Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 18:30, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является исследование памяти в когнитивной психологии. Задачи: - изучить и раскрыть общие положения когнитивной психологии; -провести теоретический анализ исследований памяти в трудах российских и зарубежных психологов; -изучить основные модели и методы исследования память в когнитивной психологии. Ключевые понятия: память, когнитивная психология, модели памяти.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы изучения памяти …………….……..5 1.1.Общие положения когнитивной психологии ………..…….….5 1.2.Общая характеристика памяти. Исследования памяти в трудах российских и зарубежных психологов.…………………………………….9 Выводы по 1 главе……………………………………………………...13 Глава 2. Исследование памяти в когнитивной психологии……….…14 2.1. Модели памяти в когнитивной психологии…………………..…14 2.2. Методы исследования памяти в когнитивной психологии…..…16 Выводы по 2 главе………………………………………………………27 Заключение………………………………………………………………28 Литература………………………………………………………..………29
по дисциплине «Общая и экспериментальная
психология»
на тему
«Исследования памяти
в когнитивной психологии»
Выполнила:
Гушан А.А.
студентка 201 гр.
Направление
«Психолого-педагогическое
образование»
Профиль
«Психология образования»
Научный руководитель:
Ст. преподаватель Клименко И.В.
Работа представлена на кафедру _____________
Дата защиты____________________
Оценка_________________________
ТИРАСПОЛЬ, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы
изучения памяти …………….……..5
1.1.Общие положения когнитивной
психологии ………..…….….5
1.2.Общая характеристика
памяти. Исследования памяти в
трудах российских и зарубежных
психологов.…………………………………….9
Выводы по 1 главе……………………………………………………...13
Глава 2. Исследование памяти
в когнитивной психологии……….…14
2.1. Модели памяти в
когнитивной психологии…………………..…14
2.2. Методы исследования
памяти в когнитивной психологии…..…16
Выводы по 2 главе………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………28
Литература………………………………………………………..………29
Введение
Актуальность данной работы
заключается в том, что проблема памяти
является традиционной для психологии
и интенсивно разрабатывается в ней как
в экспериментальном, так и в теоретическом
плане. Это связано с исключительной значимостью
процессов памяти в произвольной человеческой
активности: в обучении, в труде, в общении,
в научной работе и вообще в повседневной
жизни.
Память является одной из важнейших
форм психической регуляции деятельности,
основой видового и индивидуального поведения.
Наша память мост во времени. Она черпает
информацию из прошлого и обогащает настоящее,
хранит факты и трансформирует их в идеи,
позволяя нам снова и снова приоткрыть
дверь в минувшее. Память формирует нашу
индивидуальность, связь с миром, планы
на будущее и интеллект.
Наиболее ярким представителями
описательного исследования памяти был
П.П. Блонский. Бурное развитие получил
один из самых специфических подходов
к памяти функционально-генетический.
Его основатели были Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев и А.Р. Лурия. Представителями
деятельностного подхода к изучению памяти
были П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Среди
современных подходов к памяти наибольшее
распространение получил системный подход
(С.П. Бочаров), системно-деятельный (Г.К.
Середа), психофизический ( Э.А. Голубева,
А.Н. Лебедев).
Многие представители российской
и зарубежной психологии занимались изучением
и опытным исследованием памяти, и их позиция
нашла свое отражение в данной работе.
Однако наиболее значимые исследования
памяти проводились в рамках когнитивной
психологии, яркими представителями которой
были: У. Найссер, Р. Солсо, Дж. Келли, Дж.
Роттер, А. Бандура и другие исследователи
данного направления.
Целью данной курсовой работы
является исследование памяти в когнитивной
психологии.
Задачи:
- изучить и раскрыть общие положения
когнитивной психологии;
-провести теоретический
анализ исследований памяти в трудах
российских и зарубежных психологов;
-изучить основные модели и
методы исследования память в когнитивной
психологии.
Ключевые понятия: память, когнитивная
психология, модели памяти.
Глава 1. Теоретические
основы изучения памяти
1.1 Основные положения
когнитивной психологии
Когнитивная психология — это
одно из самых популярных научных направлений
зарубежной психологии. Термин «когнитивный»
в переводе на русский язык означает познавательный.
Это направление исследований в основном
сформировалось в 1960-х гг., а итоги первого
этапа его развития были подведены в монографии
У. Найссера «Когнитивная психология»,
вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название
новому направлению психологической мысли.
Р. Солсо в изданной позже книге с таким
же названием пишет, что когнитивная психология
изучает то, как люди получают информацию
о мире, как эта информация представляется
человеком, как она хранится в памяти и
преобразуется в знания и как эти знания
влияют на наше внимание и поведение. Таким
образом, охватываются практически все
познавательные процессы — от ощущений
до восприятия, распознавания образов,
памяти, формирования понятий, мышления,
воображения [2].
Появление когнитивной психологии
иногда называют своеобразной революцией
в зарубежной (прежде всего американской)
психологической науке. Действительно,
начиная с 1920-х гг. изучение образов-представлений,
внимания, мышления, восприятия резко
затормозилось, а в американской психологии
эти процессы фактически вообще игнорировались.
Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь
на методические трудности, даже предлагал
не использовать эти «мистические» термины.
В бихевиоризме, доминирующем в американской
психологии первой половины XX в., такой
взгляд был обусловлен самой трактовкой
предмета психологии. Столь же мало познавательные
процессы интересовали и представителей
психоанализа, где центральными стали
совсем другие понятия: потребность, мотивация,
инстинкт и т.д. Именно поэтому появление
когнитивной психологии было встречено
многими психологами с большим энтузиазмом,
число исследований быстро росло, и к настоящему
времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.
Начало этому направлению положило
исследование У. Найсера. Идеи когнитивной
психологии, раскрывающей роль сознания
людей в их поведении, были обоснованы
также в трудах американских психологов
Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других
представителей этого направления. Основной
проблемой для них является «организация
знания в памяти субъекта». Они считают,
что знания человека организованы в определенные
понятийные схемы, в рамках которых он
мыслит и действует. Утверждается, что
«восприятие, память, мышление и другие
познавательные процессы определяются
схемами так же, как и устройство организма
генотипом» [4].
Итак, когнитивная психология
основывается на представлении о человеке
как системе, занятой поиском сведений
об объектах и событиях окружающего мира,
а также перерабатывающей и хранящей поступающую
информацию. При этом отдельные познавательные
процессы обеспечивают реализацию разных
стадий переработки информации.
Одной из главных
причин, приведшей к возникновению
такого подхода, многие считают
создание компьютеров, поэтому часто
говорят об использовании когнитивистами
«компьютерной метафоры». Даже сам
термин «переработка информации»
был заимствован у специалистов-компьютерщиков.
Отсюда следует скрытое или
явное положение о сходстве
между компьютерными операциями
и познавательными процессами, свойственными
человеку. Компьютерная метафора
во многом определяет и постулаты,
принимаемые большинством когнитивных
психологов.
Предполагается, что информация
перерабатывается поэтапно, причем на
каждом этапе, стадии обработки она находится
определенное время и представлена в различной
форме. Осуществляется ее обработка с
помощью разных регуляторных процессов
(распознавание образов, внимание, повторение
информации и т.д.). Считают также, что важно
установить, каковы пределы способности
человека к переработке информации на
каждом этапе, в каждом блоке. «Блочное»
представление предлагаемых когнитивистами
моделей переработки информации является
достаточно распространенным. Наглядные
изображения блоков в виде прямоугольников
с надписями внутри них обычно соединяются
стрелками, которые показывают направление
«течения» информации. Такого рода блок-схемы
первоначально были очень просты и даже
примитивны, а сейчас, под влиянием все
новых результатов экспериментов, они
нередко становятся настолько сложными
и громоздкими, что заставляют авторов
моделей отказываться от представления
процесса переработки информации в виде
«линейных цепочек» из жестко связанных
друг с другом блоков. Уточнение и совершенствование
предлагаемых моделей — это процесс, идущий
в когнитивной психологии почти непрерывно,
поскольку постоянно появляются результаты
исследований, «не укладывающиеся» в прежние
модели. Такова, вероятно, судьба всех
«гипотетических конструкций».
Когнитивный подход в исследовании
сознательного поведения человека заключается
в стремлении понять, каким образом мы
расшифровываем информацию о реальной
действительности и организуем ее, с тем,
чтобы проводить сравнения, принимать
решения или разрешать проблемы, встающие
перед нами каждую минуту.
В качестве критики когнитивного
подхода к изучению познавательных процессов
следует отметить его следующие особенности.
Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются
обычно от эмоций, намерений, потребностей,
т.е. от того, ради чего человек познает
и действует. Кроме того, в большинстве
моделей процесс переработки информации
осуществляется «автоматически». При
этом совершенно игнорируется сознательная
активность субъекта, сознательный выбор
им приемов, средств, стратегий обработки
информации, а также их зависимость от
деятельности, которую познавательные
процессы обычно «обслуживают» (или которой
они сами иногда являются).
Еще два важных замечания можно
найти в книге У. Найссера «Познание и
реальность» [4] . Он отмечает, что познание,
как правило, начинается не с поступления
какой-то информации на анализаторы, а
с ее предвосхищения, прогнозирования,
с активного поиска определенной информации,
тогда как в большинстве предложенных
когнитивистами моделей это совершенно
не учитывается. У. Найссер также подробно
обсуждает проблему «экологической валидности»
результатов исследований. Он указывает,
что лабораторные ситуации исследований
в когнитивной психологии чрезвычайно
искусственны, они почти никогда не встречаются
в жизни, в повседневной деятельности.
Нужно учитывать опыт, когнитивные навыки
людей, а не ограничиваться экспериментами,
где неопытным испытуемым приходится
выполнять новые и бессмысленные задачи.
Современная когнитивная психология
состоит из 10 основных разделов: восприятие,
распознавание образов, внимание, память,
воображение, речь, психология развития,
мышление и решение задач, человеческий
и искусственный интеллект.
Модели познавательных процессов
позволяют по-новому взглянуть на сущность
психической жизни человека. С расширением предметной области
исследований когнитивной психологии
обнаружилась ограниченность информационного
подхода, особенно при анализе речевой
деятельности, мышления, долговременной
памяти и структуры интеллекта. Поэтому
когнитивисты начали обращаться к генетической
психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической
психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному
подходу (А. Н. Леонтьев и др.).