Перспективы развития психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

В России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия «психологов- расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе…………………..4
2 Современные проблемы психодиагностики……………………………7
3 Перспективы развития психодиагностики…………………………….14
Заключение………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………….20

Файлы: 1 файл

Перспективы развития психодиагностики.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

3. Третий - принять промежуточный  вариант и получить права на  адаптацию 20-30 зарубежных тестов, в том числе последних версий  популярных в России методик  и провести их качественную  стандартизацию. Кроме того, интенсифицировать  работу над отечественными методиками  с хорошими перспективами. Проверить  их по всем параметрам и  сертифицировать.

Четвертая причина кризиса - это малое количество качественных отечественных учебников по современной  психодиагностике. До сих пор рука у отечественных авторов поднималась  в основном до учебных пособий. Да и тех было не много. Думаю, со мной согласятся и их авторы и читатели. Содержание пособий повторяют друг друга, предлагаемый для изучения материал, остается где-то на уровне 70-80-х годов  прошлого века. В них нет современного содержания, соответствующего сложившимся  международным реалиям. Тесты, которые  описываются в учебных пособиях, давно устарели и их пропаганда в  процессе обучения усугубляет проблему.

Выход из этой ситуации возможен только путем подготовки учебника по «Современной психодиагностике», написать который под силу только большому коллективу авторов с привлечением зарубежных тестологов, поскольку некоторые  разделы тестологии и психометрики нам просто неизвестны.

Пятая причина кризиса - это  практика издания в открытой печати и распространения фирмами-изготовителями психодиагностических методик сложившаяся  у нас в стране. Методики при  желании у нас может купить каждый, независимо от образования и наличия компетенций по работе с ними. Более того, методики полностью и текст, и ключи, и итерпретатор печатаются в открытой печати и становятся доступны всем. Для того чтобы изменить ситуацию с распространением методик Президиум Российского психологического общества недавно принял специальное Постановление от 04.07.2008, в котором вводятся ограничительные меры на подобную практику и предполагается даже введение доступных РПО санкций протии нарушителей.

Это, наконец, вопрос о разных видах диагностики, в том числе  о правомерности использования  некоторых методик (например, проективно-личностных) в целях оценки качества образования. Какова роль тестирования в образовании  вообще и в дошкольном образовании в частности? Если вернуться к изначальному варианту, например, тесты достижений в этом возрасте не могут носить исключительно ЗУНовский характер.

Другая группа проблем  касается обеспечения прав личности индивидов, подвергаемых диагностированию (обеспечение тайны личности, конфиденциальность и сообщение результатов диагностирования). Т.е., если диагностика проводится с  целью экспертизы, психолог не имеет  права использовать диагностические  результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый  осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов.

Высказывается предложение  подготовить Этический кодекс психолога-психодиагноста. До последнего времени морально-этическая  проблематика почти не затрагивались  психологами. Отчасти это объясняется  неразвитостью самой психологической  диагностики, ее относительно недавним возрождением, вследствие чего пока еще  многое в ней не рассматривается, не обсуждается, не решается. Вторая причина -- отсутствие достаточного числа профессионалов, которые дорожат званием психолога  и стремятся поднять престиж  прикладной психологии. Большое число  случайных людей, занявших должности психологов без каких-либо на то оснований и бросающих тень на психологию своей неквалифицированной активностью, не только не понимают этических проблем в работе психолога, но и не заинтересованы в их обсуждении: ведь вопросы квалификации практического психолога стоят на первом месте.

Между тем, чтобы предотвратить  неправильное употребление диагностических  методик и ошибки в диагнозе, необходимо соблюдать ряд предосторожностей, касающихся как самих методик, так  и тех, кто их создает, распространяет и применяет. Поэтому основные этические  проблемы психодиагностики актуальны  и для нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития психодиагностики

 

Психологическая диагностика, как и все другие научные дисциплины, развивается. Развитие это состоит  в том, что при воздействии  целого ряда внутренних и внешних  факторов в ней происходят определенные прогрессивные перемены. К числу  внешних факторов, влияющих на развитие этой дисциплины, прежде всего относятся  запросы, которые обращены к ней  со стороны общества. Нужно отметить, что в настоящее время запросы  общества к психологической диагностике  заметно возрастают.

Так, в области образования  доминирующее значение приобретает  дифференцированное обучение, естественной базой которого признаются индивидуальные психологические особенности учащихся. В определении этих особенностей решающая роль, несомненно, принадлежит  психологической диагностике.

Еще более велика ее роль в области профессионального  труда. Научно-технический прогресс выражается в частности в том, что непрерывно появляются новые  профессии и специальности, для  многих из них требуются люди, обладающие некоторыми специальными психологическими особенностями. Только такие люди смогут в сравнительно короткие сроки добиться нужной продуктивности. И в профессиональном обучении ее роль велика.

Да и в самой психологии постоянно возникает надобность в методиках, которые могли бы дать психологическую характеристику людей, находящихся в различных  ситуациях; тут дело идет не только об экспериментальных, но и о жизненных  ситуациях. При подготовке нужных методик  вряд ли можно пренебрегать огромным опытом, накопленным психологической  диагностикой.

Обратимся к внутренним факторам развития нашей дисциплины. В исследовательской  и практической работе возникает  нужда в введении в диагностику  новых понятий, причем некоторые  из них возникают в связи с  развитием смежных научных дисциплин. Для психологической диагностики ближайшей смежной дисциплиной должна быть названа современная генетика. Факторы, о которых выше шла речь, не исчерпывают всех условий, влияющих на развитие психологической диагностики. Эти факторы находятся в постоянном взаимодействии. Чаще всего внешние факторы способствуют усилению действия внутренних факторов, но и обратное отношение также иногда имеет место.

Психологическая диагностика  претерпела в своем более чем  вековом пути немало перемен. Отдельные  этапы ее развития преемственно связаны  между собой. В ее перспективах нужно  представить новый этап ее развития, и он также преемственно связан с  ее историей. Конечно, предусмотреть  все перемены и во всех их деталях  невозможно. Любая научная дисциплина, а уж тем более психологическая  диагностика, развивается под прямым и косвенным воздействием целого ряда факторов. Невозможно предусмотреть, какое значение каждый из них приобретает  в будущем. Поэтому можно выделить три вероятных направления таких  изменений.

В первом направлении нужно  рассмотреть изменения, связанные  с научным пониманием генетической природы ответов-реакций, которые  даются испытуемыми, проходящими диагностическое  тестирование. От правильного понимания  этой природы зависит степень  соответствия этих ответов-реакций  действительности.

Второе направление изменений  выражает тенденцию приблизиться к  полному определению той важнейшей  стороны человеческого мышления, которая находит свое выражение  в способности решатьзадачи, нередко  имеющие большое жизненное значение для индивида.

Третье направление по сути следует признать главным: в  нем дело идет о содержании психологических  тестов, а по тем ответам, которые  дают испытуемые, выполняющие эти  тесты, выводится заключение об особенностях психики каждого из них.

Весь смысл предстоящего и неизбежного развития психологической  диагностики состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить достоверность  тех заключений, которые формируются  на основании применяемых в психодиагностике методических средств, а с другой стороны -- более глубоко понимать особенности психики, в том числе  тех индивидов, для которых система  испытаний, сложившаяся в нашей  дисциплине в последние годы, воспринимается как чуждая, фактически лишает их возможности  проявить присущий им интеллектуальный потенциал.

Итак, были рассмотрены три  возможных направления изменений  психологической диагностики. В  первом речь шла о том, что в  самый процесс диагноза предстоит  ввести некоторые понятия генетики. Это вполне естественно, ведь все  свойства психики имеют наследственное происхождение, поэтому их проявления нужно рассматривать как фенотипические образования. Во втором направлении  было затронуто одно из центральных  понятий дифференциальной психологии и диагностики -- понятие интеллекта. Интеллект -- это функция человеческого  мышления, и была выдвинута гипотеза определить его именно как такую  функцию. Наконец, третье направление  посвящено содержанию психологических  тестов, по результатам выполнения которых в настоящее время  выводится суждение об интеллектуальном потенциале каждого конкретного  испытуемого.

Вряд ли все те изменения, которые могут произойти в  психологической диагностике, исчерпываются  только этими направлениями. Они  тесно связаны между собой, кроме  того, как уже упоминалось, они  вытекают из анализа, которому была подвергнута  наша дисциплина. Но нельзя забывать о  том, что ее развитие органически  связано с развитием других наук, и в этом развитии могут содержаться  какие-то важные новые моменты, которые  окажут свое воздействие и на психологическую  диагностику. Главное -- не бояться изменений, ведущих к совершенствованию  работы, к более полному выявлению  особенностей индивидуальной психики.

Тенденция к индивидуализации диагностики, которая наметилась в  последнее время, состоит в том, что делаются попытки разрабатывать  методики, соответствующие специфическим  проблемам клиентов, социальных институтов, предприятий, организаций. Диагностика  развития - это диагностика процесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжении жизни. Такая диагностика, по выражению  Л.С.Выготского, является многомерной, позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности: вскрыть  его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельных  компонентов психики. Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализом их взаимозависимостей и законов  их динамического сцепления, можно, наконец, решить проблему индивидуального  прогноза.

Высказанные замечания свидетельствуют, что диагностика развития -- сложная  и отдельная научная задача, которая  должна строиться на общем учении о законах и динамике развития. Развитием управляют законы как  природного, так и социокультурного происхождения, и их взаимодействие. В соответствии со сформулированными  в отечественной психологии принципами развития и деятельности разрабатываются  методики на обучаемость, позволяющие  дать оценку «зоны ближайшего развития»  ребенка.

Особенность процедуры, проводимой с помощью этих методик, состоит  в сравнении успешности решения  когнитивной задачи в первой ситуации (до педагогического воздействия) и  во второй ситуации после оказания ребенку помощи, управляющих и  обучающих воздействий. Предполагается, что информация, которую можно  получить о ребенке посредством  тестов на обучаемость, даст возможность  надежнее прогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Однако в действительности перспективы использования этих методик не столь радужны, так  как в них не индивидуализированы  виды оказываемой педагогической помощи и потому нельзя считать их эффективными для всех испытуемых. Остаются нерешенными задачи оценки контекстов развития, таксономии зон ближайшего развития и другие. Еще меньше разработаны проблемы диагностики процесса развития личности.

Еще одно направление в  развитии психодиагностики связано  с использованием компьютера, который  оказывается особенно полезным при  предъявлении заданий (для устранения погрешностей в стандартизации процедуры) и обработке результатов (для  ускорения подсчета первичных результатов  и их статистической обработки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализируя просчёты, ошибки советской психодиагностики, нельзя обойти и её достижения в этот период. Книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С.Аванесова (1982), М.М.Кабанова (1983), Б.В.Кулагина (1984), Л.Ф.Бурлачука (1989), Б.Г.Херсонского (1989).Каждая из них вызывала значительный интерес  психологов всех специальностей, внимательно  изучалась практиками. Появляются первые учебные пособия для студентов, первый словарь- справочник, адресованный широкому кругу специалистов. В этих работах реализуется слияние  тестологического, измерительного подхода  с дифференциально-психологическим, что составляет подлинную сущность психологической диагностики как  науки.

 Делаются первые шаги  на пути разработки оригинальных  методик, многие из которых  сегодня достаточно активно используются  в психологических исследованиях  (А.Е.Личко, 1983; В.М.Мельников и Л.Т.Ямпольский, 1985; К.Акимова, 1988; А.А Кроник, 1991 и  другие). Необходимо подчеркнуть  важность начатой в 1980-е годы  работы по преодолению почти  тотальной психометрической безграмотности  психологов, воспринимавших как  нечто экзотическое требования  к надёжности и валидность  тестов и не имевших элементарных  навыков их конструирования. Обращается  внимание и на разработку (не  завершённую до сих пор) этических  норм, которыми должны руководствоваться  создатели и пользователи психологических  тестов.

Информация о работе Перспективы развития психодиагностики