии заболевания  специалисты, наконец, остановились на названии, несколько сложном для  понимания читателя, но более точно  отражающем его сущность: "синдром  дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)". Именно под этим названием  данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний [4, c.11].

Значительным событием была публикация американскими учеными  в 1987 г. ревизии (пересмотра) третьего издания "Диагностического и статистического  руководства по психическим заболеваниям (DSM-III-R)", что внесло большой вклад  в диагностические критерии и  даже изменило название заболевания, о  чем говорилось выше.

Строгие критерии позволяют  стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания  и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах.

В последние годы этому заболеванию начинают уделять  все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число  публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время  ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг [23,27].

1.2 Причины  формирования и проявления гиперактивного  поведения

Информация о работе Готовность гиперактивных детей к школе