Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:47, реферат
В России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия «психологов- расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе…………………..4
2 Современные проблемы психодиагностики……………………………7
3 Перспективы развития психодиагностики…………………………….14
Заключение………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………….20
3. Третий - принять промежуточный
вариант и получить права на
адаптацию 20-30 зарубежных тестов,
в том числе последних версий
популярных в России методик
и провести их качественную
стандартизацию. Кроме того, интенсифицировать
работу над отечественными
Четвертая причина кризиса
- это малое количество качественных
отечественных учебников по современной
психодиагностике. До сих пор рука
у отечественных авторов
Выход из этой ситуации возможен только путем подготовки учебника по «Современной психодиагностике», написать который под силу только большому коллективу авторов с привлечением зарубежных тестологов, поскольку некоторые разделы тестологии и психометрики нам просто неизвестны.
Пятая причина кризиса - это
практика издания в открытой печати
и распространения фирмами-
Это, наконец, вопрос о разных видах диагностики, в том числе о правомерности использования некоторых методик (например, проективно-личностных) в целях оценки качества образования. Какова роль тестирования в образовании вообще и в дошкольном образовании в частности? Если вернуться к изначальному варианту, например, тесты достижений в этом возрасте не могут носить исключительно ЗУНовский характер.
Другая группа проблем
касается обеспечения прав личности
индивидов, подвергаемых диагностированию
(обеспечение тайны личности, конфиденциальность
и сообщение результатов
Высказывается предложение
подготовить Этический кодекс психолога-психодиагноста.
До последнего времени морально-этическая
проблематика почти не затрагивались
психологами. Отчасти это объясняется
неразвитостью самой
Между тем, чтобы предотвратить
неправильное употребление диагностических
методик и ошибки в диагнозе, необходимо
соблюдать ряд
3 Перспективы развития психодиагностики
Психологическая диагностика, как и все другие научные дисциплины, развивается. Развитие это состоит в том, что при воздействии целого ряда внутренних и внешних факторов в ней происходят определенные прогрессивные перемены. К числу внешних факторов, влияющих на развитие этой дисциплины, прежде всего относятся запросы, которые обращены к ней со стороны общества. Нужно отметить, что в настоящее время запросы общества к психологической диагностике заметно возрастают.
Так, в области образования
доминирующее значение приобретает
дифференцированное обучение, естественной
базой которого признаются индивидуальные
психологические особенности
Еще более велика ее роль в области профессионального труда. Научно-технический прогресс выражается в частности в том, что непрерывно появляются новые профессии и специальности, для многих из них требуются люди, обладающие некоторыми специальными психологическими особенностями. Только такие люди смогут в сравнительно короткие сроки добиться нужной продуктивности. И в профессиональном обучении ее роль велика.
Да и в самой психологии постоянно возникает надобность в методиках, которые могли бы дать психологическую характеристику людей, находящихся в различных ситуациях; тут дело идет не только об экспериментальных, но и о жизненных ситуациях. При подготовке нужных методик вряд ли можно пренебрегать огромным опытом, накопленным психологической диагностикой.
Обратимся к внутренним факторам развития нашей дисциплины. В исследовательской и практической работе возникает нужда в введении в диагностику новых понятий, причем некоторые из них возникают в связи с развитием смежных научных дисциплин. Для психологической диагностики ближайшей смежной дисциплиной должна быть названа современная генетика. Факторы, о которых выше шла речь, не исчерпывают всех условий, влияющих на развитие психологической диагностики. Эти факторы находятся в постоянном взаимодействии. Чаще всего внешние факторы способствуют усилению действия внутренних факторов, но и обратное отношение также иногда имеет место.
Психологическая диагностика
претерпела в своем более чем
вековом пути немало перемен. Отдельные
этапы ее развития преемственно связаны
между собой. В ее перспективах нужно
представить новый этап ее развития,
и он также преемственно связан с
ее историей. Конечно, предусмотреть
все перемены и во всех их деталях
невозможно. Любая научная дисциплина,
а уж тем более психологическая
диагностика, развивается под прямым
и косвенным воздействием целого
ряда факторов. Невозможно предусмотреть,
какое значение каждый из них приобретает
в будущем. Поэтому можно выделить
три вероятных направления
В первом направлении нужно рассмотреть изменения, связанные с научным пониманием генетической природы ответов-реакций, которые даются испытуемыми, проходящими диагностическое тестирование. От правильного понимания этой природы зависит степень соответствия этих ответов-реакций действительности.
Второе направление изменений
выражает тенденцию приблизиться к
полному определению той
Третье направление по сути следует признать главным: в нем дело идет о содержании психологических тестов, а по тем ответам, которые дают испытуемые, выполняющие эти тесты, выводится заключение об особенностях психики каждого из них.
Весь смысл предстоящего
и неизбежного развития психологической
диагностики состоит в том, чтобы,
с одной стороны, повысить достоверность
тех заключений, которые формируются
на основании применяемых в
Итак, были рассмотрены три
возможных направления
Вряд ли все те изменения, которые могут произойти в психологической диагностике, исчерпываются только этими направлениями. Они тесно связаны между собой, кроме того, как уже упоминалось, они вытекают из анализа, которому была подвергнута наша дисциплина. Но нельзя забывать о том, что ее развитие органически связано с развитием других наук, и в этом развитии могут содержаться какие-то важные новые моменты, которые окажут свое воздействие и на психологическую диагностику. Главное -- не бояться изменений, ведущих к совершенствованию работы, к более полному выявлению особенностей индивидуальной психики.
Тенденция к индивидуализации диагностики, которая наметилась в последнее время, состоит в том, что делаются попытки разрабатывать методики, соответствующие специфическим проблемам клиентов, социальных институтов, предприятий, организаций. Диагностика развития - это диагностика процесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжении жизни. Такая диагностика, по выражению Л.С.Выготского, является многомерной, позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности: вскрыть его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельных компонентов психики. Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализом их взаимозависимостей и законов их динамического сцепления, можно, наконец, решить проблему индивидуального прогноза.
Высказанные замечания свидетельствуют, что диагностика развития -- сложная и отдельная научная задача, которая должна строиться на общем учении о законах и динамике развития. Развитием управляют законы как природного, так и социокультурного происхождения, и их взаимодействие. В соответствии со сформулированными в отечественной психологии принципами развития и деятельности разрабатываются методики на обучаемость, позволяющие дать оценку «зоны ближайшего развития» ребенка.
Особенность процедуры, проводимой с помощью этих методик, состоит в сравнении успешности решения когнитивной задачи в первой ситуации (до педагогического воздействия) и во второй ситуации после оказания ребенку помощи, управляющих и обучающих воздействий. Предполагается, что информация, которую можно получить о ребенке посредством тестов на обучаемость, даст возможность надежнее прогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Однако в действительности перспективы использования этих методик не столь радужны, так как в них не индивидуализированы виды оказываемой педагогической помощи и потому нельзя считать их эффективными для всех испытуемых. Остаются нерешенными задачи оценки контекстов развития, таксономии зон ближайшего развития и другие. Еще меньше разработаны проблемы диагностики процесса развития личности.
Еще одно направление в развитии психодиагностики связано с использованием компьютера, который оказывается особенно полезным при предъявлении заданий (для устранения погрешностей в стандартизации процедуры) и обработке результатов (для ускорения подсчета первичных результатов и их статистической обработки).
Заключение
Анализируя просчёты, ошибки
советской психодиагностики, нельзя
обойти и её достижения в этот период.
Книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С.Аванесова
(1982), М.М.Кабанова (1983), Б.В.Кулагина (1984),
Л.Ф.Бурлачука (1989), Б.Г.Херсонского (1989).Каждая
из них вызывала значительный интерес
психологов всех специальностей, внимательно
изучалась практиками. Появляются первые
учебные пособия для студентов,
первый словарь- справочник, адресованный
широкому кругу специалистов. В этих
работах реализуется слияние
тестологического, измерительного подхода
с дифференциально-
Делаются первые шаги
на пути разработки