Гуманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии. Это направление, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Содержание работы

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………..…2
2. Теория личностных черт Г. Олпорта………………………………………………………………………………..3
3. Теория самоактуализации А. Маслоу……………………………………………………………………………….4
4. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса……………………………………………….6
5. Эрих Фромм. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы………………….9
6. Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Гуманистическая психология.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

В то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой.

Вывод. Одним из центральных понятий в концепции А.  Маслоу является понятие самоактуализации. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

 

 

 

  1. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

 

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке.

Личностно-ориентированная терапия - подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом. Отличается прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента.

Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.   Карл Роджерс в своей личностно-ориентированной теории особо  подчеркивал                                                                                                                                                                    значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке - Роджерс называл это позитивным вниманием, - то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.

Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются                                                                                                                                                                       субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою самооценку, "переструктурировать гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.                                                                                                                                               

Вывод. Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Он так же, как и А. Маслоу, считал,  что люди склонны стремиться вперед и при благоприятных условиях способны реализовывать свой врожденный потенциал, демонстрируя психическое здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эрих Фромм. Гуманистическая теория: основные концепции и принципы.

Эриха Фромма не считали типичным представителем психоаналитической теории, в своих исследованиях Фромм большое внимание уделял не столько прошлой жизни, которая несет в себе комплексы и страхи, сколько настоящему, которое приходит к нам социальными нормами и устоями, политической ситуацией, экономикой и религией. Именно этим факторам он отводил серьезную роль в формировании личности.

 Фромм много исследовал историю, благодаря этому он выделил общие качества человечества в современности, а именно одиночество, изоляция и отчужденность. Он отследил непрерывную борьбу всего человечества  за рост и развитие. Он так же отметил, что подобное развитие приводит к отчуждению и в итоге к потери чувства безопасности.

Вкус свободы от социальных рамок и обязательств, религиозных ограничений приводят к созданию вакуума вокруг личности, создавая поле одиночества и страха. Перед каждым становится некоторый выбор – свобода выбора или пропасть между собой и другими.

Механизмы бегства

Какие же есть пути решения данной проблемы? Фромм отмечает два исторических пути.

Первый заключался в том, чтобы подавить собственную индивидуальность, спрятать личность человека от других, запереть ее в себе. Тем самым остаться в обществе и «убежать от свободы».  Такой стратегией пользуются так называемые авторитарные люди.  Своей властью они желают присоединить себя к другому человеку, чтобы хоть как-то почувствовать целостность и объем личности.

 Второй  способ он относил к деструктивности, где человек подавляя других, получал иллюзорное ощущение собственной значимости. К данному способу побега от безопасности Фромм относил и чувство долга, и патриотизм, и даже некоторые формы любви.                                                                                                                                                                    

Конформизм Фромм так же относил к способу подавления собственной индивидуальности, благодаря чему человек использует стратегию, свойственную  для данного места и времени, создавая серую массу одноликости.

Благодаря собственному анализу, он выделил и позитивную свободу, которая позволяет оставаться самим собой. То есть личностью при этом чувствовать свободу.

Фромм назвал это позитивной свободой, она возникает на основе чувства единения с миром и другими.  Ее достижение требует от людей беспрерывной спонтанной открытости, такой которую мы встречаем среди детей. Дети всегда действует в согласии собственной внутренней природы, желаний и потребностей, несмотря на все запреты, осуждения со стороны  общества.

Экзистенциальные потребности человека.

Он так же отметил интересный факт, что борьба между чувством свободы и желанием быть к чему-то приобщенным, с чем-то связанным создают сильнейшую мотивацию для человека, побуждая его к различного рода действиям. За этим конфликтом между свободой и безопасностью стоят важнейшие экзистенциональные потребности всего человечества. Каждому из нас необходимо устанавливать связи  для того, чтобы не чувствовать себя одиноким и для того, чтобы развиваться. Человек не может измениться, расти в отрыве от другого человека, только с помощью другого мы движемся вверх.

Не секрет, что конфликтные, сложные ситуации продвигают человека в его развитии. Мы все ленивы и быстро адаптируемся к различным ситуациям. Для того, чтобы активировать мозговую активность нам нужны сложности и препятствия на нашем пути. Тогда мы включаем все наше творчество и креативность, появляется искусство в повседневной жизни. При появлении новой нестандартной ситуации мы становимся созидателями и творцами, создающими новые пути ее решения.

Вывод. Фромм внес серьезный вклад в исследовании формировании личности, уделив свое внимание социальному окружению человека, той среде в которой родился человек и продолжает развиваться. В совершенном идеальном обществе, по Фромму, находят удовлетворение базисные экзистенциальные потребности человека, в результате преобладают люди с продуктивной ориентацией – независимые, честные, любящие, творческие и совершающие социально полезные поступки, способные к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.   

                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Олпорт Г.  Становление   личности:    Избранные   труды.    —   М.:    Смысл, 2002. – 462 с.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994, c.234

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности. – Изд. 2-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2011. – 575с.

4. Личность: теория, эксперименты, упражнения. –  Спб.: прайм  - ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

 

 

 

 


Информация о работе Гуманистическая психология