Групповая психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в обществе, с самого рождения нас окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его многообразии и сложности, познают себя в общей картине окружающей действительности.

Содержание работы

Введение
1. Психокоррекционная группа
1.1 Понятие психокоррекционной группы…………………………………
1.2 Формирование группы (состав)…………………………………………
1.3 Роли………………………………………………………………………..
1.4 Нормы…………………………………………………………………….
1.5 Этика………………………………………………………………………
1.6 Групповой процесс………………………………………………………
2. Методе работы в группе
2.1 Т-группы…………………………………………………………………
2.2 Группы встреч…………………………………………………………...
2.3 Гештальт-терапия………………………………………………………..
2.4 Психодрама………………………………………………………………
2.5 Другие подходы к работе в группах…………………………………..
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Групповая психотерапия.docx

— 45.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

   Введение

    1. Психокоррекционная группа

    1.1 Понятие психокоррекционной группы…………………………………

    1.2 Формирование группы (состав)…………………………………………

    1.3 Роли………………………………………………………………………..

    1.4 Нормы…………………………………………………………………….

    1.5 Этика………………………………………………………………………

    1.6 Групповой процесс………………………………………………………

    2. Методе работы в группе

    2.1 Т-группы…………………………………………………………………

    2.2 Группы встреч…………………………………………………………...

    2.3 Гештальт-терапия………………………………………………………..

    2.4 Психодрама………………………………………………………………

    2.5 Другие подходы к работе в группах…………………………………..

    Заключение

    Литература

 

 

Введение

Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных  в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в  обществе, с самого рождения нас  окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие  нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный  от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его  многообразии и сложности, познают  себя в общей картине окружающей действительности.

Одна из самых перспективных  и бурно развивающихся отраслей современной практической психологии - работа с группами стала известна в нашей стране сравнительно недавно. Передовые психотерапевты в Европе стали уделять внимание объединению  людей в группы для лечения  и разного рода взаимодействия ещё  в 30-е годы. В то время как в  России лишь в 1990-м году вышли монография "Групповая психотерапия" под  редакцией Б. Карвасарского, С. Ледера и в сокращенном переводе книга К. Руддерстама "Теория и практика групповой психотерапии". Конечно, это не значит, что при Советском Союзе люди не объединялись в коллективы, наоборот - интеграция людей, осознание духа группы и близкое общение всегда являлись национальной чертой русского человека. Но тот недостаток знаний в области изучения психики, сознания, сложного процесса личностного и духовного роста, природы отклонений и заболеваний, в последние годы стремительно восполняется, открывая перед нами новые перспективы психотерапии и простор областей для изучения сложного мира личности в процессе её взаимодействия с внешним миром и другими людьми.

 

1.Психокоррекционная группа

1.1 Понятие психокоррекционной группы

На протяжении своего исторического  развития групповая психотерапия в  Северной Америке испытала влияние  репрессивно-инспирационного подхода Джозефа Пратта, психодраматических методов Якоба Морено, психоаналитических принципов Зигмунда Фрейда и гуманистически ориентированной психологии Карла Роджерса. На основе, дополненной экспериментальными исследованиями групповой динамики, и возникли современные психокоррекционные группы.

Термин психокоррекционная группа применим для обозначения небольших временных объединений, состоящих из активных участников, которые встречаются с целью получения знаний и навыков в области совершенствования личности и межличностных отношений.

Дэвид Ризман несколько лет назад окрестил целое поколение "толпой одиночек", подчеркнув этим, что даже находясь в обществе других людей, часто человек чувствует себя изолированным от них, отрезанным от всего мира, и не способным идти на контакт. Законы и устои в устройстве современного общества, средства массовой информации вызывают у людей ощущение замешательства, недоверия к окружающим, бессилие что-либо изменить, чувство страха и безысходности.

Малая группа - это микрокосмос, общество в миниатюре, отражающее в  себе весь внешний мир с такими факторами, как социальное влияние  и давление партнёров. Реалистичность искусственно создаваемых отношений - важнейшая особенность пребывания в специально организованной группе, имеющей назначенного квалифицированного руководителя, где люди имеют возможность  получения по законам обратной связи  эмоциональной поддержки от участников с общими проблемами и целями.

В такой группе отдельная  личность чувствует себя принимающей  и принимаемой другими, доверяющей и пользующейся доверием, заботящейся  и окружённой заботой, помогающей и  получающей помощь. В обстановке взаимопонимания, безопасности и доверия облегчается  процесс взаимодействия между участниками, что может помочь в разрешении конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает  новые навыки коммуникации, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями поведения  и контролировать реакции специально подобранной группы партнёров.

В группе можно быть не только активным участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых  взаимодействий, можно идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Множество обратных связей создаёт отражение личности сразу в нескольких ракурсах, позволяя ей оценить собственные поведение и установки.

Группа может способствовать личностному росту. В группе личность неизбежно становится в положение, вынуждающее её к самоисследованию и интероспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но, чтобы заявить об этом во всеуслышание, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самороскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других членов, и, соответственно, повышает самооценку.

1.2 Формирование группы (состав)

 

В зависимости от функциональной направленности работы членами группы могут быть как эмоционально уравновешенные люди, стремящиеся к самопознанию, успешно коммуницирующие с окружающими, так и люди с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Обычно, руководители проводят индивидуальное собеседование прежде, чем ввести человека в группу, но часто предварительное обследование не позволяет безошибочно определить эффективность работы этого индивида в группе. Однако изучение причин отказа человека от группы может стать показанием для групповой психотерапии. Помимо естественных обстоятельств, мешающих человеку посещать группу (переезд на новое место жительства, нехватка времени, смена интересов), возникает озабоченность "отказников" проблемами внегруппового характера и, как следствие, спад интереса к внутригрупповому процессу. И это может являться лишь оправданием, а причинами отказа по Ялому (1966) могут быть:

1) чувство страха перед  группой, перед возможной критикой  и агрессией со стороны других  членов как реакции на самораскрытие;

2) неспособность вписаться  в группу, приспособиться к ней  и соответствовать поведению  других членов;

3) неспособность к душевной  близости, отстранённость, нежелание  самораскрытия;

4) боязнь "заразиться" чужими эмоциями через участливое  отношение к другим членам - этот  страх отражает презрение и  чувство никчёмности по отношению  к самим себе.

Наилучшим объектом большинства  психотерапевтических воздействий, включая  групповую терапию, являются лица, наделённые наибольшим душевным здоровьем. Уровень  их психологической защиты низок, а способность учиться у других высока, поэтому в группах они достигают наибольших успехов.

Состав группы безусловно определяется типом, содержанием и специфическими целями предполагаемой работы. Противопоказаниями для групповой психотерапии являются низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия. Относительными противопоказаниями могут служить тяжёлые формы психопатий, особенно возбудимого круга (эксплозивные, эпилептоиды). С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками (уродов, глухих, слепых). Карвасарский (1985) считает, что абсолютно недопустимо включать в одну и ту же группу людей, находящихся за её пределами в родственных, дружеских, служебных или каких-либо иных отношениях.

Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечивать достаточное  разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог чувствовать себя её неотъемлемой частью. Минимальное количество членов жизнеспособной группы - четыре человека. В такой группе низка интенсивность  межперсональных взаимодействий. Группа может насчитывать и до 30-ти человек, но большая группа трудноуправляема, имеет низкий терапевтический эффект, в ней возникают тенденции к обособлению отдельных подгрупп. "Правило восьми" (Кёллерман, 1979) гласит, что восемь человек - оптимальная численность для психотерапевтической группы: такая группа достаточно мала, чтобы способствовать близости и налаживанию прямых контактов между всеми членами, и достаточно велика, чтобы обеспечить необходимую динамичность и разнообразие опыта взаимодействий.

При формировании группы важно  определить гомогенность или гетерогенность состава. Говоря о сходстве или различиях  пациентов, обычно имеются ввиду демографические показатели: возраст, пол, уровень образования; выявленные клинические проблемы: симптомы, диагноз, жалобы; а также склад личности и манеру поведения. Допустимая степень смешанности зависит от задач группы и временных рамок, в которые она поставлена.

Сторонники разнородных  групп аргументируют свою точку  зрения желанием создать модель социума  в миниатюре. Беннис и Шепард (1974) утверждают, что эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов - более естественными, то есть в соответствие всему опыту взаимоотношений каждого из участников. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что, естественно, не способствует терапевтическому процессу и сделать отдельную личность объектом нападок и насмешек (Лакин, 1972).

Гомогенные группы более  сплочены, менее конфликтны, члены  её более склонны к эмоциональной  поддержке друг друга. Однородный состав необходим, если группа рассчитана на краткосрочное существование или  ориентирована на решение строго определённой узкой задачи. Такая  группа по мнению Ялома (1975), быстрее превращается в единое целое, что является важной детерминантой успешной работы. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.

Таким образом, когда речь заходит о лечении больных  неврозами, алкоголизмом, заиканием, с  сексуальными нарушениями, соматическими  заболеваниями, а сроки лечения  ограничены, большинство психотерапевтов  предпочитают работать с гомогенными (в клиническом и демографическом  плане) группами.

 

1.3 Роли

В жизни каждый человек  как член малой группы, будь то семья, трудовой или ученический коллектив, соответствует определённому удобному для него шаблону поведения с  соответствующими устраивающими окружающих обязанностями и функциями. Например: руководитель фирмы, глава семейства, пассивный наблюдатель. Так, опираясь на этот опыт, попадая в группу, человек  отводит себе какую-то роль в качестве удобного и приемлемого для него способа взаимодействия с другими  членами группы.

Роль - это поведение, принятое участником группы как соответствующее  групповым интересам, уместное и  реализуемое в данном социальном контексте.

Обычно, роль пациента в лечебной группе отличается от, той которую  он играет сне группы. Например, менеджер с хорошо развитой способностью руководить на первых порах может негодовать от того, что это качество не ценится  в группе или неуместно. Это требует  психологической перестройки, понимания  необходимости новой роли, а при  её принятии - гибкости в ролевой  тактике. Потребность в той или  иной новой роли появляется по мере формирования межличностных отношений, особенно при острых ситуациях и  конфликтах в группе.

Наиболее типичные роли в  группах одни и те же, отличаются своей полярностью, как бы противопоставляясь друг другу. На этом основании, в 1957 году Лири все групповые роли расположил на двух осях: "гнев - любовь", "сила - слабость", на полюсах у которых крайняя враждебность и сильнейшая приязнь, полное доминирование и полное подчинение соответственно. Позднее (1979) Кёллерман выделил восемь основных типов ролей, разделённых на четыре пары полярных противоположностей: романтик - проверяющий, невиновный - козёл отпущения, философ - ребёнок, сектант - объединитель.

Для эффективной работы группе требуется определённый баланс позитивных способов поведения, связанных с  функциями оказания поддержки и  решения задач, стоящих перед  группой. Эти функции включают в  себя не только дружеские, но и недружеские  взаимодействия, не только согласие, но и несогласие. Когда группа трудится над достижением цели, кто-то может  взять на себя функцию разрядки напряжения, и наоборот - когда группа безмятежно развлекается, кто-нибудь может напомнить  о деле. Таким образом, в типичном случае одни участники берут на себя роли, важные для решения целей  и задач, проблем, стоящих перед  группой, а другие берут на себя ответственность  за поддержание гармоничных взаимоотношений.

1.4 Нормы

 

В каждой психокоррекционной группе устанавливаются определённые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции за их нарушение, называемые нормами. Нормы поведения соответствуют целям группы.

Информация о работе Групповая психотерапия