Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:05, доклад

Описание работы

Гуманистическая психология – относительно новое направление в современной персонологии начала ХХ века, возникла как «третья сила», альтернативная психоанализу и бихевиоризму. Если классический психоанализ изображает человека как внутренне конфликтное существо, поведение которого определяется преимущественно инстинктами (особенно
сексуальными), а с позиции бихевиоризма человек – это не более чем сложный автомат, функционирующий на основе воздействий внешней среды, то гуманистический подход к человеку представляет его в качестве в высшей степени личностного существа.

Файлы: 1 файл

36. гуманистическая психология (Маслоу, Роджер).doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

который доступен осознаванию, хотя необязательно осознаваемый». «Я-концепция» - это часть

феноменального поля человека, то есть всего переживаемого и воспринимаемого человеком. «Я-

концепция» - это восприятие себя таким, каким человек видит  себя в отношениях к миру, к другим

(в связи с его  социальными ролями). Это набор  образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и

т.д.). «Я-концепция» - это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»).

«Я-концепция» формируется  изначально (в младенчестве) на основе организмического

оценочного процесса и является аморфной, неосознанной. Затем по мере дифференциации

восприятия окружающего, которая составляет один из механизмов актуализации, ребенок

начинает отличать себя от других и различия в них, начинается осознание себя. Важнейшим

условием развития «Я-концепции» является удовлетворение потребности  в позитивном внимании

(в детстве – это потребность в любви и заботе к ребенку).

Не отрицая полностью  значения прошлого опыта для поведения  людей, К. Роджерс, как

феноменолог, однако подчеркивал, что оно определяется восприятием  и интерпретацией событий

и самого себя в данный момент, а также их прогнозы своего будущего. Изменение восприятия и

интерпретации, если они  неадекватны, ведут к возвращению  в нормальное русло, к адекватному

мировидению и поведению.

К. Роджерс, как и А. Маслоу исходил из холистического принципа, считая, что человек

функционирует как единая целостная личность, несводимая к  ее частям. Постоянно

функционирующий человек, по Роджерсу, обладает пятью основными  личностными качествами:

1) Открытость к переживанию (соответствие «Я-концепции» и организмического

процесса). Полностью открытые люди способны слушать себя, ощущать все свои висцеральные,

сенсорные, эмоциональные  и когнитивные переживания в  себе не испытывая других (так, у

полноценного функционирующего человека, слушающего скучную лекцию, возникает желание

сделать замечаниелектору, но понимая, что это сорвет занятие, он этого не сделает, подавит это

желание, и здесь нет  угрозы для его «Я» и организмического процесса).

2) Экзистенциальный образ жизни, то есть умение жить полно, насыщенно в любое

время в соответствии с потребностями.

3) Организмическое доверие, то есть поведение, основанное не на внешних принципах

(законы, запреты и  др.), а на основе своего организма,  своих внутренних побуждений, которые

берутся за основу выбора поведения.

4) Эмпирическая свобода – это субъективная свобода личности, чувство личной власти,

способность делать выбор  и руководить собой.

5) Креативность – способность к творчеству и творческому образу жизни.

В целом, персонологическая  позиция К. Роджерса, отличающаяся позитивным

оптимистическим взглядом на человека, моделирует необходимое для собственно человеческой

природы состояние, отвечает на вопрос, каким человек должен быть и как он должен жить.

Общность взглядов К. Роджерса и А. Маслоу, очевидная из приведенной выше общей

характеристики их позиций, позволяет считать их представителями одного гуманистического

направления психологии. Вместе с тем между ними есть определенные различия. По А. Маслоу

поведение человека регулируется иерархией потребностей. Тогда как  К. Роджерс с позиций

феноменологии подчеркивал  определяющее значение личностного  восприятия себя и мира в

процессе жизнедеятельности. Идеи Роджерса сложились на основе его  психотерапевтической

работы с клиентами, имеющими психологические  проблемы, и затем были перенесены в общую

теорию личности. Напротив, А. Маслоу, не занимавшийся терапией, подчеркивал, что психология

должна исследовать, прежде всего, психику здоровых людей


Информация о работе Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс)