Психология общения: определение и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как
членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выдляют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона
общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона
заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно
согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение,

Содержание работы

1. Психология общения.
1.1 Функции и структура общения.
1.2 Трансактный анализ общения.
1.3 Вербальные и невербальные средства общения.
1.4 Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и
механизмы психологического воздействия.
1.5 Синтоническая модель общения.
1.6 Виды и техники слушания.
-2-

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.80 Кб (Скачать файл)

Реферат: Психология общения: определение и  виды общения   

                                       -1-                                      

ТЕМА:    Общение, определение  и виды.

ПЛАН

1.     Психология общения.

1.1      Функции и структура  общения.

1.2      Трансактный анализ общения.

1.3      Вербальные и  невербальные средства общения.

1.4      Общение как  восприятие людьми друг друга.  Типы и

механизмы психологического воздействия.

1.5      Синтоническая модель общения.

1.6      Виды и техники  слушания.

                                       -2-                                      

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

1.1  Функции и структура общения.

Общение – специфическая форма  взаимодействия человека с другими  людьми как

членами общества: в общении реализуются  социальные отношения людей.

В общении выдляют три взаимосвязанных стороны:  коммуникативная сторона

общения состоит в обмене информацией  между людьми; интерактивная  сторона

заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно

согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение,

поведение, убеждения собеседгника; перцептивная сторонаобщения включает

процесс восприятия друг друга партнерами по  общению и  установление на этой

основе взаимопонимания.

     В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.      Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию,

повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт  с

другими  людьми.

2.      Ориентировка в  целях общения, в ситуации общения.

3.      Ориентировка в  личности собеседника.

4.      Планирование содержания  своего общения – человек представляет  себе

(обычно бессознательно), что именно  скажет.

5.      Бессознательно (иногда  сознательно) человек выбирает  конкретные

средства, фразы, которыми будет пользоваться,  решает как говорить, как себя

вести.

6.      Восприятие и  оценка ответной реакции собеседника,  контроль

эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.      Корректировка направления,  стиля, методов общения.

Если  какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается

добиться ожидаемых результатов  общения – оно окажется неэффективным. Эти

умения называют “социальным интеллектом”,  “практически – психологическим

умом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.

     Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Коммуникация – прцесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному

пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое  со

всеми”. Если не достигается ваимопонимание, то коммуникация не состоялась.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь  о том,

как люди вас поняли, как они  воспринимают вас, как относятся  к проблеме.

     Коммуникативная компетентность – спрособность устанавливать и поддерживать

необходимые контакты с  другими людьми. Для эффективной коммуникации

характерно: достижения взаимопонимания  партнеров, лучшее понимание ситуации и

предмета общения (достижение большей  определенности в понимании ситуации

способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с  оптимальным

расходованием ресурсов). Коммуникативная  компетентность рассматривается как

система внутренних ресурсов, необходимых  для построения эффективной

коммуникации в определенном круге  ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут  быть:

                                       -3-                                      

а) стереотипы  – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или  ситуаций, в

результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) “предвзятые представления” - склонность отвергать все, что  противоречит

собственным взглядам, что ново, необычно (“Мы верим тому, чему хотим

верить”). Мы редко осознаем, что  толкование событий другим человеколм столь

же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, посколку если отношение человека

враждебное, то трудно его убедить  в справедливости вашего взгляда;

г) отсутсьтвие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда

человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации

можно получить  желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения  при

отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний:  неправильный  выбор слов, сложность

сообщекния, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

ж) неверный выбор стратегии и  тактики общения.

     Стратегии общения:

1.      открытое – закрытое  общение;

2.      монологическое  – диалогическое;

3.      ролевое (исходя  из социальной роли) – личностное (общение  “по душам”).

Открытое общение – желание  и умение выразить полно свою точку  зрения и

готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание  либо

неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся

информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1.      если есть значителная разница в степени предметной компетентности и

бессмысленно тратить время  и силы  на поднятие компетентности “нитзкой

стороны”;

2.      в конфликтных  ситуациях открытие своих чувств, планов противнику

нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость,

но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

“Одностороннее выспрашивание” - полузакрытая  коммуникаци, в которой человек

пытается выяснить позиции другого  человека и в то же время не раскрывает

своей позиции. “Истерическое предъявление прооблемы” - человек открыто

выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает

ли другой человек “войти в чужие  обсоятельства”, слушать “излияния”.

     Виды общения.

1.      “Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует

стремление понять и учитывать  особенности личности собеседника, используютмся

привычные маски (вежливости,строгости,безразличия,скромости, участливости и т.

п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть

истинные эмоции ,отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим

в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без  надобности,

чтобы “отгородиться от собеседника”

2.      Примитивное общение,  когда оценивают другого человека как

нужный или мешающий объект: если  нужен  –  то активно вступают в контакт, если

мешает – оттолкнут или последуют  агрессивные грубые реплики. Если получили от

собеседника желаемое, то теряют интерес  к нему и не скрывают этого.

                                       -4-                                      

     3.      Формально – ролевое общение,  когда регламентированы и содержание

и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся  знанием его

социальной роли.

     4.       Деловое общение, когда учитывают особенности личности,

характера , возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы,

чем возможные личностные расхождения.

5.      Духовное. Межличностное общение  друзей, когда можно

затронуть любую тему и не обязательно  прибегать к помощи слов – друг поймет вас

и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда

каждый участник имеет образ  собесепдника, згнает его личность, интересы,

убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6.      Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от

собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, “пускание  пыли

в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности

собеседника.

7.      Светское общение.  Суть светского общения в его

беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено

говорить в подобных случаях; это  общение закрытое, потому что точки  зрения

людей по тому или иному вопросу  не имеют никакого значения и не определяют

характера коммуникаций.

     Кодекс светского общения:

1.      вежливость, такт : “соблюдай интересы другого”;

2.      одобрение, согласие: “не порицай другоого”; , “избегай возражений”;

3.      симпатия: “будь  доброжелателен, приветлив”.

     Кодекс делового общения иной:

1.      принцип кооперативности: “твой вклад должен быть таким, какого

требует совместно принятое направление  разговора”;

2.      принцип достаточности  информации – “говори не больше  и не меньше, чем

требуется в данный момент”;

3.      принцип качества  информации – “не ври”;

4.      принцип целесообразности  – “не отклоняйся от темы, сумей найти решение”;

5.      “выражай мысль  ясно и убедительно для собеседника”;

6.      “умей слушать  и понять нужную мысль”;

7.      “умей учесть  индивидуальные особенности собеседника  ради интересов

дела”.

Если один собеседник ориентируется  на принцип” вежливости,

а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую,

неэффективную коммуникацию.  Следовательно, правила общения должны быть

согласованы  и соблюдаться обоими участниками.

     Тактика общения – реализация в конкретной коммуникативной стратегии на

основе  владения техниками и  знания правил общения. Техника общения  –совокуп-

ность  конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

Позиции в общении выделяют следующие:

1.      доброжелателная позиция принятия собеседника;

2.      нейтралная позиция;

3.      враждебная позиция   непринятия собеседника;

4.      доминирование,  или “общение сверху”;

5.      “общение на  равных”;

6.      подчинение, или  позиция “снизу”.

Из сопоставления этих двух факторов-векторов по кругу  Лири выявляет 8

индивидуальных стилей общения:

                                       -5-                                      

                              доминирование                             

принятие                                нейтральная

непринятие

________________________________________________________________________

партнера                                на равных

партнера

                                подчинение                               

Анализ позиций в общении  осуществляется и в концепции  трасактного анализа

1.2.             Трансактный анализ общения.

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрос-

лого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна

из них может преобладать  в поведении человека.  С позиции  Ребенка человек

смотрит на другогоо как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая

радость от того,что его любят, но одновременно и чувство неуверенности,

беззащитности. Эта позиция, являсь основной в детстве, нередко встречается у

взрослых. Так, иногда молодая женщина  в общении с мужем хочет  почувствовать

себя вновь озорной девченкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких

ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность,

покровительство, ноодновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое

время, например,  общаясь со своими родителями, он сам занимает  позицию

Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого,

предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность  за

свои поступки, равноправие в  общении.

С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного

супруга,педагога, врача, начальника, продавца, говорящего “Зайдите завтра”.

С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта -  соискателя,

артиста – любимца публики. С  позиции Взрослого – роли соседа, случайного

попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.

В позиции Родителя могут быть две  разновидности:

1.      “карающий Родитель”  – указывает, приказывает, критикует,  карает за

непослушание и ошибки;

2.      “опекающий Родитель”  - советует в мягкой форме, защищает, опекает,

помогает ,поддерживает, сочуствует, жалеет,заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют : “послушного Ребенка” и “бунтующего Ребенка”

(“Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело?  Как хочу, так и буду

делать!”)      и  т. п.

Наиболее успешным и эффективным  является общение двух  собеседников с

позиции Взрослых;  могут друг друга  понять и два Ребенка.

Трасакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопроовождающая

заданием позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции

одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения).

              Р

Р

Р

Р

              В 3

В 3

В 3

В 3

    

       
 

   
   

     

Информация о работе Психология общения: определение и виды общения