Исследования памяти в когнитивной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование памяти в когнитивной психологии.
Задачи:
- изучить и раскрыть общие положения когнитивной психологии;
-провести теоретический анализ исследований памяти в трудах российских и зарубежных психологов;
-изучить основные модели и методы исследования память в когнитивной психологии.
Ключевые понятия: память, когнитивная психология, модели памяти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти …………….……..5
1.1.Общие положения когнитивной психологии ………..…….….5
1.2.Общая характеристика памяти. Исследования памяти в трудах российских и зарубежных психологов.…………………………………….9
Выводы по 1 главе……………………………………………………...13
Глава 2. Исследование памяти в когнитивной психологии……….…14
2.1. Модели памяти в когнитивной психологии…………………..…14
2.2. Методы исследования памяти в когнитивной психологии…..…16
Выводы по 2 главе………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………28
Литература………………………………………………………..………29

Файлы: 1 файл

курсвая Гушан.888888888888888888888888doc.doc

— 61.53 Кб (Скачать файл)

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»

на тему

 

«Исследования памяти в когнитивной психологии»

                 

 

                          Выполнила:

                              Гушан А.А.

                              студентка 201 гр. 

                              Направление      

                   «Психолого-педагогическое 

                                                                                                                                        образование»      

                                                                                                                                                Профиль

                    «Психология образования»

             Научный руководитель:

             Ст. преподаватель Клименко И.В.

 

 

 

Работа представлена на кафедру _____________

 

Дата защиты____________________

 

Оценка_________________________

 

 

 

 

ТИРАСПОЛЬ, 2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения памяти …………….……..5

1.1.Общие положения   когнитивной психологии ………..…….….5

1.2.Общая характеристика  памяти. Исследования памяти в  трудах российских и зарубежных  психологов.…………………………………….9

Выводы по 1 главе……………………………………………………...13

Глава 2. Исследование памяти в когнитивной психологии……….…14

2.1. Модели памяти в  когнитивной психологии…………………..…14

2.2. Методы исследования  памяти в когнитивной психологии…..…16

Выводы по 2 главе………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………28

Литература………………………………………………………..………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема памяти является традиционной для психологии и интенсивно разрабатывается в ней как в экспериментальном, так и в теоретическом плане. Это связано с исключительной значимостью процессов памяти в произвольной человеческой активности: в обучении, в труде, в общении, в научной работе и вообще в повседневной жизни.

Память является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения. Наша память мост во времени. Она черпает информацию из прошлого и обогащает настоящее, хранит факты и трансформирует их в идеи, позволяя нам снова и снова приоткрыть дверь в минувшее. Память формирует нашу индивидуальность, связь с миром, планы на будущее и интеллект.

Наиболее ярким представителями описательного исследования памяти был П.П. Блонский. Бурное развитие получил один из самых специфических подходов к памяти функционально-генетический. Его основатели были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. Представителями деятельностного подхода к изучению памяти были П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Среди современных подходов к памяти наибольшее распространение получил системный подход (С.П. Бочаров), системно-деятельный (Г.К. Середа), психофизический ( Э.А. Голубева, А.Н. Лебедев).

Многие представители российской и зарубежной психологии занимались изучением и опытным исследованием памяти, и их позиция нашла свое отражение в данной работе.

Однако наиболее значимые исследования памяти проводились в рамках когнитивной психологии, яркими представителями которой были: У. Найссер, Р. Солсо, Дж. Келли, Дж. Роттер, А. Бандура и другие исследователи данного направления.

 

Целью данной курсовой работы является исследование памяти в когнитивной психологии.

Задачи:

- изучить и раскрыть общие положения  когнитивной психологии;

-провести теоретический  анализ исследований памяти в трудах  российских и зарубежных психологов;

-изучить основные модели и методы исследования память в когнитивной психологии.

Ключевые понятия: память, когнитивная психология, модели памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения памяти

1.1 Основные положения когнитивной психологии

Когнитивная психология — это одно из самых популярных научных направлений зарубежной психологии. Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Это направление исследований в основном сформировалось в 1960-х гг., а итоги первого этапа его развития были подведены в монографии У. Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название новому направлению психологической мысли. Р. Солсо в изданной позже книге с таким же названием пишет, что когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения [2].

Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг. изучение образов-представлений, внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь на методические трудности, даже предлагал не использовать эти «мистические» термины. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Столь же мало познавательные процессы интересовали и представителей психоанализа, где центральными стали совсем другие понятия: потребность, мотивация, инстинкт и т.д. Именно поэтому появление когнитивной психологии было встречено многими психологами с большим энтузиазмом, число исследований быстро росло, и к настоящему времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.

Начало этому направлению положило исследование У. Найсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом» [4].

Итак, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию. При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации.

 Одной из главных  причин, приведшей к возникновению  такого подхода, многие считают  создание компьютеров, поэтому часто  говорят об использовании когнитивистами  «компьютерной метафоры». Даже сам  термин «переработка информации»  был заимствован у специалистов-компьютерщиков. Отсюда следует скрытое или  явное положение о сходстве  между компьютерными операциями  и познавательными процессами, свойственными  человеку. Компьютерная метафора  во многом определяет и постулаты, принимаемые большинством когнитивных  психологов.

Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.). Считают также, что важно установить, каковы пределы способности человека к переработке информации на каждом этапе, в каждом блоке. «Блочное» представление предлагаемых когнитивистами моделей переработки информации является достаточно распространенным. Наглядные изображения блоков в виде прямоугольников с надписями внутри них обычно соединяются стрелками, которые показывают направление «течения» информации. Такого рода блок-схемы первоначально были очень просты и даже примитивны, а сейчас, под влиянием все новых результатов экспериментов, они нередко становятся настолько сложными и громоздкими, что заставляют авторов моделей отказываться от представления процесса переработки информации в виде «линейных цепочек» из жестко связанных друг с другом блоков. Уточнение и совершенствование предлагаемых моделей — это процесс, идущий в когнитивной психологии почти непрерывно, поскольку постоянно появляются результаты исследований, «не укладывающиеся» в прежние модели. Такова, вероятно, судьба всех «гипотетических конструкций».

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

В качестве критики когнитивного подхода к изучению познавательных процессов следует отметить его следующие особенности. Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т.е. от того, ради чего человек познает и действует. Кроме того, в большинстве моделей процесс переработки информации осуществляется «автоматически». При этом совершенно игнорируется сознательная активность субъекта, сознательный выбор им приемов, средств, стратегий обработки информации, а также их зависимость от деятельности, которую познавательные процессы обычно «обслуживают» (или которой они сами иногда являются).

Еще два важных замечания можно найти в книге У. Найссера «Познание и реальность» [4] . Он отмечает, что познание, как правило, начинается не с поступления какой-то информации на анализаторы, а с ее предвосхищения, прогнозирования, с активного поиска определенной информации, тогда как в большинстве предложенных когнитивистами моделей это совершенно не учитывается. У. Найссер также подробно обсуждает проблему «экологической валидности» результатов исследований. Он указывает, что лабораторные ситуации исследований в когнитивной психологии чрезвычайно искусственны, они почти никогда не встречаются в жизни, в повседневной деятельности. Нужно учитывать опыт, когнитивные навыки людей, а не ограничиваться экспериментами, где неопытным испытуемым приходится выполнять новые и бессмысленные задачи.

Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. С расширением предметной области исследований когнитивной психологии обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.).

Информация о работе Исследования памяти в когнитивной психологии