Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……….……..…...3
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы……………………...….….……5
Заключение…………………………………………………………………………...8
Список использованной литературы…………………………….……….…….....10

Файлы: 1 файл

Введение в практическую психологию.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

  по дисциплине «Введение в практическую психологию»

ТЕМА  РЕФЕРАТА: «Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в психологии»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Группа:                      Руководитель:

 

 

 

 

 

МИНСК, 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………….……….……..…...3

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы……………………...….….……5

Заключение…………………………………………………………………………...8

Список использованной литературы…………………………….……….…….....10

 

 

Введение

В последние годы в  психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что  современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.

Основными симптомами кризиса  являются:

– отсутствие единой науки;

– дефицит устойчивого знания;

– обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;

– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;

– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания.

Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.

Например, в психологии с начала ее зарождения естественнонаучный подход считался доминирующим, при всех его несомненных достоинствах, показал несостоятельность в вопросах исследования «вершинных» феноменов психологического бытия, таких как ценности, смысл, переживания и др.

Ученые до сих пор  не пришли к единому мнению о том, какая парадигма необходима для изучения психических явлений. В связи с этим в настоящее время сформировалось три различных взгляда на состояние современной психологии:

1) психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;

2) психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;

3) психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии.

Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в  психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:

1. Естественнонаучная

2. Гуманитарная

Большинство авторов  так же считают, что эти парадигмы  не исключают друг друга, так как  каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.

 

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы

  1. Естественнонаучная парадигма.

Естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.

Ее основные принципы:

1. Принцип опоры на эмпирические факты

2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.

3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестного посредством сведения к хорошо изученному.

4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.

5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»

6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.

Эти принципы хорошо работают в естественных науках, но не в психологии.

Например, 1. – реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа может служить изучение эмоций, снов и т.д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы их проявляем и видим?

2. – объект познания (познаваемое) обозначает объект реальности материальной или идеальной. В связи с этим представители естественнонаучной парадигмы утверждают, что идеальное – это результат работы мозга. Мозг и его работа – тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм – недоступный гуманитарным наукам. Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили, история насчитывает великое множество неудачных попыток.

Многие современные  направления в психологии изучают  человека, его внутренний мир в  рамках преобладания естественнонаучной парадигмы, т.е. человек рассматривается  как объект в ряду других объектов, ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п. Он существует отстраненно от исследователя, который изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому, многие ученые считают, что объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.

  1. Гуманитарная парадигма.

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма  в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с  антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.

У истоков современной  постановки проблемы специфики гуманитарного  познания стоит И. Кант, который продемонстрировал  ограниченность естествознания, разграничил  сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога.

Особенности познания в  естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:

Естественнонаучная

Гуманитарная

Предмет

Различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.

Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме  ее отдельных проявлений.

Принципы

Детерминизм

Интенциональность (индетерминизм)

Научный подход

Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.

Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный.

Цель

Познание объективных  законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под  общую зависимость.

Понимание внутреннего  мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности.

Методы

Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.

Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Позиция исследователя

Беспристрастная, отстраненная.

Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения Знания

Гипотеза, теоретический  конструкт.

Беспредпосылочность.

Критерий истины

Практика, проверяемость  и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.

Опыт исследователя, его  интуиция, субъективное понимание исследуемых  феноменов.

Отношение к исследуемому

Субъект-объект.

Исследуемый рассматривается  как объект, лишенный активности и  ценности.

Субъект-субъект.

За исследуемым признается активность, ценность.


 

 

Заключение

На сегодняшний день четко прослеживается борьба двух противоположных  подходов — естественнонаучного  и гуманитарного. Стоит заметить, что в настоящее время гуманитарный подход лидирует. На это есть много причин. Многие исследователи отмечают, что попытки психологов соответствовать естественнонаучным стандартам в области взаимодействия теории и эксперимента привели к «позитивистскому перенапряжению» психологии. Защитной реакцией психологов на давление «позитивистских ритуалов» является широкое распространение «теневой методологии» (традиции формулировать гипотезы уже после проведения исследования, выводить их из полученных данных, а не из теорий, отбирать лишь «удобные» эмпирические данные)

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:

1. духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;

2. рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком - в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка

Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения  психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы в исследовании психической реальности необходимы.

 

 

Список использованной литературы

  1. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии, - 1990, № 6.
  2. Голов А.А. Сторонники старых идей уходят со сцены // Вопросы философии. - 1993, - №5, С. 3 - 43
  3. Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. - СПб., 1991
  4. Малейчук Г.И. Парадигмальная разнородность психологии как науки.// Материалы проблемно-разработческого семинара Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. - 2006.
  5. Рыбаков В, Покрышкин А. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма? - Томск: Дельтаплан, 2005
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке. Статья. - М: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2004.
  7. Сурков В.Н. Гносеологические ориентиры в становлении и предметном самоопределении психологического знания. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Омск, 2004
  8. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы//Психологический журнал. - 1995. № 3

Информация о работе Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в психологии