Гуманистическое направление в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:18, доклад

Описание работы

Течений в психологии достаточно много, и каждое из них определяет науку "психология" по разному. Густое переплетение разных концепций, словно сеть, выход из которой достаточно труден и в которую попадают ученые, противоречащие субъективным концепциям других ученых, что все более углубляет достижение определенности. Так бихевиоризм отвергает представление о свободной воли человека, а психоанализ выдвигает идеи стремления к удовольствию приоритетнее другим( Фрейд ) или воле к власти ( Адлер ). Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая психология.docx

— 22.34 Кб (Скачать файл)

Гуманистическая психология, обозначавшая себя как "третья сила" в психологии.

Течений в психологии достаточно много, и каждое из них определяет науку "психология" по разному. Густое переплетение разных концепций, словно сеть, выход из которой достаточно труден и в которую попадают ученые, противоречащие субъективным концепциям других ученых, что все более углубляет достижение определенности. Так бихевиоризм отвергает представление о свободной воли человека, а психоанализ выдвигает идеи стремления к удовольствию приоритетнее другим( Фрейд ) или воле к власти ( Адлер ). Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Осознание этих недостатков  традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. Возникновение названия и формирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу в 60-е годы.

В целом гуманистическая психология не представляет единой теории( объединяет некоторые общие положения).

Развитию гуманистической  психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Эти факты, так же как и  данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, ≪встать над полем≫, как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты.  

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей

В центре гуманистической  психологии понятие становления  личности, представление о необходимости  максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое  здоровье. Человек в гуманистическом подходе оказывается высшей ценностью, отвечающий за то, что бы реализоваться или состояться. Человек изначально добр или нейтрален. Агрессия и насилие возникают в связи с воздействием окружения. Индивидуальность же в гуманистической психологии рассматривается как интегральное целое в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. В гуманистической психологии так же  подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека( противоречит бихевиоризму)

Одними из самых ярких  представителей гуманистического направления  являются Г. Олпорт, Р. Мэй, А. Маслоу и К. Роджерс.

Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, рассматриваемой им как альтернатива механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитическому подходу. Олпорт возражал и против переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невротиков, на психику здорового человека. Олпорт также считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. Одним из главных постулатов теории Олпорта, изложенных им в книге ≪Личность: психологическая интерпретация≫ (1937), было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного  сочетания качеств, потребностей(основные и инструментальные: Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека --- все это ядро личности)

Несколько позднее присоединился  к гуманистической психологии американский психолог Р.Мэй (1909-1994), на психологическую концепцию которого повлияли взгляды А.Адлера и идеи экзистенциальной философии. В своей теории Мэй исходил из положения о том, что одним из важнейших свойств человеческой психики является способность воспринимать себя и как субъекта, и как объект. Эти два полюса сознания задают пространство свободы воли, под которой Мэй подразумевал свободу выбора одного из этих двух состояний и возможность смены одного состояния другим. Процесс становления личности, по мнению Мэя, связан с развитием самосознания, которое характеризуется интенциональностью и осознанием своей идентичности

 

А.Маслоу (1908-1970) по праву считается ≪духовным отцом≫ гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах ≪К психологии бытия≫ (1968), ≪Мотивация и личность≫ (1970). Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что, в отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, но, наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, личностному росту, т. е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества. Он считал, что самое ценное в психике - ее Самость, стремление к саморазвитию - не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, которая бы исследовала ≪Я-концепцию≫, Самость личности.

 

"Сердце" Маслоу (основное) - представление о человеческих  потребностях. Он полагал, что  они заданы и иерархически  организованы по уровням. Маслоу  сформулировал общий принцы, согласно  которому нижележащие потребности  должны быть удовлетворены прежде, чем человек может перейти  к реализации высших. Человек  может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. ( самый высокий - самоактуализация (желание стать всем, чем возможно), а так же самосовершенствование, которое несет в себе страх неизвестности и ответственности, но и богатый внутренний мир.) Маслоу считал, что большинство просто слепо к своему потенциалу, они не знают о его существовании и не ведают радости движения к его раскрытию. Осознание рождается не только от человека, но и от окружающей социальной среды. ( А именно, у детей, растущих в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самореализации). Человек, вышедший на уровень самоактуализации оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма. Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает других, принимает природу, он независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора, склонен к переживанию "пиковых чувств", подобных вдохновению.

В то же время этим людям  свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты.

Нереализовавшийся  будет  склонен к депрессии, пессимизму и эгоизму.

Наиболее универсальная  человеческая характеристика по Маслоу - креативность, творческая направленность, которая врожденна. Общество, окружение, с одной стороны, необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. С другой стороны, общество по самой своей сути не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности делает ее конформной.( сообразующий свое поведение с мнением окружающих)

 

Другой представитель данного направления Карл Роджерс, для которого понятие "самоактуализация" оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных ровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. В свое время Роджерс сумел открыть консультационный центр, в котором он разрабатывал основы своей индирективной терапии - ≪терапии, центрированной на клиенте≫. Он полагал, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества, более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо.  Жестокость, антисоциальность, незрелость - результат и в то же время страх, как психологическая защита. Отказ от собственных оценок в пользу чьих то создает отчуждение между опытом человека и его представлениями о себе, их несоответствие друг другу, что Роджер обозначает термином "конгруэнтность" . Это означает - на уровне проявления тревоги, ранимости, нецельности личности, а также сказывается на ненадежности внешних ориентиров(невротизации личности). В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий, позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими.

Говоря о структуре  ≪Я≫, Роджерс пришел к выводу о  том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его ≪Я≫.

Задача психологии со стороны  гуманистического подхода - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Разработчики гуманистического подхода впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования. Появление новых тенденций в развитии психологии в конце XX в., направленных на конвергенцию лучших достижений разных психологических школ, нашло отражение и в содержании теорий гуманистической психологии, так как ее трансформация происходит не только в логике одного направления, но и в более комплексном подходе к психологии личности


Информация о работе Гуманистическое направление в психологии