Готовность ребенка к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:23, доклад

Описание работы

Понятие «психологическая готовность к школе» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
То есть это – необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в «зону ближайшего развития ребенка». А «зона ближайшего развития» определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.
Один из важных компонентов готовности к школьному обучению – уровень умственного развития.

Файлы: 1 файл

Доклад готовность ребёнка к школе.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

                   Восточносибирская  государственная академия образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Доклад на тему:

 

           «Готовность ребенка к школьному  обучению»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 

Группа 1В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              2010 год

 

 

 

Понятие «психологическая готовность к школе» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

То есть это – необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в «зону ближайшего развития ребенка». А «зона ближайшего развития» определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.

Один из важных компонентов готовности к школьному  обучению – уровень умственного  развития.

Прежде всего, наличие у ребенка достаточного объема знаний и представлений об окружающем его мире, способность  наблюдать, анализировать, понимать причинно-следственные связи в нем, обобщать понятия, выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой; т.е., иными словами, умение интересоваться, думать, понимать, т.е. развивать познавательную активность, которая лежит в основе познавательных интересов и познавательной деятельности.

В тесной связи  с умственным, идет и речевое развитие ребенка. Очень часто родители под  развитием речи понимают только правильность произношения звуков, забывая про  словарный запас ребенка, как  он связывает слова в предложении. Особое внимание следует уделять тому, как ребенок описывает, пересказывает, может ли он составить развернутые предложения, т.е. обращать внимание на его связную речь, развитие фонематического слуха.

Что касается математических представлений. Готовый к школе ребенок может различать пространственное расположение предметов, использую предметы сверху, снизу, справа, слева и т.д., определять величину и соотношение предметов: больше, меньше и т.д. Именно с этими проблемами приходят дети при поступлении в школу.

В 5-6 лет формируются  предпосылки учебной деятельности: умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться  на заданную систему требований, умение внимательно слушать и выполнять  задания, предлагаемые в устной форме, умение самостоятельно действовать по зрительному образцу.

Большое значение имеет умственная работоспособность  – сосредоточение на умственной деятельности.

Влияет и  развитие крупной и мелкой моторики, уровень развития произвольности всех функций.

Также важны эмоциональная зрелость и социальная зрелость, т.е. потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп.

Как определить, насколько готов ребенок к  школе? Что надо делать, чтобы правильно  подготовить его?

Как правило, компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка: когда он много играет сам, со сверстниками и взрослыми, как в сюжетно-ролевую игру, так и в игры с правилами, подвижные игры (игра – ведущая деятельность этого периода). Кроме того, он рисует, раскрашивает, лепит, вырезает, собирает кубики, мозаику, конструктор, пытается играть на игрушечных инструментах (дудка, бубен, металлофон и т.п.) и, конечно же, слушает сказки, рассказы, стихи.

Необходимо много говорить с ребенком обо всех событиях в течение дня (так вы получите информацию о его словарном запасе, о способности понимать причинно-следственные связи);  Также на развитие ребенка благотворно влияют развивающие игры. Поиграйте в слова (вы оцените не только словарный запас, но и способность выделять звуки, умственную работоспособность); Игра в «загадки». Вы перечисляете предметы мебели, а ребенок отгадывает обобщающее слово «мебель» (развиваются способности к обобщению и анализу);  Игра в «сравнения». Что общего, и чем отличаются мячик и арбуз? (выявите способность анализировать и выделять существенные признаки);

 Игра «робот». Вы даете  инструкцию из последовательности  действий, а он выполняет (оцениваете  его умение сосредоточиться, контролировать свою деятельность, удерживая последовательность действий).

Насколько ребенку  интересна умственная деятельность, как быстро он устает и теряет интерес, как оценивает свои достижения. Спросите его, хочет ли он в школу? Почему?

С чем это  связано не желание детей идти в школу?

Прежде всего, поговорим о кризисном периоде: 6-7 лет. Общение со взрослыми и  сверстниками создает «социальную  ситуацию развития», в которой развивается  и меняется сам ребенок. Изменение  отношения к самому себе связано  с прохождением кризиса 7 лет. Новое отношение к себе характеризуется умением совмещать несколько позиций, видеть себя и свои поступки со стороны. Это умение способствует формированию таких компонентов учебной деятельности, как: действий контроля и оценки деятельности, способность ориентироваться на поиск общего способа решения задач.

Младшие школьники, которые психологически не готовы к  школе (еще «домашние») не получают удовольствия от разных вариантов решения  задачи, а спешат получить готовый  ответ.

Часто дети начинают «учиться» с 5 лет и еще раньше, они порой просто не успевают «дорасти» до желания учиться, а уже получают учебную нагрузку. Таким образом, дошкольники не доигрывают в игры (дидактические, подвижные), оскудели и сюжеты ролевых игр. Именно в период 5-7 лет в игре (за счет «зон ближайшего развития») развивается мышление, фантазия, воображение, аффективно-потребностная сфера.

Родители меньше и эпизодически уделяет внимание обучению игре. Сокращается время  общения друг с другом. Но свято  место пусто не бывает. На место игр пришли игры на компьютере, приставках, телевизор. Принципиальная разница в том, что в этих играх мало работает воображение и фантазия, нет внутреннего плана действия, не развивается символическая функция, т.е. нет всего того, что есть в живой игре, где дети – «активные субъекты», а не «пассивные зрители».

Конечно, психологическое  развитие ребенка не всегда совпадает  с его возрастом – кому-то легко  пойти в школу с 6 лет, а кому-то и в 7 рановато. Главное, учитывать  возможности и способности своего ребенка, помня о школьных перегрузках.

Надо ли уделять специальное  внимание подготовке к школе?

Здесь необходимо найти «золотую середину»: не перестараться, «натаскивая» малыша, требуя от него непосильного («потому, что другие это уже знают и  умеют») и не перекладывать занятия на плечи других специалистов, отстраняясь от занятий.

Как организовать занятие?

Длительность занятия  должна быть 15-25 мин, систематически (3-4 раза в неделю);   Не переходите к следующему заданию, если предыдущее не выполнено (ребенок должен получить удовлетворение от достигнутого результата);

 Цель должна заинтересовать  ребенка, быть новой и чуть-чуть  сложной, но достижимой при  помощи взрослого. 

Чем целесообразно  заниматься?

 Развивать образные представления  (конструирование, рисование, мозаика, сочинение);   Для развития мелких движений руки добавим нанизывание бус, игры с куклами. Для развития крупных движений – подвижные игры, игры в мяч, катание на лыжах и т.п.;

Не стараться «натренировать»  ребенка на выполнение заданий, а  организовать работу так, чтобы ребенок  понял способ решения; работать над  пониманием материала, а не над скоростью  выполнения;   Стремиться к тому, чтобы начатое дело было доведено до конца;     Очень важно привить ребенку веру в свои силы. Научитесь не огорчать его своим неудовольствием и не сердитесь за непонимание и неумение.

Когда надо начинать готовиться к школе?

Никогда не рано и лучше поздно, чем никогда. Ведь ваши совместные игры с малышом (действия с предметами в раннем возрасте, ответы на «почему?», сказки, совместные игры с ним в более старшем возрасте) привлечение его к труду в быту и самообслуживанию, интерес к занятиям и разговор о том, что происходит вокруг, обсуждение увиденного и прочитанного – все это обучение, которое ведет за собой развитие.

 Старайтесь удовлетворить его  любопытство (как на кухне,  так и в книге) 

 

Существует 5 компонентов готовности ребенка к школе:  
Первый компонент - мотивационная готовность - включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задавать ребенку несколько вопросов типа: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?». Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового. Кроме того, можно предложить тест-игру для выявления его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности. Взрослый бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению. Начала предложений следующие: 1. Я стараюсь... 2. Я думаю о том, чтобы ... 3. Я был (а) бы рад (а) ... 4. Я надеюсь, что ... 5. Я уверен, что ...6. Я мечтаю ... 7. Я хочу... 
Если в результате этого теста обнаружилось, что перед поступлением в школу ребенок имеет о ней весьма приблизительные представления, что у него нет интереса к ней, стоит подумать о формировании у него мотивационной готовности. 
Второй компонент - волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить  и т. д.). 
Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию  ребенка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование. 
Начать лучше с обучения работе по  образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их должно быть больше, чем нужно для конструирования, с тем, чтобы малыш научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету. 
Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты: 
1.   Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом - это означает, что он должен удерживать заданную вами цель. 
2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, то есть иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм). 
3.    Осуществление программы возможно лишь в том случае, если маленький строитель сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции. 
4.   Но и это еще не залог правильной сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, то есть постоянно сверять полученные результаты с эталоном. 
5.   По окончании сборки, попросите ребенка проверить, насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если заметили, что малыш допускал ошибки на каком-либо этапе сборки, проанализируйте вместе с ним причины. Попросите ребенка внести необходимые исправления. 
Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе. 
Качества, от которых зависит умение дошкольника вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к третьему компоненту - социально-психологической готовности к школе.Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность (четвертый компонент). Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выяснить, знает ли он, что такое «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли в отличии «вчера», «сегодня», «завтра». Также с помощью беседы, выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали и словесно его описывать. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения. Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, указав место на плане. Если он справляется с такими заданиями, значит, его мышление соответствует норме. 
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения: 
а)  «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. (для этого упражнения удобно использовать карточное лото). 
б)   Придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра «Говори наоборот», в которой взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: толстый - тонкий, горячий - холодный, огонь 
в) Всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками. 
Умение учиться - пятый компонент психологической готовности к школьному обучению.  
Ребенок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Как ты будешь это делать?», «Какие тебе предметы понадобятся?», «Как ты сделал - хорошо или плохо?», «Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?» 
Итак, как видим, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь потому, умеет ли малыш читать или писать. Существуют простые способы определения психологической готовности к школе, которыми могут воспользоваться взрослые, чтобы своевременно и правильно подготовить ребенка к обучению.

 




Информация о работе Готовность ребенка к школьному обучению