Периодизация развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:14, реферат

Описание работы

Д.Б. Эльконин (1904—1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей. Эльконин признавал только формулу “ребенок в обществе” (а никак не “ребенок и общество”), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом

Содержание работы

1. Введение
2. Возрастная динамика развития
3. Периодизация развития
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

эльконин.docx

— 28.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Возрастная динамика развития
  3. Периодизация развития
  4. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина

 

 

 

 Д.Б. Эльконин (1904—1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей. Эльконин признавал только формулу “ребенок в обществе” (а никак не “ребенок и общество”), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: “ребенок — общественный предмет” и “ребенок — общественный взрослый”. “Общественный взрослый” выступает носителем “общественно выработанных способов действия” с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования. 
   Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье “К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте” (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как “относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития”. Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях: 
   1. Социальная ситуация развития; 
   2. Ведущая деятельность; 
   3. Основные новообразования. 
   Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику. 
   Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития: 
   — в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения); 
   — в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка); 
   — от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности). 
   Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом: 
   — кризис новорожденности; 
   — младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно - эмоциональное общение со взрослым; 
   — кризис одного года; 
   — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность; 
   — кризис трех лет; 
   — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая ИГРА ; 
   — кризис семи лет; 
   — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность; 
   — кризис 11 — 12 лет; 
   — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками; 
   — кризис 15 лет. 
   Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет). 
   Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. 
   Этот шаг был подготовлен работами А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирования предметного действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов . Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах предметов, МЫШЛЕНИЕ  — ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции — ориентировка в личностных смыслах. При исследовании произвольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о прохождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развернутой, к внутренней, свернутой. П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие. 
   Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что и составляет основное содержание функционального развития психики. 
   В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа: 
   — в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий; 
   — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

 

 

Таблица 14 
Схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина 
  

 

Эпохи 
  

Периоды 
  

Хронологические границы 
  

Вид ведущей деятельности 
  

Тип деятельности 
  

Преимущественное развитие 
  

Раннее 
детство 
  

Младенчество 
  

0—1 год 
  

Непосредственно-эмоциональное общение 
  


  

Мотивационно-потребностная 
сфера 
  

 
  

 

Раннее детство    
  

1 — 3 года 
  

Предметно- I манипулятивная деятельность 
  

II 
  

Интеллектуально- познавательная сфера 
  

Детство 
  

Дошкольный 
возраст 
  

3—7 лет 
  

Ролевая ИГРА

 
  

 
  

 

Мотивационно- 
птребностная сфера 
  

 
  

 

Младший школьный возраст 
  

7-10 лет 
  

Учение 
  

II 
  

Интеллектуаль - но-познаватель- ная сфера 
  

Подростничество 
  

Подростковый 
  

11-15 лет 
  

Интимно-личное общение со сверстниками 
  


  

Мотивационно - потребностная сфера 
  

 
  

 

Ранняя юность 
  

15 — 17 лет 
  

Учебно-профессиональная 
  

II 
  

Интеллектуально -познавательная сфера 
  


 

   Происходит закономерное чередование  одних возрастов (в которых у  детей по преимуществу развиваются  потребности и мотивы) с другими  возрастами (когда у детей формируются  конкретные операции той или  иной деятельности). Так, в младенчестве  в эмоциональном общении с  близким взрослым возникают потребности  и мотивы делового сотрудничества  и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной  деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта “сцепка” (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, “эпоха”) воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется). 
   Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической. С точки зрения Эльконина, периодически возникает разрыв между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня развития. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности. 
   Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

    1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.-М.: Аспект пресс, 2001-480 с.
    2. Психология развития/ под. Ред. Т.Д. Марцинковской, М.: « Академия», 2001.-352с.
    3. Выготский, Лев Семенович Психология развития ребенка. – М.: ЭКСМО , 2005.-508 с.
    4. http://pidruchniki.com/
    5. http://yourlib.net/

 


Информация о работе Периодизация развития