Ведущий тип восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение типов восприятия и аналитический обзор различных существующих тестов для выявление ведущего типа восприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные типы восприятия.
2. Рассмотреть особенности восприятия информации.
3.Рассмотреть тест диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Восприятия
1.1 Понятие восприятия
1.2 Виды восприятия
1.3 Обучение людей с разными типами восприятия
Глава 2. Выявление ведущего типа восприятия
2.1 Психологические тесты на выявление ведущего типа восприятия
2.2 Результаты
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Габдуллина Жанерке Ин(е)-10 КР.docx

— 462.75 Кб (Скачать файл)

о

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                          

Глава 1. Восприятия

1.1 Понятие восприятия

1.2 Виды восприятия

1.3 Обучение людей с разными типами восприятия

Глава 2.  Выявление ведущего типа восприятия

2.1 Психологические тесты на выявление ведущего типа восприятия

2.2 Результаты

Заключение

Список использованной литературы

 

перечень сокращений, условных обозначений и терминов;

Перцептивные  действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.

Гешта̀льт психоло́гия —  школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году

МMPI Minnesota Multiphasic Personality Inventory 

16-PF

НЛП- Нейролингвистическое программирование

 

 

Введение

Все мы люди разные, и все  мы по-своему прекрасные. Но у нас  есть некоторые определённые черты, которые нас классифицируют. Мы можем  разделяться по нескольким критериям, первый из которых, это типы восприятия.

Взгляните на человека, с  которым вы чаще всего общаетесь. Как думаете, его можно каким-либо образом классифицировать? То есть определить, его манеры поведения  и общения по каким-то определённым признакам. Да, он может быть близнецом  или овном, а может быть агрессивным  или снисходительным. Однако, одной  из самых главных особенностей его  мышления, это его тип восприятия мира, в котором он живёт. Таких  типов восприятия всего три: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Восприятие предметов  и явлений материального мира – «непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира» (С.И. Ожегов) – занимает одно из центральных мест в деятельности человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать свою деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Анализируя свои собственные действия и их результаты, человек тем самым корректирует своё поведение. 

В психологии восприятие всегда было предметом многих рассуждений  и исследований. Пристальное внимание к этому виду деятельности объясняется  её первостепенным значением для  поведения человека.

Психологическая совместимость между преподавателем и учащимися – одно из условий эффективного учебного процесса. Поэтому для преподавателя большое значение имеет знание того, как его воспринимают студенты. Эти знания дают ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества.

Целью курсовой работы является изучение типов восприятия и аналитический обзор различных существующих тестов для выявление ведущего типа восприятия.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить  основные типы восприятия.

2. Рассмотреть особенности восприятия информации.

3.Рассмотреть тест диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева.

Практическая  значимость материалы этой работы могут быть использованы в качестве учебно-методического пособия по дисциплине: «Психология».

Объектом исследования  различные типы восприятия человека, стили отношений между преподавателем и обучающимся.

Предметом исследования стали студенты.

Структура курсовой работы состоит из введения, содержания, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе описываются основные понятия восприятия, а также виды восприятия. Во второй главе описываются существующие тесты.

Объем курсового  проекта составляет 23 страницы.

 

 

Понятие восприятия

 

Существует несколько  вариантов определения понятия  «восприятие».

  1. Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
  2. Восприятие - сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. Иногда термином «восприятие» обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения [1].
  3. Восприятие — целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. [2].

Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной  целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов  и явлений, воздействующих на анализаторы.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных  свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или  явления. Оно предполагает наличие  разнообразных ощущений и протекает  вместе с ощущениями, но не может  быть сведено к их сумме.

Выделяется четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным  действиям [3].

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия –  различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При  этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи [4].

Когда перцептивный образ  сформирован, возможно осуществление  опознавательного действия. Для опознания  обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого  объекта с образом, хранящимся в  памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание  включает также категоризацию (отнесение  объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и  извлечение соответствующего эталона  из памяти [5].

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий.

В зависимости оттого, в  какой степени целенаправленна  будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями  окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов  интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая  активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей  – воспринимать тот или иной предмет  или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием  будет рассматривание электрической  схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания  и т. п.), но может выступать как  самостоятельная деятельность –  наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое  осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного  внимания. Важнейшими требованиями, которым  должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и  планомерность и систематичность  ведения. Существенную роль играет дробление  задачи, постановка частных, более конкретных задач [6].

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается  такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается  в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов  и явлений. Она приобретается  в процессе систематических занятий  любимым делом и поэтому связана  с развитием профессиональных интересов  личности.

Взаимосвязь наблюдения и  наблюдательности отражает взаимосвязь  между психическими процессами и  свойствами личности.

Свойства восприятия:

  • константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т.д.) [7]. Константность образа проявляется в том, что даже при значительных изменениях подобного рода условий в сознании человека образ остается более или менее постоянным по таким его характеристикам, которые позволяют всегда узнавать соответствующий ему объект. Если бы образы не обладали свойством константности, они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия — так, как обычно меняются отдельные ощущения. Благодаря константности восприятия человек способен сохранять свои образы и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся.
  • предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона [8]. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует;
  • целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов [9]. К примеру, мы можем узнать буквы родного для нас алфавита, ознакомившись только с некоторыми, наиболее информативными фрагментами этих букв, которых достаточно для того, чтобы определить, какая буква находится перед нами, и далее в нашей голове автоматически складывается полный, целостный образ соответствующей буквы. По нескольким буквам мы можем догадаться, что за слово перед нами. По фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру.
  • категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Высшей формой предметного  восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категоризованным.

Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность глубже, чем это возможно с помощью  отражения отношений между объектами, воздействующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается  высшая ступень объективации перцептивного  образа. Большую роль в становлении  осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств информации.

Примером могут служить  опыты А.А. Любилинской, в которых  у ребенка дошкольного возраста вырабатывалась дифференцировка на тонкие, малозаметные зрительные признаки. Выработка такой дифференцировки  протекала очень медленно и с  большим трудом. Однако стоило лишь назвать нужные зрительные признаки определенным словом, как выделение  их оказалось доступным.

Восприятие человека, таким  образом, неразрывно связано с мышлением, оно выступает как активный поиск  наиболее осмысленной интерпретации  данных.

Всеми этими свойствами образ восприятия изначально, с момента рождения человека, не обладает, они появляются в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.

Принципы организации  восприятия (свойства предметности и  целостности) наиболее глубоко и  ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.);

  • обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название;
  • осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета [10];
  • важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности [11].

Информация о работе Ведущий тип восприятия