Гуманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 20:50, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология - относительно новое направление в современной персонологии начала ХХ века, возникла как «третья сила», альтернативная психоанализу и бихевиоризму. Если классический психоанализ изображает человека как внутренне конфликтное существо, поведение которого определяется преимущественно инстинктами (особенно сексуальными), а с позиции бихевиоризма человек - это не более чем сложный автомат, функционирующий на основе воздействий внешней среды, то гуманистический подход к человеку представляет его в качестве в высшей степени личностного существа.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая психология.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Гуманистическая психология - относительно новое направление в современной персонологии начала ХХ века, возникла как «третья сила», альтернативная психоанализу и бихевиоризму. Если классический психоанализ изображает человека как внутренне конфликтное существо, поведение которого определяется преимущественно инстинктами (особенно сексуальными), а с позиции бихевиоризма человек - это не более чем сложный автомат, функционирующий на основе воздействий внешней среды, то гуманистический подход к человеку представляет его в качестве в высшей степени личностного существа. Основная установка гуманистической персонологии - человек по своей природе - это самодостаточное существо, обладающее внутренней способностью к самосовершенствованию, к прогрессивному развитию, активный творец своей судьбы. 
  Основателем данного направления считается американский психолог Абрахам Маслоу (1908 - 1970). А. Маслоу родился в Бруклине (под Нью-Йорком) в многодетной семье евреев-эмигрантов из России, не имевших образования. Детство, по словам А. Маслоу, было нерадостным. Он пишет о себе: «Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей-неевреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках среди книг, без друзей». Сложными оказались отношения с матерью, которая была набожной и часто угрожала сыну божьими карами за любой проступок. В итоге сын стал враждебно относится к матери (даже отказался быть на ее похоронах) и религии и сомневаться в Боге. Отец, который, по словам Маслоу, «любил виски, женщин и драки», постоянно внушал сыну, что он уродлив и глуп. Позже сын примирился с отцом и отзывался о нем с теплотой. Первоначально А. Маслоу собирался стать адвокатом, но затем поступил в университет Висконсина и окончил курс по психологии. В 1930 г. получил степень бакалавра, в 1931 г. Стал магистром гуманитарных наук. Работал с Г. Харлоу, зоопсихологом, который создал лабораторию по изучению приматов. Докторская диссертация А. Маслоу, защищенная им в 1934 г., являлась исследованием сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян. Важным событием была женитьба на своей кузине Берте Гудман. Позднее в Нью-Йорке А. Маслоу работал с известным психологом, предшественником бихевиоризма Э. Торндайком, общался с Э. Фрайман, А. Адлером, К. Хорни, Р. Бенедикт и другими известными исследователями, под влиянием которых стал заниматься психоанализом. С 1951 года А. Маслоу - заведующий кафедрой (до 1961 г.), а затем психологии. А. Маслоу был членом Американской психологической ассоциации, президентом отделения личности и социальной психологии, редактором-основателем «Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии». Основные работы, опубликованные при жизни: «По направлению к психологии бытия», «Религии, ценности и вершинные переживания», «Мотивация и личность», «Новые измерения человеческой природы» (1971 г., сборник ранее изданных статей). 
  Основные принципы гуманистической психологии 
  Понятие «гуманистическая психология» возникло в среде персонологов, объединившихся в начале 1960-х гг. под руководством А. Маслоу, как обозначение нового, альтернативного психоанализу и бихевиоризму подходу к человеку, названного «третьей силой». Философские основания данного подхода лежат в идеях экзистенциализма, его наиболее крупных представителей С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра. Позиции гуманистической психологии в разное время развивали многие крупные психологи: Г. Олпорт, К. Рождерс, В. Франкл, Р. Мей, Ш. Бюлер и др. 
  Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей. 
  По А. Маслоу, каждый человек - единое уникальное организованное целое (принципы индивидуальности и холизма), а не совокупность неких отдельных частей. Потребности в человеке являются потребностями всего человека, а не отдельных его органов. А. Маслоу писал по этому поводу: «В хорошей теории нет такой реальности как потребность желудка, рта или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям...» 
  Гуманистические психологи подчеркивают радикальные отличия человека от животных (в противовес бихевиористам), поэтому выводы из исследований животных не могут быть экстраполированы на человека, обладающего такими идеально-духовными качествами, отсутствующими у животных, как идеалы, ценности, разнообразные человеческие чувства (любовь, юмор, вина и пр.). По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Деструктивные действия людей являются не следствием изъянов в наследственности, а итогом фрустраций, давления внешних сил, неудовлетворенности основных потребностей. Среди важнейших свойств человеческой природы, по мнению А. Маслоу, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. Дефицит творчество у многих людей, по А. Маслоу, это результат влияний внешней социальной среды, «окультуривания» (в том числе официальное образование). 
  В отличие от психоаналитиков гуманисты-психологи подчеркивают, что изучать надо не психически больных (невротиков и т.п.), а психически здоровых людей. Акцент на исследование людей с нарушениями психики приводит превращению психологии в «увечную психологию». По мнению А. Маслоу, нельзя понять природу психического заболевания, если не поймем, что такое психически здоровое. Основой развития психологии должно быть изучение полноценных самоактуализирующихся людей, их нормальной здоровой психики. 
  Важнейшей частью персонологической теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей», предполагает, что, во-первых, все потребности человека врожденны или инстинктоидны, и, во-вторых, у человека они иерархически организованы в пять видов. Схематически это выглядит так:

Рис. 1. Иерархическая организация потребностей (А. Маслоу)  

Доминирующие потребности (расположенные в основании пирамиды) должны быть более или менее удовлетворены, прежде чем человек осознает их наличие и мотивируется в поведении более высокими потребностями. Так, физиологические потребности должны быть в определенной мере удовлетворены для того, чтобы появились потребности в безопасности. В свою очередь, на основе удовлетворения этих низших потребностей возникают потребности принадлежности, любви и т.д. А. Маслоу вместе с тем делал ряд исключений из этой общей закономерности в развитии мотивации и потребностей. Так, он признавал, что отдельные люди могут жертвовать жизненными потребностями (переносить голод, готовы на лишения и даже смерть во имя реализации высоких идеалов). Другие могут больше стремиться к реализации потребностей в карьере, а не к любви и семье и т.д. Человек может быть мотивирован к деятельности двумя или тремя видами потребностей. По Маслоу, потребности никогда не удовлетворяются полностью. Он полагал, что средний человек удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, в безопасности и защите на 50%, в самоуважении на 40% и лишь на 10% в самоактуализации. А Маслоу дает социально-психологический анализ данных потребностей. Так, характеризуя потребности в принадлежности и любви, Маслоу выделяет два вида любви взрослых: 
  1. дефицитарная или Д-любовь; 
  2. бытийная или Б-любовь. 
  В основе Д-любви лежит дефицитарная потребность - стремление получить то, чего нам не хватает (уважения, секса и т.д.), то есть это эгоистичная любовь, которая берет, но не дает. Напротив, Б-любовь предполагает осознание ценности другого, уважения его, без желания изменить или использовать его. 
  Высшими потребностями личности являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация, это значит быть тем, кем человек может быть по своей природе, по своим потенциям, то есть человек должен достичь вершин своего потенциала. А Маслоу пишет: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать. Люди должны быть теми, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». Все - и рабочий у станка, и родитель, и спортсмен и т.д. могут актуализировать свой потенциал, максимально качественно выполнять свою работу. Вместе с тем, многие люди не понимают своего потенциала, не видят пользы от его совершенствования, сомневаются и даже боятся своих способностей (комплекс Ионы). Так как самосовершенствование и самоактуализация сопряжены с риском, с борьбой против внешних сил, препятствующих самоактуализации, поэтому одним из торомозов для данной потребности объективно является потребность в безопасности. 
  На основе иерархической теории потребностей А. Маслоу выдвинул две категории мотивов поведения человека - дефицитные (дефицитарные) мотивы и мотивы роста. Цель дефицитарных мотивов - удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность и т.д.). Эти мотивы являются устойчивыми детерминантами поведения. Мотивы роста (метапотребности или бытийные потребности, Б-мотивы) имеют конечной целью стремление актуализировать потенциал личности. Так, если студент изучает дисциплину, чтобы сдать соответствующий экзамен, он исходит из дефицитарных мотивов. Если же он берет материал сверх необходимой программы для повышения своих познаний, то в данном случае им руководят метапотребности, мотивы роста. 
  Обосновывая идею самоактуализации, А. Маслоу проанализировал 48 человек, известных деятелей, а также своих знакомых, которые, по его мнению, достигли или были близки к самоактуализации. 
  Они были разделены на три группы: 
  1. Томас Джеферсон, Авраам Линкольн (в последние годы), Уильям Джеймс, Альберт Энштейн и др., которые достигли самоактуализации; 
  2. Лица из современников, которым немного не хватило для самоактуализации (по этическим соображениям их имена не называются); 
  3. Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон, Олдос Хакели и др. - это лица, которые стремились к самоактуализации, но полностью ее не достигли. 
  Самоактуализирующиеся люди обладают следующими характеристиками: 1) более эффективное восприятие мира; 2) приятие себя, других и природы; 3) непосредственность, простота, естественность; 4) целенаправленность на проблемы; 5) независимость: потребность в уединении; 6) автономия: независимость от культуры и окружения; 7) свежесть восприятия; 8) вершинные или мистические переживания (экстатические состояния, ощущение гармонии с миром и природой и т.д.); 9) общественный интерес; 10) глубокие межличностные отношения; 11) демократичный характер; 12) разграничение средств и целей; 13) философское чувство юмора; 14) креативность; 15) сопротивление окультуриванию (гармония со своей культурой при определенной автономии от нее). 
  Из теоретических идей А. Маслоу наибольшее значение имела концепция самоактуализации. На ее основе был разработан «Опросник личностной ориентации», который дал исследователям возможность более точного определения самоактуализации у конкретных людей. Теория потребностей хотя и подвергалась критике, продолжает использоваться в психологических исследованиях. 
  Карл Роджерс (1902-1987), американский психолог, крупнейший представитель гуманистической психологии родился четвертым ребенком в семье инженера-подрядчика, где сочетались и тяжелый труд и протестантизм. К Роджерс рос болезненным и замкнутым мальчиком. По его словам, его фантазии в детском и подростковом возрасте могли бы диагностироваться как шизоидные. Он поступил в Висконсинский университет с намерением изучать сельскохозяйственные науки, затем перешел на исторический факультет с целью подготовить себя к карьере священника. В 1924 году Роджерс поступил в Теологическую семинарию, однако через два года перешел в учительский колледж Колумбийского университета, где испытал влияние философии Д. Дьюи, психоанализа и бихевиоризма. Вместе с тем в этот период, как отмечает Р. Нельсон Джоунс, К. Роджерс «начал лучше понимать отношения с другими, и стал осознавать, что для поддержания близких отношений наиболее важно и полезно делиться именно тем, чем нельзя «делиться». В 1928 году К. Роджерс получил степень магистра гуманитарных наук и 12 лет проработал в центре воспитания ребенка. В 1931 г. Он стал доктором философии, а в 1939 г. Опубликовал первую книгу «Клиническое лечение трудного ребенка». Учитывая, что опыт общения с клиентами во время сеанса обогащается новыми знаниями и углубляет понимание их проблем, К. Роджерса стал делать акцент не на диагнозах, а на внимательном слушании клиентов, что соответствовало также личным потребностям Роджерса в общении. Зная с детских времен, что такое одиночество, К. Роджерс считал, что проведение интервью во время консультирования является важным способом сближения с людьми без особых усилий. При этом можно обойтись без длительной дружбы с клиентом после завершения курса терапии. В 1942 году К. Роджерс опубликовал книгу «Консультирование и психотерапия», где использовал опыт своей работы в качестве консультанта ветеранов войны. С 1945 года он активно разрабатывал основы недирективной, клиент-центрированной психотерапии, являясь профессором психологии и психиатрии. В 1968 году К. Роджерс создал Центр изучения личности в Ла-Джолли (Калифорния), где работал до конца своих дней. Был женат на художнице Элен, с которой прожил до ее смерти в 1979 г. 
  В течение долгих лет К. Роджерс воевал с бихевиористской психологией и с психиатрами. В частности, он отстаивал право психологов (а не только психиатров) легально заниматься психотерапией. К. Роджер первый стал использовать магнитофон для изучения процесса консультирования. Кроме отмеченных работ, перу Роджерса принадлежит ряд других исследований: «Клиент-ценрированная терапия», «Становление личности: взгляд психотерапевта» (1961), «Способ существования» (1980) и др. 
  Основные направления теории личности К. Роджерса 
  В основе персонологии К. Роджерса лежит разработанная им «клиент-центрированная (или личностно-центрированная) терапия». По существу, К. Роджерс исходит из известной философско-социологической феноменологической концепции о субъективных мирах опыта. Мировидение клиентов, по К. Роджерсу, субъективно и индивидуально. 
  Человек "живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например, в науке, в частности, в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора". По К. Роджерсу, имеется столько видов реальности (версий действительности), сколько существует людей. Вера в существование единого "реального мира" - это заблуждение, которое также вредно, как и вера в технологию, поставившую человечество на грань самоуничтожения. 
  Другой общефилософский тезис, из которого исходил К. Роджерс в разработке персонологической теории - положение о том, что во Вселенной действует общая тенденция к развитию, как постоянное стремление по все больше упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда "строит и созидает, так же как и разрушает". Отсюда вытекает, что у каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей не только для воспроизводства себя, но и для расширения границ своего «Я». Это есть тенденция актуализации - основной внутренний мотивационный импульс. 
  На основе своего профессионального опыта К. Роджерс пришел к выводу, что «похоже для отдельного человеческого существа наиболее характерно целенаправленно стремиться к цельности, к актуализации своих потенциальных возможностей». 
  Способность к актуализации в основном положительна и на основе ее люди развиваются в сторону саморегулирования, самосовершенствования, освобождаются от давления внешних сил. Можно предположить, что люди имеют две мотивационные системы - организмическую тенденцию к актуализации и сознательное «Я». 
  Организмический процесс актуализации означает безсознательную саморегуляцию на основе поведенческого опыта. Так, младенец поддерживает опыт, совершенствующий его организм (любопытство и безопасность) и отвергает негативный опыт (боль, голод и т.д.). Сознательное Эго - это, по Роджерсу, вершина «огромной пирамиды подсознательного организмического функционирования». При нормальной жизнедеятельности человека организмический процесс осознается адекватно своему состоянию. Но часто у людей организмический процесс и осознание его не совпадают, то есть имеют место аномалии в поведении.

Рис. 2  

Одним из ключевых понятий в теории К. Роджерса является «Я-концепция». «Я- концепция» (самость) - это восприятие и осознание людьми самих себя, не всегда соответствующее их собственному переживанию, то есть их организмическому оценочному процессу. Это соответствие или гармония между переживанием как организмическим оценочным процессом (подсознательно) и его осознанием (Я-концепцией) обозначается в теории Роджерса термином «конгруэнция». И наоборот, в случае несоответствия имеет место инконгруэнтность. 
  «Я-концепция» (самость) определялась Роджерсом следующим образом: «это организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми, различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя необязательно осознаваемый». «Я-концепция» - это часть феноменального поля человека, то есть всего переживаемого и воспринимаемого человеком. «Я- концепция» - это восприятие себя таким, каким человек видит себя в отношениях к миру, к другим (в связи с его социальными ролями). Это набор образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и т.д.). «Я-концепция» - это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»). «Я-концепция» формируется изначально (в младенчестве) на основе организмического оценочного процесса и является аморфной, неосознанной. Затем по мере дифференциации восприятия окружающего, которая составляет один из механизмов актуализации, ребенок начинает отличать себя от других и различия в них, начинается осознание себя. Важнейшим условием развития «Я-концепции» является удовлетворение потребности в позитивном внимании (в детстве - это потребность в любви и заботе к ребенку). 
  Не отрицая полностью значения прошлого опыта для поведения людей, К. Роджерс, как феноменолог, однако подчеркивал, что оно определяется восприятием и интерпретацией событий и самого себя в данный момент, а также их прогнозы своего будущего. Изменение восприятия и интерпретации, если они неадекватны, ведут к возвращению в нормальное русло, к адекватному мировидению и поведению. 
  К. Роджерс, как и А. Маслоу исходил из холистического принципа, считая, что человек функционирует как единая целостная личность, несводимая к ее частям. Постоянно функционирующий человек, по Роджерсу, обладает пятью основными личностными качествами: 
  1) Открытость к переживанию (соответствие «Я-концепции» и организмического процесса). Полностью открытые люди способны слушать себя, ощущать все свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные и когнитивные переживания в себе не испытывая других (так, у полноценного функционирующего человека, слушающего скучную лекцию, возникает желание сделать замечаниелектору, но понимая, что это сорвет занятие, он этого не сделает, подавит это желание, и здесь нет угрозы для его «Я» и организмического процесса). 
  2) Экзистенциальный образ жизни, то есть умение жить полно, насыщенно в любое время в соответствии с потребностями. 
  3) Организмическое доверие, то есть поведение, основанное не на внешних принципах (законы, запреты и др.), а на основе своего организма, своих внутренних побуждений, которые берутся за основу выбора поведения. 
  4) Эмпирическая свобода - это субъективная свобода личности, чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. 
  5) Креативность - способность к творчеству и творческому образу жизни. 
  В целом, персонологическая позиция К. Роджерса, отличающаяся позитивным оптимистическим взглядом на человека, моделирует необходимое для собственно человеческой природы состояние, отвечает на вопрос, каким человек должен быть и как он должен жить. 
  Общность взглядов К. Роджерса и А. Маслоу, очевидная из приведенной выше общей характеристики их позиций, позволяет считать их представителями одного гуманистического направления психологии. Вместе с тем между ними есть определенные различия. По А. Маслоу поведение человека регулируется иерархией потребностей. Тогда как К. Роджерс с позиций феноменологии подчеркивал определяющее значение личностного восприятия себя и мира в процессе жизнедеятельности. Идеи Роджерса сложились на основе его психотерапевтической работы с клиентами, имеющими психологические проблемы, и затем были перенесены в общую теорию личности. Напротив, А. Маслоу, не занимавшийся терапией, подчеркивал, что психология должна исследовать, прежде всего, психику здоровых людей.

 


Информация о работе Гуманистическая психология