Психологические идеи античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии). В течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………............................3

Глава 1. Причины возникновения научных идей о психике в период античности…...........4
Глава 2. Основные этапы развития античной психологической мысли………………………6
2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии …………………………….....6
2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль…………………………………......9
2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли…..11
2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии………..12
2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля…………………………………………………14
2.6. Эллинистическая психологическая мысль………………………………………………..…16
Заключение……………………………………………………………………………………......20

Список использованных источников …………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Kursovaya_ istoriya psihology_.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Анаксагор рассматривает проблему познания, указывает, что сенсорное познание - продукт материального взаимодействия объекта и органа чувств. При этом он отклоняет принцип: "подобное познается подобным", доказывает, что "нельзя сладкого, горького познать при помощи их самих".  

Принцип подчиненности всех явлений, в том числе психических, материальным причинам получил наиболее последовательное выражение в атомистической концепции Демокрита (460-370 гг. до н. э.). Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они - результат механического соударения атомов. Случайными же называются те события, причины которых не познаны. 
            Поскольку душа рассматривается как разновидность вещества, то отвергается ее бессмертие: со смертью тела душа покидает его и ее атомы рассеиваются в пространстве. Душа зависит от тела, растет и стареет вместе с ним. 

Болезнь - это изменение пропорции атомов. В органах чувств - мелкие атомы, ближе всего находящиеся к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия.

Демокрит первым дифференцирует ощущения и восприятия, исследуя сферу зрения. С одной стороны, зрение включает цвета (ощущения), с другой - видимые образы (восприятия). Каждое представление об объекте имеет свой прообраз во внешнем мире.

Демокрит выделяет 2 уровня познания: чувственное и рациональное. Если чувственное познание "темное", недостоверное, то мышление, обладая "более тонким познавательным органом", позволяет постичь истину.

 

 

 

 

2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли

Учение Сократа (469-399 гг. до н. э.) знаменует поворотный момент в развитии античной мысли. Сократ был мастером устного общения. Разговаривая с людьми, он заставлял их задумываться о смысле этических понятий. Его по праву считают пионером психотерапии.

Формула "познай самого себя" получила у Сократа особое звучание: она направляла мысль не к вселенскому закону (Логосу) в образе космического огня и не к внешнему миру, как у натурфилософов, а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать разумно, согласно пониманию лучшего. Человек рассматривается Сократом как особое существо, отличное от природного мира и не объяснимое из него. То есть в противовес природоцентризму выдвинут принцип антропоцентризма. В понимание души вносится личностное содержание; она описывается Сократом не как материальное тело, а как разум и нравственные ценности ("Я сознающее"). 

Не отношение к другим людям, а отношение к самому себе, познание своей нравственной сущности как предпосылка духовного роста - главная тема Сократа: "Познай себя и стань таким".          

Продукты разума оцениваются Сократом как всемогущий двигатель поведения. Он считает, что знание преобразует человека, является источником его развития. Сократ утверждает, что человек не достигает счастья лишь потому, что не знает, в чем оно состоит. Из-за незнания он принимает за добро то, что таковым не является. Знание же хорошего, по Сократу, с необходимостью заставляет следовать ему. Объясните человеку, что есть добро, и он непременно, следуя полученному знанию, станет добрым, убеждал Сократ. Добродетели, личностные черты вытекают, согласно его мнению, непосредственно из знания. В этом проявился интеллектуализм Сократа в объяснении причин поведения человека, путей формирования его характера.

2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии

Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа.  

Основной постулат учения Платона - это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей и утверждение первичности идей и вторичности, производности предметного мира.

Таким образом, утверждается онтологический характер идей, указывается, что за каждым явлением предметно-материального мира стоит идея как первичная, порождающая их причина.

Выделяются основные характеристики идей:

1) под идеями понимается не  взгляды, мысли, понятия, не субъективные  продукты мыслительной деятельности  человека; идеи - это истинное бытие, сущность, модель, парадигма вещей;

2) идеи безотносительны к человеку, его мышлению, наоборот, идеи предписаны человеку с непреложностью;

3) идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, выключены из потока преобразования, качественного изменения, как обычные  вещи материального мира;

4) идеи - это без-образная, бестелесная  сущность, не выражаемая в категориях  числа, пространства и времени; они  оторваны Платоном от их чувственной  основы, противопоставлены материальному  миру и превращены в самостоятельные  сущности, независимые как от  материальных объектов, так и от человека;

5) будучи бестелесными, идеи чувственно  не воспринимаются, но являются  умопостигаемыми;

6) идеи образуют целостную, иерархически  построенную систему, где низшие  идеи подчиняются высшим, вплоть  до идеи "блага", "единого".

Исходя из такого понимания, Платон рисует строение мира, состоящее из бытия (мир идей); небытия (материальный мир, созданный Богом из 4-х стихий - воды, земли, воздуха и огня) и мира чувственных вещей (результата проникновения бытия в небытие).

Высшая идея - идея "блага" - составляет мировую душу. Вторая мировая душа - зла. Эти две идеи дают начало всему. Кроме них, есть души звезд, планет, людей, животных. Душа призвана властвовать и управлять телом; она имеет активную функцию.

Душа и тело противопоставлены друг другу:

-душа вечна, бессмертна; тело бренно;

-душа дает телу жизнь, она - активное начало; тело пассивно, инертно;

-душа не зависит от тела - после смерти тела она переселяется в другие тела;

-душа - источник добра в человеке, тело - прибежище зла;

-попадая в тело, душа умерщвляется (но не становится смертной).

Платон говорит о бессмертии души и доказывает независимость души от тела. Тело для души - только временное прибежище. Основная обитель ее - мир идей. Строение души - троично, т.е. состоит из 3-х частей: 1) высшая разумная часть; 2) низшая благородная часть, или "пылкая" (аффективные состояния и стремления); 3) нижняя вожделеющая часть души (потребности, влечения, страсти). Они представлены в 3-х классах общества, каждому из которых соответствуют определенные добродетели.          

Платон утверждает, что единственный путь совершенствования души - через знания.

Он считает, что можно говорить о следующих уровнях познания - 1) ощущение как толчок, пробуждающий душу, но не дающий знаний; 2) чувственная ступень (не истинное, а ложное знание), включающее: а) "тени вещей" и б) "сами вещи"; 3) интеллектуальное познание (истинное), включающее: а) опосредованное знание и б) непосредственное созерцание идей.

 

2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вошел в историю как основоположник психологии как науки: его трактат "О душе" - первый специальный историко-теоретический труд по психологии.          

Аристотель создал новый подход к изучению и пониманию души как предмета психологического знания. Основным объектом исследования душевных явлений у него выступали не физические тела (как у натурфилософов) и не бестелесные идеи (как у Платона), а организм, с которым телесное и душевное составляют неразделимую целостность. 
          Понятие "организм" предполагало его рассмотрение с точки зрения его организации и функционирования как включенного в систему взаимодействия со средой, направленного на решение конкретных задач жизнедеятельности. Устройство организма и его функционирование рассматривались в единстве. Душа в этой целостности выступала как активное начало, как источник, форма реализации способного к жизни тела. Тело - субстанция, душа - то, что определяет ее жизнь и функционирование. Душа, согласно Аристотелю, выступает как "сущность, форма естественного тела, потенциально одаренного жизнью".           

Душа, по Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. У души нет самостоятельной субстанции; ею является тело, поэтому как тело не может существовать без души, являющейся источником его жизнедеятельности, так и душа не существует без тела. Давая определение души, он говорил: "Правильно думают те, кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом". Тем самым он создает монистическое учение о единстве души и тела, отвергая как взгляды натурфилософов, для которых душа была тончайшим телом, так и Платона, дуалистически разъединившего душу и тело.          

Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части. При этом им намечается схема иерархии способностей как функций души: а) вегетативной (представленной на уроне растений), б) чувственно-двигательной (существующей у животных и человека), в) разумной (присущей только человеку). Функции души выступают в качестве уровней ее развития. Иерархичность их строения проявляется в том, что высшие функции предполагают низшие и развиваются на их основе: вслед за вегетативной (растительной) функцией формируется способность ощущать, на ее основе возникает и развивается способность мыслить. Тем самым в психологию вводилась в качестве важнейшего объяснительного принципа генетическая идея. Функции души выступают как уровни ее эволюции. 
          Развитие души у Аристотеля соотносится не с природой вообще, а только с биологическим миром.          

Аристотелем была открыта особая область психических образов, возникающих без непосредственного воздействия предметов на органы чувств, названная им "фантазиями" (представления памяти и воображения - в современной терминологии), описан механизм их функционирования - связь представлений (механизм ассоциации - в системе современной терминологии). 
          Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Учение о формировании характера в реальных поступках, упражнении в разного рода делах является предтечей деятельностной концепции психического развития человека. 
          Аристотель придает новый смысл основному принципу научного объяснения - принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности он выделил особую целевую причину - "то, ради чего совершается действие". Конечный результат процесса (цель) воздействует на его ход. Кроме этого, он ввел разделение на практический и теоретический разум.

 

2.6. Эллинистическая психологическая мысль

В ходе завоевательных походов Александра Македонского (IV век до н. э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира - эллинистический - с характерным для него синтезом элементов культур Греции и стран Востока. 
          Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Утрачивается связь человека с городом-полисом, исчезает понятие "гражданин", фиксировавшее позицию человека как активного социального существа, "политического субъекта"; оно заменяется понятием "подданный". Исчезает ощущение стабильности социальной жизни; человек оказывался перед лицом непредсказуемых грядущих катастроф. С огромной остротой человек осознает зыбкость своего существования в изменившемся мире. Эти сдвиги в реальном положении и в самоощущении личности наложили отпечаток на представления о ее душевной жизни.

Вера в могущество разума и в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставились под сомнение. Возникает и становится популярной философия скептицизма, призывающая отказаться от суждений, касающихся окружающего мира в силу их недоказуемости, относительности. Подвергается сомнению значение интеллектуальных ценностей (Пиррон, конец IV в. до н.э.). Данная концепция отражала новое мироощущение человека кризисного общества и базировалась на представлении о том, что отказ от поисков истины позволит человеку обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означающего отсутствие волнений).

В период эллинизма психологическая мысль развивается в русле следующих направлений:

перипатетики (развитие идей Аристотеля);

стоицизма (развитие идей Гераклита);

эпикуреизма (развитие концепции Демокрита);

платонизма (развитие идей Платона);

раннехристианской патристики.

Школа стоиков возникла в IV в. до н, э. Ее основатели - Зенон, Хризипп. Наибольшего развития стоицизм достиг в римский период (Сенека). Стоики рассматривали космос как состоящий из бесчисленных модификаций огненного воздуха - пневмы, разновидностью которой является душа. Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна "божественному огню", иначе - Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков - человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе. 
          Как и их предшественники в классической Греции, стоики возвеличивали разум, утверждали, что человек не достигает счастья из-за того, что не знает, в чем оно состоит. Они категорически отрицали роль и ценность аффективной сферы, видя в ней источник "порчи разума", поскольку аффекты возникают в результате "неправильной" деятельности ума. Удовольствие и страдание оценивались ими как ложные суждения о настоящем; желание и страх - как ложные суждения о будущем. Отсюда вывод: от аффектов следует лечить, как от болезней; от них надо решительно избавляться. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно направлять и регулировать поведение. 
          Огромная популярность стоицизма в эллинистический период объяснялась особенностями времени: предчувствием грядущей гибели греко-римского общества, глубоким кризисом, переживаемым им, нестабильностью, шаткостью общественных основ. В стоицизме, призывавшем смело и мужественно смотреть в лицо судьбе, сколь бы горька и тяжела она ни была, люди обретали моральную поддержку. 
          Лидер другой популярной школы философии периода эллинизма Эпикур (конец IV в. до н.э.) опирался на атомистическое учение Демокрита. Однако в противовес Демокритову утверждению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим всякую случайность, Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Это позволило ему опровергнуть постулат о "жесткой" причинности, царящей в мире и в душе как разновидности атомов, и обосновать идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Тем самым эпикуреизм отверг строгую предопределенность поступков, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, свободу выбора.

Информация о работе Психологические идеи античности