Групповая психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучение истории и понятия групповой психотерапии;
2. Анализ классификации терапевтических групп.

Содержание работы

Введение 3
1. История и понятие групповой психотерапии 4
2. Классификация терапевтических групп 9
Заключение 18
Библиографический список 20

Файлы: 1 файл

Групповая психотерапия (контрольная).doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение 3

1. История  и понятие  групповой психотерапии 4

2. Классификация терапевтических групп 9

Заключение 18

Библиографический список 20

 

Введение

Знание основ психотерапии необходимо каждому культурному человеку. А представителям профессий, главная задача которых - работа с людьми, - психотерапевтам, педагогам, социальным работникам, юристам эти знания профессионально необходимы. Они помогают лучше понимать и оценивать свои и чужие поступки и психические состояния, причины которых не всегда лежат на поверхности и не всегда на самом деле таковы, какими нам представляются.

Важно не просто понимать, но и правильно действовать, корректировать в случае необходимости свое и чужое поведение. Одна из задач психотерапии - обучение людей способам поведения, которые помогут им успешнее решать и по возможности не создавать личные и межличностные проблемы.

Применение психотерапии выходит в настоящее время  за традиционные рамки нервно-психической  патологии (неврозы, алкоголизм, психические заболевания) и все больше проникает в общесоматическую практику и, более того, в область предболезни, субнормы, к практически здоровым людям с так называемыми факторами риска.

Групповая психотерапия, которой посвящена настоящая работа, в ее современном понимании является принципиально новым направлением терапевтической деятельности, ориентированным, прежде всего, на личность больного и окружающую его социальную среду. На сегодняшний день существует много определений понятия групповая психотерапия, в связи, с чем целью нашей работы будет являться изучение групповой психотерапии как одного из направлений терапевтической деятельности и анализ классификации терапевтических групп.

Задачи:

1. Изучение истории  и понятия групповой психотерапии;

2. Анализ классификации терапевтических групп.

 

 

 

1. История  и понятие групповой психотерапии

Пока психологи пытались объяснить, каким образом группы влияют на поведение людей, практики использовали работу с малыми группами с психотерапевтической целью.

Один из первых, кто начал использовать групповой подход в лечении клиентов, был специалист по внутренним болезням из Массачусетского госпиталя в Бостоне терапевт Джозеф Пратт. Поэтому именно его многие считают отцом-основателем групповой психотерапии.

В июле 1905 г. он создал группу из 15 больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. В группе Дж. Пратт не проводил групповую психотерапию в современном смысле этого слова. Встречи обычно проходили в форме лекций. Он собирал клиентов в группу и говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь клиенты рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсуждали проблемы и поведение отдельных участников своей группы.

Признавая группы Дж. Пратта в качестве отправной точки групповой психотерапии, необходимо принимать во внимание два обстоятельства: во-первых, эти группы – самая первая попытка сформировать из клиентов малую группу для того, чтобы дать им возможность обсудить свои проблемы; во-вторых, еще до начала посещения занятий все члены групп брали на себя обязательство следовать определенным правилам. Например, каждый из клиентов должен был прекратить работу и проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Это и было одним из основных условий их лечения. Дж. Пратт сообщил о положительных результатах нового вида лечения.

Вначале такой групповой подход в лечении клиентов имел чисто  экономический смысл, но в последующем Дж. Пратт обратил внимание на то, что сама группа, воздействие ее членов друг на друга являются достаточно мощным психотерапевтическим фактором, который положительно воздействует на течение основного заболевания. Дж. Пратт настолько уверовал в целебные свойства группы, что разработал методику групповой терапии для людей, не имеющих соматических заболеваний1.

Как уже отмечалось, большое влияние  на формирование групповой психотерапии оказали работы З. Фрейда, касающиеся изучения психологии масс, взаимоотношений масс и лидера и т. д. Его ученики и последователи одними из первых попытались использовать психоаналитическое лечение в условиях группы.

Пионерами использования малых  групп в психотерапевтических целях  были: Э. Лазелль, первым применивший  этого подход в работе с психиатрическими клиентами (в основном с больными шизофренией) на базе больницы Св. Елизаветы в Вашингтоне в 1919 г.; Т. Барроу, работавший с группой невротиков начиная с 1920 г.; А. Адлер, чья убежденность в том, что человек по своей природе социален, привела его в 1921 г. к работе с группами клиентов; Ю.Метзель, начавший использовать групповую психотерапию с алкоголиками в 1927 г.; К.Мерш, возглавивший группы лекционного типа в Нью-Йорке в 1919 г.; Р. Дрейкурс, который с 1930 начал проводить первые закрытые психотерапевтические группы, а также инженер по специальности С. Р. Славсон, который совмещал свою работу с проведением психотерапевтических «групп активности» для детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Очевидно, что практика малых психотерапевтических групп находилась под сильным влиянием американских исследователей. Америка не только с готовностью приняла этот вид психотерапии, но и стала прибежищем для многих видных венских психологов, вынужденных эмигрировать в Соединенные Штаты из-за сложившейся в Европе тяжелой ситуации, связанной с фашистской оккупацией,  и способствовавших росту интереса к групповой психотерапии.

Однако родоначальником  групповой психотерапии считают  Я.Л. Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия». В 1931 г. Дж. Морено основал первый профессиональный журнал «Impromptu», переименованный в последующем в «Group Psychotherapy»2.

Несомненное влияние  на исследование малых психокоррекционных групп оказали работы Курта Левина, особенно его «теория поля». Еще более семидесяти лет назад он говорил, что «легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности».

К. Левин, так же как  З. Фрейд и другие пионеры психоанализа, с помощью понятия поля объяснял процесс развития личности. Подобно тому как в физике использование механистической модели оказывается во многих случаях недостаточным, К. Левин показал, что при рассмотрении процесса развития личности необходимо принимать во внимание многообразие разных влияний, представляющих собой различные поля. Одним из наиболее значимых влияний является влияние со стороны других людей. Поэтому вполне естественно, что К. Левин заинтересовался взаимодействием людей в малых группах. Будучи в первую очередь исследователем и теоретиком, он проводил эксперименты с группами, рассматривая их как средство развития навыков принятия решений, повышения групповой эффективности и развития групповой морали. После Второй мировой войны К. Левин продолжил свою работу в Центре исследования групповой динамики Массачусетского технологического института. Это был первый академический проект, посвященный изучению динамики малых групп.

В 1947 г., в год смерти К. Левина, трое его студентов –  К. Бенн, Л. Брендфорд и Р. Липпетт  – начали проводить серию исследований по групповой психологии. В результате они создали Национальную лабораторию тренинга, представлявшую собой первую организацию, связанную с деятельностью групп сенситивности, или «тренинговых групп».

Появление и деятельность групп сенситивности приходится примерно на те же годы, что и создание первых психотерапевтических групп. Группы сенситивности были источником получения весьма ценного опыта и разработки ряда теоретических положений, связанных с возможностями малых групп. Например, Курт Левин использовал малые группы, прежде всего, с целью развития, а не лечения.

Значительное влияние на развитие групповой психотерапии оказал Карл Роджерс, который стал по сути дела идеологом другой школы, объединяющей тех, кто работал с малыми группами.

Работа этой школы  первоначально была связана с  подготовкой в послевоенные годы консультантов для работы в ветеранских организациях. Основное отличие подхода К. Роджерса от подхода К. Левина заключалось в разном отношении к задачам деятельности групп. Роджеровские группы ориентировались главным образом на личностный рост, а также развитие и совершенствование навыков межличностной коммуникации. Кроме того, эти группы имели преимущественно практическую и психотерапевтическую направленность.

К. Роджерс заложил  основы гуманистического направления  в психотерапии. Его «терапия, центрированная на клиенте», понятия об «энкаунтер-группах», «процессе встреч» заложили основу антиавторитарной недирективной психотерапии.

Таким образом, в 40-е годы группы сенситивности являлись отдельным  направлением, представленным двумя школами: одна из них была связана с деятельностью Курта Левина и использовала малые группы с целью повышения личной и групповой эффективности; вторая – связана с идеями Карла Роджерса и использовала малые группы, главным образом, для эмоциональной стабилизации и личностного роста.

В 1978 г. в Праге выходит в свет книга Станислава Кратохвила «Групповая психотерапия неврозов», которая стала настольной книгой для терапевтов, практикующих групповую психотерапию.

Среди современных отечественных  ученых много сделали для развития групповой психотерапии С. С. Либих, А. Л. Гроссман, Н. В. Иванов, А. И. Захаров, В. Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, Э.Г. Эйдемиллер и др.

В 1990 г. под редакцией Б. Д. Карвасарского  и С. Ледара (Польша) выходит монография «Групповая психотерапия». В том же году и с тем же названием выходит книга К. Рудестама, а затем большое количество других интереснейших изданий, среди которых наиболее фундаментальной является книга И. Ялома «Теория и практика групповой психотерапии» (2000).

Существует много определений  понятия групповая психотерапия. Я. Морено (1932) определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.

С. Кратохвил (1978) считает, что групповая  психотерапия – это метод, при  котором с лечебной целью используется групповая динамика, т.е. отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой3.

С. Ледар (1990) групповой психотерапией  называет такой лечебный метод, который сознательно, планомерно и систематически применяется в специально организованной лечебной группе, где психотерапевт и участники используют вербальные и невербальные методы воздействия на клиента и группу и совместно принимают активное участие в терапевтической деятельности4.

Н. К. Липгарт и соавт. (1979) считают, что групповая психотерапия представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентированное прежде всего на активизацию личности клиента человека и изменение его отношений к своей болезни и окружающей микросоциальной среде5.

А. С. Слуцкий и В. Н. Цапкин (1985) определяют групповую психотерапию как метод лечебного воздействия на личность клиента через включение его в эмоционально интенсивное, психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой микросредой6.

Приведенные определения свидетельствуют  о том, что единого представления о понятии групповой психотерапии на сегодняшний день не существует.

 

2. Классификация терапевтических групп

Психокоррекционной группой  называется малая (до 20 человек) терапевтическая группа, состоящая из людей, добровольно объединившихся для совместного изучения и решения общих психологических проблем как личного, так и межличностного характера.

Группа работает главным образом  по принципу «здесь и теперь», то есть перенося все свои переживания и попытки их изучения и решения из прошлого в настоящее.

Наиболее популярны два типа психокоррекционных групп:

- группы тренинга умений;

- encounter-группы (группы встреч - столкновений).

Группы тренинга умений обычно центрированы на психотерапевте, то есть его руководство ощущается достаточно четко.

Encounter-группы переносят основную  работу и ответственность на самих себя, то есть на всех участников группы.

Считается, что первым эффект положительного влияния группы на процесс оздоровления больных заметил американский врач Дж.Пратт при лечении больных туберкулезом. В процесс лечения он включал разъяснительные беседы о гигиенических правилах поведения, во время которых старался укрепить у больных веру в окончательное выздоровление. Сначала он вел эти беседы индивидуально, а затем с целью экономии времени стал проводить их с группой больных.

Через некоторое время такие  беседы стали спонтанно дополняться беседами больных друг с другом, атмосферой взаимоподдержки. Такая форма общения понравилась самим больным и начала оказывать значительное психотерапевтическое воздействие, хотя это еще нельзя было назвать групповой психотерапией в современном смысле этого понятия.

Надо сказать, что эффект усиленного взаимовоздействия людей друг на друга в группах и массах отмечали многие социологи, психологи, психотерапевты и психиатры (Лебон, Фрейд, Бехтерев, Московичи и другие), однако это больше касалось стихийного воздействия (заражения) или усиления директивного (прямого) внушения (включая гипноз). Что касается применения психотерапевтического эффекта взаимодействия членов группы в недирективной психотерапии, то можно сказать, что его первыми стали использовать ученики З.Фрейда - А.Адлер, Л.Уэндер и др. Причем сам Фрейд весьма критически относился к возможности проведения психоанализа в группе, считая, что влияние и даже само присутствие группы могут исказить продуцируемую клиентом информацию.

Однако в настоящее время  многие психоаналитики применяют групповой метод не только с целью экономии времени, но и считая его более эффективным (при правильном подборе группы).

Информация о работе Групповая психотерапия