Гуманистические теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Хотя некоторые мысли и идеи, относящиеся к гуманистическому подходу в изучении личности, берут свое начало в Древней Греции, его относят к новым, современным теориям.

Гуманистическая теория, которая подчеркивает уникальность и ценность каждого индивида, имеет широкий круг последователей и почитателей. Какие-то ее аспекты (которые мы обсудим далее в этой главе) являются довольно-таки спорными.

Файлы: 1 файл

гуманистические теории поведения личности.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Тверской Государственный Университет

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

 

 

Гуманистические теории личности

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Выполнила:

                                                          Савина Ксения Андреевна

 

                                   Проверила:

Чегринцова Светлана Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2012 г.

 

Введение

 

Хотя некоторые мысли и идеи, относящиеся к гуманистическому подходу в изучении личности, берут свое начало в Древней Греции, его относят к новым, современным теориям.

 

Гуманистическая теория, которая подчеркивает уникальность и ценность каждого индивида, имеет широкий круг последователей и почитателей. Какие-то ее аспекты (которые мы обсудим далее в этой главе) являются довольно-таки спорными.

 

Это важная теория, особенно с точки зрения ее роли для современной  общественной жизни, когда человек  рискует потерять свою уникальность  неповторимость в общественной массе и водовороте событий. Мы читали истории и слышали последние известия, в которых сообщалось о чернокожих мужчинах’ найденных избитыми до смерти, о гомосексуалистах, привязанных к забору подвергшихся издевательствам и оставленных умирать, и о младенцах’ выброшенных в мусоропровод своими молодыми, богатыми родителями, не хотевшими, чтобы их жизнь испортил какой-то ребенок.

 

Гуманистическая теория личности подчеркивает уникальность каждого человека. Она постулирует, что люди стремятся к личностному росту и самоактуализации.

 

Теория утверждает, что  все люди, независимо от того, кем  они являются и чем они занимаются, обладают желанием расти и, насколько  это возможно, реализовывать свой потенциал. Люди будут делать то, что необходимо, чтобы достичь этой цели, постулирует теория.

 

 

Кроме того, гуманистическая  теория полагает, что если кто-то совершит некое прискорбное действие, например убийство, мы не должны за это его  возненавидеть. Многим людям чрезвычайно  трудно с этим согласиться. Гуманисты, однако, считают, что хотя нас может приводить в негодование поступок человека, нам не следует осуждать и ненавидеть его за это.

 

Истоки гуманистической  теории

 

Исследователи утверждают, что гуманистическая теория возникла достаточно давно, много веков назад.

 

Раннее гуманистическое  движение возникло в Европе XV столетия как протест против ограниченности взглядов церковных лидеров или  философов. Теория вновь появилась  на сцене в Соединенных Штатах в 60-е годы XX века как

 

отрицательная реакция на систему образования, воспринимавшуюся многими в то время как механическая и не учитывающая индивидуальных различий учащихся.

 

Следующие люди являются непосредственными создателями  современной гуманистической теории: Абрахам Маслоу, Эрих фромм, Карл Роджерс, Виктор Франкл.

 

Роджерс и Маслоу создали  методологическое основания гуманистического направления в психологии и в  обучении. Результатом их работы можно  считать возникновение и видоизменение  множества школ.

 

Концепция открытого  образования, лучшим примером которой, наверное, являются школы Монтессори, приобрела широкую известность. Общеобразовательная школа тоже претерпела некоторые изменения под воздействием идей Роджерса и Маслоу.

 

А. Маслоу: гуманистическая теория личности

 

В гуманистической теории личности выделяются два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах психолога К. Роджерса. Основоположником второго «мотивационного» направления является американский исследователь А. Маслоу.

 

А. Маслоу выделил два  типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые  прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

 

1) физиологический (потребность  в еде, сне);

 

2) потребности в безопасности (потребность в квартире);

 

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного  человека в другом человеке, например  в создании семьи;

 

4) уровень самооценки (потребность в самоутверждении,  компетенции, достоинстве);

 

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте,  целостности и т.д.)

 

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

 

Маслоу сформулировал  закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация  человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

 

Наиболее важными для  человека являются потребности в  самоактуализации. Самоактуализации - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не станет настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У  каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» [A. Maslou, 1999].

 

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода  не существует; личность формируется  и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитие личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательно возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек - творец собственной личности, творец своего счастья.

 

Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своими субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

 

В гуманистической модели личности основными концептуальными  «единицами» выступают:

 

1) «реальное Я» - совокупность  мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);

 

2) «идеальное Я» - совокупность  мыслей, чувств и переживаний,  которое человек хотел бы иметь  для реализации своего личностного  потенциала.

 

3) потребность в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

 

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения).

 

Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признака депрессии.

 

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

К. Роджерс: гуманистическая психология

 

 

Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассматривается  тенденция к самоактуализации или  потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса явл. феноменологич. и холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

 

Фундаментальное понятие  теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как  гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.

 

В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны  др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

 

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение  к чел. значимых людей, прежде всего  родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и  уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

 

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал  человек в течение жизни, формируется  тот или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных  типа: "полноценно функционирующая  личность" и "неприспособленная  личность". Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмич. доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирич. свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

 

Второй тип соответствует  человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

 

С нарушениями Я-концепции  связаны осн. формы психопатологии личн. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,которая не полностью устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза . При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи при разл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

 

Э. Фромм: гуманистическая  теория

 

Фромм стремился расширить  горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных  и антропологических факторов в  формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность (Fromm, 1941/1956). В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень самостоятельности и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.

Информация о работе Гуманистические теории личности