Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:50, курсовая работа
Целью данной работы является выделение типичных психологических портретов детей младшего школьного и старшего школьного возрастов. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Составить психологический портрет личности младшего школьника;
Составить психологический портрет личности старшего школьника;
Показать возрастные особенности личностей на каждом этапе взросления
Введение……………………………………………………………………….…......3
ГЛАВА 1. Характеристика личности подростка…………………………….….. ..5
Понятие личности………………………………………………………….….5
Психологический портрет личности……………………………………..….6
Особенности развития личности в подростковом возрасте…………….....11
ГЛАВА 2 Психологические портреты личностей подростков……………….....15
2.1 Психологический портрет личности младшего школьника…………….....15
2.2 Психологический портрет личности старшего школьника…………….....19
2.3 Сравнительные характеристики личностей разных возрастов………….....22
Заключение………………………………………………………………………....27
Список литературы……………………………………………………………...…28
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический
университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет математики, информатики и физики
Кафедра психологии
Психологический портрет личности подростка
курсовая работа
по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Математика, Информатика»
Исполнитель: Науменко Елена Александровна ______________________________ (подпись) | |
«Прошла защиту»
Оценка ________________________ |
Руководитель: Павлова Е.В., ст. преподаватель
______________________________ (подпись) |
Волгоград
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Характеристика личности подростка…………………………….….. ..5
ГЛАВА 2 Психологические портреты личностей подростков……………….....15
2.1 Психологический портрет личности младшего школьника…………….....15
2.2 Психологический портрет личности старшего школьника…………….....19
2.3 Сравнительные характеристики личностей разных возрастов………….....22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Подростковый или средний школьный возраст,
- одно из состояний становления личности,
период особенно активного формирования
духовного богатства человека, его нравственной
чистоты, физического совершенства, готовности
к труду, способности быть активным общественным
деятелем.
В подростковом
периоде в организме происходят бурные
процессы, связанные с половым созреванием,
которые накладывают отпечаток на
процесс формирования личности. Но в становлении
личности подростка не менее важную роль
играет общественная среда, контакты с
взрослыми, коллектив. Физическое развитие
и приобретенный подростком в предыдущие
годы опыт меняют его положение в школе,
в семье, отношения в коллективе. Постепенно
включаясь и общественно полезный труд,
подростки все больше помогают родителям
в семье, выполняют поручения школы и общественных
организаций. Ответственность за качество
исполнения и результативность труда
мобилизует физические и духовные силы
ребенка. Взрослые не считают уже подростка
«маленьким» и ставят к нему повышенные
требования по выполнению поручений и
учебных задач, культуры поведения, отношений
с товарищами. Несколько уменьшается уход
за детьми этого возраста и помощь им –
относятся значительные требования к
самостоятельности и самообслуживания.
Появляется необходимость новых гигиенических
требований к подросткам и уходу за интимными
контактами мальчиков и девочек, которые
начинают активизироваться в этот период
в связи с половым созреванием.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучение детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся.
Подростковый возраст в литературе описан очень широко. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания и переход к взрослости.
В подростковом возрасте происходит становление
личности осознающей себя. Овладевая продуктивной
деятельностью человек осваивает реальные
семейные, профессиональные, общественный
роли. Именно они определяют дальнейший
путь развития личности. В этом возрасте
имеются существенные противоречия в
развитии личности подростка : он и
ребенок, и уже не ребенок, имеет многие
черты взрослого. Противоречие в развитии
личности подростка чрезвычайно сложное
явление. Чтобы успешно управлять развитием
ребенка в этом возрасте, надо знать природу
и особенности проявления этих противоречий.
В связи с изложенным выше, можно сказать,
что тема данной курсовой работы актуальна.
Объектом данного исследования являются дети подросткового возраста.
Предметом работы являются особенности формирования личности в подростковом возрасте
Целью данной работы является выделение типичных психологических портретов детей младшего школьного и старшего школьного возрастов. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ГЛАВА 1. Характеристика личности подростка
1.1 Понятие личности
На вопрос, что такое личность психологи отвечают по-разному. Слово личность (“personality”) в английском языке происходит от латинского “persona”.
Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».
Слово «личность», как и многие
другие психологические
Личность — относительно
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.
На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.
Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.
Таким образом, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.[12]
1.2 Психологический портрет личности
Психологический портрет
Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры и порывисты в движениях, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с неярко выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
У сангвиника к положительным свойствам можно отнести жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность, а к отрицательным — склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверх общительность и ненадежность. Милый человек сангвиник много обещает, чтобы не обидеть другого, но мало что выполняет. Он нуждается в постоянном контроле.
Преимущества холерика: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность. Слабые стороны: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
Флегматик проявляет устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность. Но ему присущи такие недостатки, как медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Ему нужно давать больше времени для выполнения работы. Его не следует подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
Меланхолик — человек чувствительный и легкоранимый, он доброжелателен к людям и проявляет максимум сочувствия. А к его недостаткам относят низкую работоспособность, мнительность, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие или жесткие указания, он очень чувствителен к интонациям и форме обращения к себе.
Если вы чувствительный
Характер тоже проявляет себя
в совокупности устойчивых
О характере человека принято говорить в тех случаях, когда проявляются, с одной (положительной) стороны, такие качества, как трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость; с другой (отрицательной) стороны — лень, безответственность, пассивность, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоизм, скупость, расточительность, безалаберность.
Выделяют несколько типов характеров, которые могут быть в врожденными или приобретенными в результате воспитания и влияния микросоциума:
1) Циклоидный - чередуется
фазами хорошего и плохого
настроения с различными
2) Гипертимный тип. Для этого
типа характерно постоянно приподнятое
настроение, повышенная психическая активность
с тенденцией к смене дел и тем для разговоров,
склонностью не доводить все начатое до
конца, соответственно характер -- гипертимный. Плюсы этого
типа: привлекательный партнер пообщению,
оптимизм, инициативность. Минусы:
3) Застревающий тип -- умеренно общителен, занудлив, склонен к нравоучениям, если возникает ссора, то как правило, зачинщик -- человек с этим типом акцентуации. Пытается добиться высоких показателей в любом деле, чрезвычайно требователен к себе. К сильным сторонам данного типа относят: требовательность, аккуратность, упорство, выносливость. Среди недостатков выделяются следующие: обидчивость, мстительность, конфликтность, подозрительность, часто чрезмерно требователен и придирчив. Особенно сложно переносит ситуации, когда кто-то более сильный покушается на его авторитет и власть.3) Лабильный -- характеризуется резкой сменой настроения в зависимости от ситуации и оценок окружающих. Соответственно -- характер лабильный.
4) Паранойяльная -- повышенная подозрительность, обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая__конфликтность.
5) Истероидная или демонстративная - тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюризм, тщеславие. Демонстративный тип таких людей отличает легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда власти, похвалы. Они хотят всегда быть центром внимания и делают все для его привлечения, под час не гнушаясь самыми неприглядными методами (обман, притворство). Очень приспособляемы, но при этом склонны к интригам. Плюсы данного типа характера: обходительность, артистичность, неординарность мышления и поступков. Минусы: эгоизм, лицемерие, хвастовство.
Информация о работе Психологический портрет личности подростка