Эмпирическое и теоретическое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 23:20, реферат

Описание работы

Мышление - это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Файлы: 1 файл

дпм.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

Различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. Мышление юриста по данной классификации относится к разряду практического мышления.

Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Различают творческое и критическое мышление по их функциональному назначению. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности ("мозговой штурм") творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Фундаментальным различением мышления, имеющим важное значение для педагогической практики, является различие эмпирического и теоретического мышления. Эти виды мышления отличаются по целям, средствам, познавательным возможностям, строению, по способу решения задач; различны психолого-педагогические условия их становления и формирования. Дальнейшее изложение психологических особенностей мышления - процесса решения задач, строения и т.д. - мы будем осуществлять с позиций различения эмпирического и теоретического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мышление является высшим познавательным процессом.  Оно  представляет собой форму творческого отражения человеком  действительности,  порождающую  такой результат, которого в  самой  действительности  или  у субъекта  на  данный момент времени не существует. Мышление человека  также  можно  понимать  как творческое  преобразование  имеющихся  в  памяти  представлений  и  образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит  в том, что оно  всегда  связано  с  активным  изменением  условий,  в  которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо  задачи. В  процессе  мышления   производится   целенаправленное   и   целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого  рода  умственная  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее  действий и  операций  преобразовательного   и   познавательного   характера.   Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению  действием  или актом деятельности, направленным на разрешение определенной  задачи.  Задача эта  заключает  в  себе  цель  для   мыслительной   деятельности   индивида. Мыслительный акт  субъекта  исходит  из  тех  или  иных  мотивов.  Начальным моментом мыслительного процесса обычно является  проблемная  ситуация,  т.е. ситуация,  для   которой  нет  готовых  средств  решения.   Мыслить  человек начинает, когда  у  него  появляется  потребность  что-то  понять.  Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,  с  удивления  или  недоумения, с противоречия.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Андреева Г.М.,  Социальная психология: учебник для вузов. – М., 1996
  2. Мамардашвили М.К.,  Формы и содержание мышления. – М., 1998
  3. Психология и педагогика: Учебное пособие под ред. Николаенко В.М. – М., 1999
  4. Психологический словарь. – М., 1998

 

 


Информация о работе Эмпирическое и теоретическое мышление