Гуманистический психоанализ Э. Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Э.Фромм (1900—1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». К психоанализу Фромм пришел после завершения образования социолога. В 1929—1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на Майне.
Его гуманистический психоанализ полагает что основным источником страха, тревоги, появлению чувства изоляции – является отрыв человека от мира природы, человек обладая инстинктами лишился связи с природой и лишился части инстинктов которыми обладают животные, взамен он получил мышление и с точки зрения Фрома способность мыслить помогает выжить, но неизменно толкает на решение вопросов на которые нет ответа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

1. Гуманистический психоанализ Э. Фромма………………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….8

Литература……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии печатаьь.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный  нефтяной институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

на тему       

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы    

 

Проверил       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Альметьевск. 2013

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1. Гуманистический психоанализ Э. Фромма………………………………….4

 

Заключение……………………………………………………………………….8

 

Литература………………………………………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Э.Фромм (1900—1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». К психоанализу Фромм пришел после завершения образования социолога. В 1929—1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на Майне.

Его гуманистический психоанализ полагает что основным источником страха, тревоги, появлению чувства изоляции – является отрыв человека от мира природы, человек обладая инстинктами лишился связи с природой и лишился части инстинктов которыми обладают животные, взамен он получил мышление и с точки зрения Фрома способность мыслить помогает выжить, но неизменно толкает на решение вопросов на которые нет ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Гуманистический психоанализ Э. Фромма

 

Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.

Его гуманистический  психоанализ полагает что основным источником страха, тревоги, появлению  чувства изоляции – является отрыв человека от мира природы, лишение человеком части инстинктов, которыми обладают животные, получение взамен мышления. С точки зрения Фромма способность мыслить помогает выжить, но неизменно толкает на решение вопросов на которые нет ответа. Его работа основывалась на трудах Фрейда. Фромм в своей работе соединил психоанализ и экзистенциальный подход, и пришел к выводу, что главной дихотомией будет вопрос жизни и смерти.

 

Дихотомия –  дуальные явления, находящиеся на двух разных полюсах.

 

По Фромму смерть упорно отрицается у человека - у него есть жизнь после смерти. И для этого, что бы получить хотя бы маленький путь свободы – человек ввел реинкарнацию.

 

Вторая дихотомия –  это противоречие идеального представления  о полной самореализации. Полностью реализоваться человек не может из за слишком короткой жизни.

 

Третья дихотомия –  Человек на самом деле автономен  и одинок, но человек понимает, что  обходиться без других людей он не может.

 

Постигая смысл этих трех дихотомий человек постигает  смысл жизни.

 

Психоанализ предполагает работу не со здоровыми людьми. Фромм говорил что здоровый человек отличается от нездорового. Психически здоровый человек в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы, которые отвечают на его экзистенциальные потребности. Это означает то что здоровый человек не отказывается от поисков найти ответы на эти вопросы и в рамках своей личности находит все таки ответы, но не в рамках всего социума. Развитие личности у Фромма проходит через все возрастные кризисы, которые встречаются в классической возрастной психологии. Когда человек достигает кризиса, его начинают волновать эти три основные дихотомии. На протяжении всего кризиса его волнуют эти вопросы, и как только он находит ответ, человека обретает спокойствие. Затем эти кризисы опять возникают на эти же вопросы, но уже под другим углом зрения. И так до следующего возрастного кризиса.

 

Интерпретация личности у  Фромма начинается с анализа условий существования человека, а так же изменения этих условий. Фромм подтверждает что одиночество, изоляция и отчужденность присуще всем людям. Отчуждение заключается в том, что произошло нарушение естественной гармоничной связи с природой, естественно с людьми и с самим собой. Он исследовал различные исторические периоды и для каждого периода – характерным окончанием было прогрессивное обретение человеком личной свободы. Чем больше человек получал личной свободы – тем он сильнее отдалялся от природы. Фромм говорил, что невиданная свобода от социальных, политических, экономических и религиозных ограничений потребовала от человека компенсации в виде чувств безопасности и принадлежности к социуму, т.е. организовалось огромное противоречие между свободой и безопасностью. Человек хочет быть свободным, но свободу он хочет компенсировать в социуме. Таким образом человек пытается преодолеть чувство одиночества – бегством от свободы, а если он хочет быть свободным – он становится одиноким.

 

Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и  личности человека, Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:

 

 

Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; вечно ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы достичь их расположения.

 

Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится достать их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

 

Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

 

Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается  как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько  хорошо чел. может подать и продать  себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

 

Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения – творить.

 

Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентаций, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе "Душа человека", Фромм описал ещё два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

 

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток  на формирование личности человека, в  его природе заложены экзистенциальные потребности, которые являются важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

 

Смысл существования  человека Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".

 

Авторитаризм  – тенденция отказаться от независимости  своей личности, слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внешним  для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести верх над людьми, эксплуатировать их и понуждать страдать.

 

Разрушительность  – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, являясь реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности.

 

Автоматизирующий  конформизм – стремление перестать  быть собой. Человек полностью усваивает  тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким  его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собственным "Я" и окружающим миром, а совместно с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

 

В противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря  которой можно отделаться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми. Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Э. Фромм попытался  соединить идеи психоанализа, марксизма  и экзистенциализма. Он считал, что  в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности  личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциального" и "исторического".

К экзистенциальной составляющей человеческого бытия  он относит два факта: 1) человек, по его словам, изначально находится  между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте  и времени" и "выбирается из него опять же случайно"; 2) существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Фромм Э.З. Человек для себя. – М.: Астрель, 2012. –320 с.

2.   Фромм Э.З. Искусство быть.– М.: Астрель, 2013. –224 с

3.   Ильин Г.Л. История психологии. – М.Юрайт, 2013. –400 с

4.   Ждан  А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. – Академический проект: Трикста, 2012. –592 с

5.   Хант  М. История психологии. – Аст, 2009. –864 с

 

 


 



Информация о работе Гуманистический психоанализ Э. Фромма