Группа как социально-психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Проблемы группы, изучаемые в социальной психологии.
Определение группы – 2 подхода к проблеме группы.
Значение группы.
Функции группы.
Классификация групп.

Файлы: 1 файл

Gruppa_kak_sotsialno_psikhologichesky_fenomen.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)
  1. Проблемы группы, изучаемые в социальной психологии.
  2. Определение группы – 2 подхода к проблеме группы.
  3. Значение группы.
  4. Функции группы.
  5. Классификация групп.

 

  1. При рассмотрении группы как ядра того или иного общества выделятся несколько проблем:
  2. По какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которая возникает в человеческом обществе. +
  3. Какова равнодействующая групповых влияний, которая определяет содержание сознания личностей.
  4. Что значит для человека группа в психологическом плане.
  5. Каковы значимые характеристики для личности, существуют в группе, в которую она входит.
  6. Каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом.
  7. Группа – это общность людей, объединенного на основании некоторого или некоторых признаков, которые являются общими, относятся к осуществляемой ими совместной деятельности, к общению, и определённым образом осознающие свою принадлежность к этому образованию. При рассмотрении группы выдвигается 2 подхода, один социологический, другой социально – педагогический. Социологический имеет главную задачу – найти объективный критерий различения групп. С точки зрения этого объективного критерия социология анализирует каждую социальную группу, её соотношение с обществом, и личностями в её входящими. Главная задача социально психологического подхода – это выяснение того, кем является человек в этой группе, выполняя различные социальные функции. Так как он одновременно может находиться в соотношении с членами нескольких групп. Затем как человек формируется в пересечении этих групп является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Для личности это имеет 2 важных следствия. 1 – определяет объективное место личности в системе социальной действительности. 2 –сказывается на формировании осознанности личности. Следовательно личность оказывается включённой в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

 

  1. Каждая группа, большая или малая играет важную роль в жизни каждого конкретного человека. Поэтому она имеет непосредственное значение, которое можно выделить в 4 основных момента. 1 – группа выступает как сфера выявления возможностей личности и проявления индивидуальности. 2 –в группе формируется активный член общества, под воздействием идей, ценностей и норм всего общества в целом. 3 – малая группа является проводником, корректирующим (усилиющим или ослабевающим) влияние общества на индивида, 4 – группа – это арена, где осуществляется отдача личности обществу. Где личность реализует усвоенные ею идеалы.

 

  1. Каждая группа имеет свои специфические функции, их 5. 1 – социализация – это принятие социального опыта, накопленного обществом, и включение индивида в социальную среду. 2 – инструментальная функция – это осуществление той или иной совместной деятельности, где возникают соответствующие взаимоотношения, которые трактуют правила, по которым можно определить, что деятельность возможна всем вместе, а не как иначе. 3 – экспрессивная – она состоит в удовлетворении потребности людей в одобрении, уважении и доверии. 4 – поддерживающая – проявляется в том, что люди стремятся к объедению в трудных для них ситуациях. 5 – сравнительная, заключается в том, что группа может выступать в качестве эталона, с помощью которого человек может оценить себя или других.

 

 

 

С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.

 

Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та "равнодействующая" этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности.

Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие  ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

 

 

Классификация групп.


 

 

 

 

 


 

 

Большие группы – это  общности людей, существующие в масштабе общества страны, и в отличие от малых групп основанные на разных типах социальной связи. Не предполагающих обязательных личных контактов между людьми. В больших группах вырабатываются социальные нормы поведения. Общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и формируется массовое настроение. К большим группам относятся классы, социальные слои, народности, нации, религиозные концессии, партии и общественные организации, возрастные группы.

Средние группы – это предприятия, организации, соединения и части воинских подразделений, территориальные общности.

Малые группы – это  небольшие по составу общности, члены  которых объединены единой целью  своей деятельности, и находятся  в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения группы как целого. К малым группах относятся семья, небольшое воинское подразделение, соседи, компании друзей, студенческая группа, ученический класс и т.д.

Микрогруппа – это  неформальная группа внутри малой группы.

Неорганизованные группы – это группы возникающая спонтанно, и не имеющая внутри себя строгих, властных и коммуникационных отношений.

Организованная группа – это группа которая имеет  чёткую структуру, цели и задачи.

Формальная группа (официальная) – это группа, которая имеет чётко заданную из вне структуру.

Неформальная группа – образуется на основе личных предпочтений.

Слаборазвитая группа – это группа находящаяся на начале своего развития.

Высоко развитая группа – давно созданная, отличается наличием единством целей и интересов, высокоразвитая система отношений, высокий уровень сплочённости, и обязательно чётко организованная структура власти.

Референтная группа –  это группа в которой цели, мнения и ценности важны для каждого  члена группы.

Нереферентная группа –

Условная группа –  это группа, объединенная по какому либо признаку или виду деятельности.

Первичная группа – группа, в которой осуществляется первичное  взаимодействие и общение между  людьми.

Вторичная группа – группа, в которой нет непосредственных контактов между всеми членами группы, а общие взаимодействия поддерживаются только руководителем.

Большая социальная группа

  1. Большие социальные группы, и психологические механизмы их саморегуляции.
  2. Психология массовой коммуникаций и гражданского самосознания.
  3. Социально психологическая саморегуляция больших социальных общностей.
  4. Психология социального управления.
  5. Психология гражданского общества.

 

  1. Большая социальная группа – это группа количественно неограниченная, имеющая устойчивые ценности, организованные формы и нормы поведения, социально регулятивные механизмы. Большие группы структурно и функционально организованны, их нельзя смешивать с массовыми общностями. К массовым общностям относятся – молодёжь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности. В каждой большой группе формируется групповое сознание система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Внушаемых, другим членам этой группы. 

 


Информация о работе Группа как социально-психологический феномен