Гуманистические теории развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

Каждый человек, согласно теории, имеет право на одинаково хорошее обращение, независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания или положения, которое он занимает в обществе. В мире не должно быть места для нетерпимости и предубеждений, считают гуманисты. Каждый важен, поскольку является единственным и неповторимым существом.
Теория также утверждает, что сравнивать людей между собой или разделять их на какие-то классы или категории несправедливо и лишено всякого смысла. Даже те люди, которые совершили нечто ужасное, заслуживают уважения за то, что они есть, но не за то, что они сделали.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...….3

1 Теоретические концепции представителей гуманистической психологии………………………………………………………………………...….5

2 Самоактуализация……………………...………………………………………...9

3 Характеристики самоактуализирующихся людей…………….……………….12

Заключение…………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………….………………………………...18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 58.72 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Карагандинский  Государственный Технический Университет

 

 

 

Кафедра ПОтбт   

 

 

 

 

Реферат

 

 

                по  дисциплине                     «Педагогика»   

 

Тема:    «Гуманистические теории развития личности»

 

 

 

 

 

                                                                              Принял:

 

ст.преподаватель Пустовалова Л.М.

                               (фамилия, инициалы)            

 _________________________                                                   (подпись)                 (дата)

 

       Выполнил:           

                       

          ст. гр. ИС-11-2 Кудиновская К.Е.п

                                       (фамилия, инициалы)   

 

   

 

 

 

 

 

Караганда 2013


 

Содержание

  
Введение…………………………………………………………………………...….3 
 
1 Теоретические концепции представителей гуманистической психологии………………………………………………………………………...….5 
 
2 Самоактуализация……………………...………………………………………...9 
 
3 Характеристики самоактуализирующихся людей…………….……………….12 
 
Заключение…………………………………………………………………………..17 
 
Список использованной литературы…………….………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гуманистическая теория личности подчеркивает уникальность каждого человека. Она постулирует, что люди стремятся к личностному росту и самоактуализации.

Теория утверждает, что все люди, независимо от того, кем они являются и чем они занимаются, обладают желанием расти и, насколько это возможно, реализовывать свой потенциал. Люди будут делать то, что необходимо, чтобы достичь этой цели.

Кроме того, гуманистическая теория полагает, что если кто-то совершит некое прискорбное действие, например убийство, мы не должны за это его возненавидеть. Многим людям чрезвычайно трудно с этим согласиться. Гуманисты, однако, считают, что хотя нас может приводить в негодование поступок человека, нам не следует осуждать и ненавидеть его за это.

Исследователи утверждают, что гуманистическая теория возникла в Европе XV столетия как протест против ограниченности взглядов церковных лидеров или философов. Теория вновь появилась на сцене в Соединенных Штатах в 60-е годы XX века как отрицательная реакция на систему образования, воспринимавшуюся многими в то время как механическая и не учитывающая индивидуальных различий учащихся.

Гуманистическая теория до сих пор  весьма влиятельна.

Даже представители теории научения, казалось бы, противоположного гуманистическому, признают важность индивидуальных различий и предпочтений. Они подтверждают, что для изменения поведения человека необходимо принимать во внимание, что он — единое целое.

Множество гуманистических ценностей  и идей переместились в различные теоретические и практические отрасли психологии. Эти ценности признают и принимают совершенно разные психологи. В нашем обществе постоянно идет борьба вокруг таких явлений, как смертная казнь, лечение и содержание заключенных, образование, личностная реализация, — гуманизм везде пытается внести свою лепту.

Ценность и достоинство есть у каждого — их надо только увидеть.

Гуманистическая теория исходит из представлений о безусловной  ценности каждого человека и о  необходимости достойного, уважительного  обращения с ним.

Мы все обладаем свободой воли и  чувством, что можем управлять  своей жизнью. Гуманистическая теория основывается на том, что каждый человек  ценен сам по себе, только потому, что он существует. Если кто-то есть, то он ценен.

Каждый человек, согласно теории, имеет  право на одинаково хорошее обращение, независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания или положения, которое он занимает в обществе. В мире не должно быть места для нетерпимости и предубеждений, считают гуманисты. Каждый важен, поскольку является единственным и неповторимым существом.

Теория также утверждает, что  сравнивать людей между собой  или разделять их на какие-то классы или категории несправедливо и лишено всякого смысла. Даже те люди, которые совершили нечто ужасное, заслуживают уважения за то, что они есть, но не за то, что они сделали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические концепции некоторых представителей гуманистической психологии 
 
1. Эрих Фромм

 
          Основы гуманистического подхода к человеку были заложены Эрихом Фроммом.

Он показал, что у человека есть высшие экзистенциальные потребности: 
– установить связи с другими людьми (стремление о ком-то заботиться; если такая потребность не удовлетворяется, человек начинает отстаивать эгоистические интересы и не доверяет другим); 
– преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее почувствовать собственную значимость (неудовлетворение этой потребности приводит к деструктивности);  
– потребность «в корнях», в стабильности, безопасности; 
– потребность в идентичности, в осознании свое непохожести, уникальности; 
– потребность в системе взглядов, позволяющей понять и объяснить мир, людей; 
– потребность в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чём заключался бы смысл жизни. 
Выражение и способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий общества, в котором живёт человек. Структуру социума формируют также типы и структуру личности – «социальные типы характера». 
Теория, созданная Эрихом Фроммом, привлекает психологов в первую очередь тем, что в ней, как ни в одной другой, досконально описаны социальные детерминанты человеческой личности. Фромм попытался объединить в своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека. Критически относясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, - Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Его подход, названный «гуманистическим психоанализом», предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отрыв человека от мира природной стихии. 
Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения, и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Фромм был не только выдающимся теоретиком психологии, но и публицистом, психотерапевтом, философом, знатоком Библии, культурным антропологом, специалистом по психобиографии.

 
2. Карл Роджерс

 
Тенденция к самоактуализации присуща  любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. 
Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс не включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных переживаниях. В конце жизни Роджерс пришел к пониманию взгляда Артура Кестлера о том, что индивидуальное сознание есть лишь фрагмент космического. 
Стремление к здоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону любые препятствия на своем пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего. Абрахам Маслоу пришел к аналогичным выводам, назвав эту тенденцию тихим, едва различимым внутренним голосом. Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма — один из главных постулатов Роджерса. 
Можно заметить, что основная тенденция к актуализации является единственным побуждением, которое утверждается в этой теоретической системе. Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.

 
3.  Абрахам Маслоу

 
Абрахам Маслоу считал, что точная и  жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины  поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид. Он является одним из создателей гуманистической и трансперсональной  психологии, двух новых и больших  направлений, развившихся как альтернативы бихевиоризму и психоанализу. Концепции  Скиннера и Фрейда, а также их последователей игнорировали или лишь слегка касались культурных, социальных и индивидуальных достижений человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм  и мистицизм. Для Маслоу же такие  достижения человека представляли наибольший интерес. 
Самой важной частью теории Маслоу является модель иерархии потребностей, включающая полный набор мотиваций человека. Самая главная концепция Маслоу — это самоактуализация, высший уровень потребностей человека. Маслоу изучал также вершинные переживания, особенные моменты в жизни каждого индивида. Он различал два основных типа психологии — дефицитарную психологию и бытийную психологию — и был пионером разработки последней.

 
Иерархия потребностей

 
Фактически большая часть того, что мы знаем о мотивациях человека, получена из анализа поведения пациентов, с которыми работал Маслоу. Ему удалось объединить в единой модели подходы основных школ психологии — бихевиоризма, психоанализа и его ответвлений, а также гуманистической и трансперсональной психологии. Он показал, что ни один из подходов нельзя считать лучше или ценнее других. У каждого есть свое место и каждый по-своему полезен. На рисунке 1 представлена иерархия потребностей.

 

Рисунок 1 –  Иерархия потребностей

 

Маслоу называл невроз и психологическую  разлаженность дефицитарными болезнями; он считал, что такие заболевания  вызываются тем, что не удовлетворены  некоторые основные потребности, точно  так же, как отсутствие некоторых  витаминов может вызвать болезнь. Лучшим примером основных потребностей являются физиологические потребности, такие, как голод, жажда и сон. Неудовлетворенные потребности  рано или поздно приводят к болезни, а единственным лечением может быть полное удовлетворение этих потребностей. 
Основные потребности свойственны каждому индивиду. Объем и способ удовлетворения потребностей неодинаковы в разных обществах, но основные потребности (такие, как голод) нельзя игнорировать никогда. 
Физиологические потребности включают в себя потребность в пище, питье, кислороде, сне и сексе. Большинство людей, принадлежащих нашей культуре, могут без труда удовлетворить эти потребности. Однако если биологические потребности не удовлетворяются соответствующим образом, то индивид почти полностью посвящает себя поискам возможностей для их удовлетворения. Маслоу утверждает, что человек, в буквальном смысле умирающий от жажды, не интересуется, удовлетворены ли другие потребности. Но как только данная конкретная непреодолимая потребность удовлетворена, она становится менее важной, позволяя другим потребностям всплыть на поверхность. 
Некоторые психологические потребности тоже следует удовлетворять, чтобы сохранить здоровье. К основным психологическим потребностям Маслоу относит: потребность в безопасности, защите, потребность стабильности; потребность любви и чувства принадлежности, а также потребность в самоуважении и оценке. Дополнительно каждый индивид имеет потребности роста: потребность развивать свои потенциальные возможности и способности, а также потребность самоактуализации. 
Жизнь на более высоком уровне потребностей означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньше болезней, лучший сон, аппетит и т. д. 
К потребностям безопасности Маслоу относит потребность индивида жить в относительно стабильной, безопасной и предсказуемой обстановке. У нас есть основная потребность в организации, порядке и определенных запретах. Люди нуждаются в освобождении от страха, тревоги и хаоса. Как и в случае с биологическими потребностями, большинство людей принимают как должное плавно развивающееся, стабильное, защищающее общество. В современном западном обществе потребность в безопасности проявляется только при критических обстоятельствах: стихийных бедствиях, эпидемиях и восстаниях. 
У всех людей есть потребность в принадлежности и любви. Мы стремимся установить тесные отношения с другими и чувствовать себя частью каких-то групп, таких, как семья и круг своих сверстников. Эти потребности, как писал Маслоу, все чаще остаются неудовлетворенными в нашем изменчивом индивидуалистическом обществе. Эти  - неудовлетворенные потребности, как правило, лежат в основе психологических расстройств. 
Маслоу описал два типа потребности уважения. Первый — это желание чувствовать компетентность и личные достижения. Второй — потребность уважения другими, что включает общественное положение, славу, оценку и признание. Если эти потребности не удовлетворены, то человек начинает чувствовать себя приниженным, слабым или беспомощным. Как считал Маслоу, потребности уважения были отмечены в работах Адлера, и ими несколько пренебрегал Фрейд. Нормальное самоуважение складывается из личных стремлений, которые приводят к достижениям, а также из заслуженного уважения другими. 
Даже если все эти потребности удовлетворены, утверждает Маслоу, человек все еще чувствует разочарованность и некоторую незавершенность до тех пор, пока он не испытает самоактуализации — использование своих способностей и талантов. Формы, в которых проявляется эта потребность, весьма различны в зависимости от того, что представляет из себя человек. У каждого из нас свои мотивации и способности. Для одного очень важно стать хорошим родителем, другие стремятся добиться успехов в спорте, стать художником или изобретателем. 
По Маслоу, должны быть реализованы самые основные потребности прежде, чем будут удовлетворены менее значимые. К примеру, и физиологические и потребности любви важны для человека; однако когда человек голодает, потребность любви (или любая другая более высокая потребность) не становится главным фактором поведения. И наоборот, считает Маслоу, даже тогда, когда мы разочаровывались в любви, нам по-прежнему нужна пища.

 

2 Самоактуализация

 
      Проблема самоактуализирующегося или идеального человека на протяжении многих лет интересовала различных исследователей и философов. 
Конфуций считал, что для правильного формирования личности необходимо «…преодоление себя и возвращение к благопристойности». 
Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивал: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими». Так же эта проблема звучала в трудах таких ученых и философов как Ницше, Толстой, Соловьев. 
В теориях К. Роджерса и А. Маслоу, являющихся основоположниками основных направлений в гуманистической теории личности, главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. А развитие личности — это и есть развертывание этих врожденных тенденций. Если по Роджерсу тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала, то Маслоу пошел дальше, он охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. 
Благодаря К. Роджерсу и А. Маслоу, концепция самоактуализации до сих пор волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть и, следовательно, придает его жизни интерес и цель. 
В контексте теории Роджерса, тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы  понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. 
Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным. 
Согласно иерархической модели потребностей Маслоу, наиболее важной для человека является потребность в самоактуализации, но она выступает на передний план тогда, когда все остальные нижестоящие потребности в достаточной мере удовлетворены. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Иными словами, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть верны своей природе» самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.  
Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. 
К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности. Такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность, часто мешают мужчинам, потому что существует культурная тенденция рассматривать данные характеристики как «немужественные». Или вспомним о подавляющем влиянии традиционной женской роли на психосоциальное развитие женщин. 
Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более точно, людям нужно 
«способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида. 
Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Таким образом, при здоровых условиях 
(когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает) рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал — стать тем, чем они могли бы стать — реагируют на депривацию своих основных потребностей. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур. 
 

Информация о работе Гуманистические теории развития личности