Гуманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 02:32, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму.
Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах.

Содержание работы

Введение[2]
1) Основные принципы гуманистической психологии.[2-4]
2)Мотивация: иерархия потребностей[4-6]
3)Гуманистическая психотерапия[6-10]
4)Основные представители гуманистической психологии[10-15]
Заключение[15]

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 54.65 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по психологии на тему: «Гуманистическая психология». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                    Подготовила студентка 1 курса                   
                                                                                                  философского факультета 7 группы(социология)       
                                                                                                                                                         Тимошина Светлана 
Содержание: 
Введение[2] 
1) Основные принципы гуманистической психологии.[2-4] 
2)Мотивация: иерархия потребностей[4-6] 
3)Гуманистическая психотерапия[6-10] 
4)Основные представители гуманистической психологии[10-15] 
Заключение[15] 
Введение. 
Гуманистическая психология направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. 
Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах. Основное внимание сосредоточено на описании, строении и развитии внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представляется самому человеку в самосознании и мышлении. 
Лидирующими фигуры в гуманистической психологии – К.Роджерс, В.Франкл, А.Маслоу, Г.Олпорт.  
1. Основные принципы гуманистической психологии 
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму . Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше ее рассматривать как движение (т.е. группу теоретических подходов к личности). Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы». Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию. Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди отказываются от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией того, что чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности.

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь - свою собственную. Избегать свободы и ответственности - значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Нужно отметить, что и экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности . Его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма.

Для полного понимания гуманистического подхода, перед его рассмотрением необходимо изучить ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек - нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивали принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он считал, что изучение животных не применимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина и т.д.), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

Внутренняя природа человека. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека, в сущности, хороша или, по крайней мере, нейтральна. По Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенности основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения .

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека и игнорирует силу и добродетель человечества. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.

2)Мотивация: иерархия  потребностей 
Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо» , который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. 
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. На рисунке 1 в Приложении 1 схематически представлена эта концепция иерархии потребностей в мотивации человека. Потребности в порядке их очередности: 
- физиологические потребности; 
- потребности безопасности и защиты; 
- потребности принадлежности и любви; 
- потребности самоуважения; 
- потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования. 
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует. 
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее. 
Иерархию потребностей по Маслоу : 
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план. 
Потребности безопасности и защиты. Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. 
Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. 
Потребности самоуважения. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими . Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. 
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. 
Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. 
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают, удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85 % - физиологические, 70 % - безопасность и защита, 50 % - любовь и принадлежность, 40 % - самоуважение и 10 % - самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены. 
Таким образом, с одной стороны -- индивидуальные потребности, с другой -- условия и ситуация определяют, какие потребности будут доминировать. Следует отметить, что, несмотря на широкую известность и признание концепции Маслоу, теория не получила достаточной экспериментальной валидизации. Ряд исследований подтвердил доминирование базовых потребностей над потребностями других уровней, однако подтвердить очередность удовлетворения потребностей, предложенную Маслоу, не удалось. Наибольшие сложности возникли при экспериментальной проверке потребности в самоактуализации, которую сложно определить операционально и четко отделить от потребностей, близких по содержанию. 
Эксперименты показали, что относительная важность потребностей индивида чрезвычайно динамична во времени. Очень часто даже по мере незначительного удовлетворения одной потребности происходит актуализация другой. Поэтому недостаточная обоснованность гипотезы Маслоу о последовательном доминировании отдельных потребностей очевидна. 
Скорее поведение человека в любой момент детерминировано набором потребностей. Порой эти потребности вполне совместимы и могут быть удовлетворены совместно, но часто такая совместимость отсутствует, и тогда в потребностной сфере возникает конфликт, который индивиду приходится решать, отдавая предпочтение одной потребности и игнорируя другую. Примером такого конфликта может служить организационная ситуация, в которой перед сотрудником стоит дилемма -- или «пахать» изо всех дел, зарабатывая больше других и тем самым, удовлетворяя многие из потребностей, или прослыть выскочкой и испортить свои отношения с коллегами, тем самым, поставив под угрозу удовлетворение своих социальных потребностей. 
Основным вкладом теории Маслоу, несомненно, является демонстрация того, что в каждый момент времени поведение человека детерминировано какими-либо доминирующими потребностями. Ни одна организация не может рассчитывать на повышение мотивации своих сотрудников, на их удовлетворенность трудом, и соответственно на их большую активность и эффективность, если руководство не имеет представления о том, какие потребности в данный момент актуальны как для рабочих групп, так и отдельных сотрудников. 
Если сотрудники больше всего обеспокоены сохранением своих рабочих мест или считают каждую копейку, мечтая «дотянуть» до следующей зарплаты, их потребности в признании или самоактуализации будут минимальными, и любые усилия организации, прямо не связанные с доминирующими потребностями, окажутся бесполезными. В то же время для организаций, обеспечивающих своих сотрудников высокими заработками и способных в значительной степени гарантировать их занятость, меры руководства, направленные на еще большее удовлетворение этих потребностей, не окажут сильного влияния на мотивацию персонала. Программы усиления мотивации сотрудников должны быть достаточно гибкими, чтобы учитывать индивидуальные различия и динамику изменения приоритетов в сфере потребностей. 
3)Гуманистическая психотерапия. 
Психотерапия Карла Роджерса (1902-1987)

Карл Роджерс создал терапию, центрированную на клиенте и был одним из отцов гуманистической психологии. Его влияние не ограничилось психологией, благодаря его работам во многом поменялись представления об управлении в промышленности и даже в армии, о практике социальной работы, о воспитании детейиметодах преподавания, о религиозной работе и т.д.

Основные идеи

Позитивные силы, направленные к здоровью и росту, естественным образом присущи организму. Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным, настолько, насколько это возможно для нас биологически, стремление становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком. Отсюда вытекает, что основная задача педагогики, психотерапии и искусства управления состоит в том, чтобы пробудить эти внутренние силы роста и развития, которые сами приведут человека к успеху.

 

 Пример (притча).

Один китаец посеял рис, но очень волновался, что рис медленно растет. Поэтому он ходил по своей делянке и подтягивал рис за верхушку. В результате корни риса вылезли из земли и весь рис засох.

 

 Например, до сих пор наша педагогика в основном исповедует модель обучения как процесса «накачивания» ученика знаниями (модель пустого сосуда), в то время как более эффективным и гуманистичным было бы помочь ему в развитии самостоятельного мышления и творчества (модель растущего растения, которому надо создать соответствующие условия для роста). Поэтому наша педагогика во многом и теперь остается директивной, нормативной и авторитарной.

Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его Я-концепция. Человек по Роджерсу склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более, что он не может судить непосредственно о себе, каков он " насамом деле". Я концепция создается в основном под влиянием так называемых «значимых других», то есть наиболее близких и авторитетных людей, прежде всего родителей.

Я- концепция включает в себя систему представлений человека о самом себе, его эмоционально отношение к этим представлениям и поведение, соответствующее этим представлениям и отношениям. Будучи раз созданной Я-концепция может действовать как самореализующееся пророчество. Например, человек, считающий себя плохим, может поступать соответствующим образом и еще раз убеждаться в своем первичном представлении о себе. Наоборот, считая себя хорошим, он скорее будет склонен поступать в соответствии с этим представлением и снова и снова подтверждать его.

Пример.

Одна девочка, которая училась еле-еле на двойки и тройки была протестирована психологом на уровень интеллекта. Результат очень удивил психолога, оказалось что коэффициент интеллекта девочки вполне соответствовал учебе на одни пятерки. Он сообщил ей об этом. Через год он снова протестировал ее (уровень учебы не изменился). В этом случае ее коэффициент интеллекта уже соответствовал ее плохой успеваемости. Удивленный психолог побеседовал с девочкой и выяснил, что она привыкла думать о себе как о тупой и неспособной и она предпочла «поглупеть», но не изменить свою Я-концепцию. (по книге Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание»).

 

 Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако, есть актуальный жизненный опыт (например, поведение в тех и ли иных ситуациях и его результаты), которыйможет противоречить сложившейся Я-концепции. В этом случае возникаетнеконгруэнтность (т. е. несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом, которая может быть разрешена либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом, но для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы человек сумел принять себя таковым какой он есть, не отвергая и не искажая данные актуального опыта. В этом случае пробуждаются силы самоизменения и самоисцеления и вмешательство или коррекция со стороны терапевта не требуется.

Работая с подростками, находящимися в исправительных учреждениях ввиду их отклоняющегося поведения, К.Роджерс показал, что те дети, которые были способны адекватно строить свою Я-концепцию становились честными гражданами, те же, кто искажал ее вопреки актуальному опыту, «катились дальше по наклонной плоскости».

 

 Пример.

В книге Дейла Карнеги приводится случай, как знаменитый гангстер, раненый и окруженный полицейскими, написал кровью предсмертную записку. В ней были примерно следующие слова: «Под этим прострелянным пиджаком бьется самое доброе сердце в мире, которое никому в жизни не сделало зла». Перед этим он застрелил полицейского только за то, что тот потребовал от него предъявить водительские права.

Поразительная неконгруэнтность Я-концепции и актуального опыта!

 

 Роджерс убежден, что тенденция к здоровью усиливается благодаря межличностным отношениям, в которых один из со своим самокорректирующим центром участников достаточно свободен от неконгруэнтности, чтобы позволять себе быть самим собой, быть подлинным, а не исполнять роль терапевта. Принятие собственной самости - предпосылка к более подлинному и легкому принятию других. С другой стороны, быть принятым другими - возможность с большей готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя - основной способ личностного роста.

 

 Терапия

Основная задача терапии по Роджерсу, установить отношения между клиентом и терапевтом, способствующие принятию другого и самопринятию. Ключи к исцелению находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личностными качествами, чтобы помочь клиенту научиться использовать эти ключи.

Прежде чем терапевт сможет быть чем-то для клиента, он сам должен обрести подлинность, а не играть роль, в особенности роль терапевта, когда он работает с клиентом. Это предполагает желание и волю быть собой, выражаться своими словами, вести себя по своему, выражать адекватно возникающие чувства и отношения. При этом он должен установить с клиентом достаточно теплые отношения, принимающие и понимающие, давать ему "необусловленное позитивное внимание", лишенное оценок и моральныхсуждений, что позволяет человеку быть тем, что он в действительности есть. Это помогает клиенту принять те части своей личности, которые он отвергает и не включает в структуру Я-концепции. Только после такого принятия он способен что-то изменить в себе в соответствии со своей потребностью во внутренней целостности и гармонии.

Информация о работе Гуманистическая психология