Гумманистическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:34, доклад

Описание работы

Г. п. — это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии Г. п. содержится некое противопоставление научной психологии. В большинстве своих проявлений Г. п. отдает приоритет челов. опыту и наполненной смыслом жизни разумного об-ва, к-рое соприкасается с ее воплощениями в произведениях иск-ва и документальных источниках прошлого и современности. Большинство сторонников Г. п. занимались (и занимаются) психотер., обеспечивающей привилегированный доступ к челов. опыту, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста и изменения.

Содержание работы

Введение …...........................................................................................................3
1. Гуманистическая психология: предмет анализа, изучения, методологическая платформа ……………………………………………………………………..4
2. Основные принципы гуманистической психрлогии……………………….5
3. Теория личностных черт Г. Олпорта……………………………………......7
4. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса ……………….9
Заключение …………………………………………………………………..…13
Список использованной литературы…………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Доклад гуманистическая психология.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Пензенский  Государственный Университет

Кафедра «Профессиональной педагогики и  психологии»

  
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

на тему: «Гуманистическая психология» 

по дисциплине «Психология и педагогика» 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст-ка гр.09ВЭ1

Петрова Э.Ю.

Проверил: ст. преподаватель

Зоткина Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза, 2011 г.

     Содержание

Введение …...........................................................................................................3

1. Гуманистическая  психология: предмет анализа, изучения, методологическая платформа ……………………………………………………………………..4

2. Основные принципы гуманистической психрлогии……………………….5

3. Теория личностных черт Г. Олпорта……………………………………......7

4. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса ……………….9

Заключение …………………………………………………………………..…13

Список использованной литературы…………………………………………..14

 

      Введение

     Г. п. — это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая  испытание временем. Оба этих аспекта  требуют должного внимания и анализа. В самом понятии Г. п. содержится некое противопоставление научной психологии. В большинстве своих проявлений Г. п. отдает приоритет челов. опыту и наполненной смыслом жизни разумного об-ва, к-рое соприкасается с ее воплощениями в произведениях иск-ва и документальных источниках прошлого и современности. Большинство сторонников Г. п. занимались (и занимаются) психотер., обеспечивающей привилегированный доступ к челов. опыту, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста и изменения. 
 
 

 

      1. Гуманистическая  психология: предмет  анализа, изучения, методологическая  платформа

     В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Наиболее яркие представители этого направления: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард.

     Уникальная  и неповторимая личность, постоянно  созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни – предмет изучения гуманистической психологии. Она изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Кроме того:

    • Осуществление самого себя
    • Сознание собственного достоинства
    • Социальные потребности
    • Потребности в надежности
    • Этапы деградации личности
    • Поиск смысла жизни
    • Физиологические основные потребности
    • Непригодность исследования животных для понимания человека

     Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

     Истоки  гуманистической психологии лежат в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах. 

     Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов:

  • В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности.
  • Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.
  • Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности.
  • Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).
  • Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
 

     2. Основные принципы гуманистической психологии

     Гуманистическая психология - особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально  важных для понимания природы  человека положений. К нему традиционно  относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

     Каждая  из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

     Такими  принципами являются:

     Принцип развития, который означает, что  человек постоянно стремится  к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

     Принцип целостности, позволяющий рассматривать  личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

     Принцип гуманности, означающий, что человек  по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

     Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в  аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.

     Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

     Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

     Принцип репрезентативности, означающий, что  цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

     3. Теория личностных черт Г. Олпорта

     Теорию  Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.

     В своей персонологической концепции  Г. Олпорт рассматривает человека как  сложную "открытую" систему, в  иерархической организации которой  он выделяет следующие интегративные  уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

     Особое  место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная  сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов  нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.

     Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения - применим лишь к низшему уровню мотивационной системы (мотивам нужды). Формы истинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, актуализация чувства инициативности и ответственности и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию - характерные черты мотивов развития.

     Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

     Развитие  личности по Олпорту ассоциируется  с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

     Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают  характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

     Кардинальные - черты, которые преобладают в  поведении человека практически  во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются  не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.

     Главной целью психологии личности Олпорт считает  исследование неповторимости каждого  человека. Он утверждал, что характерным  свойством человека является его  уникальность. "Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы".

     Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

    • детская стадия;
    • стадия относительной дифференциации;
    • стадия интегрированного единства.

     На  первой стадии ребенок функционирует  как динамическое единство, почти  во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

     Проблема  развития личности является центральной  для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психоолги - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. 

     4. Понятие конгруэнтности  личности в теории  К. Роджерса

     Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что  индивид существует в постоянно  изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально .

Информация о работе Гумманистическая психология