Вербальное и не вербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:23, доклад

Описание работы

Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Файлы: 1 файл

кр деловое общение Word.docx

— 19.46 Кб (Скачать файл)

Введение.

Общение является довольно серьёзной  и актуальной проблемой на сегодняшний  день, потому что это совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное  формирование у человека ни одной  психической функции или психического процесса, ни одного блока психических  свойств, личности в целом. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может  осуществлять полноценную совместную деятельность, если? не будет установлен контакт между людьми, в нее  включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель  мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение это многоплановый процесс  развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в  себя обмен информацией между  ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной  стороны общения. Вторая сторона  общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вербальное  общение

Вербальное общение – это  устное словесное общение. Как известно, слово – один из важнейших элементов  воздействия на людей, в частности  – на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что  приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту  любого уровня обязательно следует  овладеть риторикой, т.е. искусством вести  беседу. Не владение этим искусством – одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую  дикцию. Вы должны ясно осознавать, что  собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы  ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. В пример можно вспомнить Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло.

Сейчас обычно если и учат новые  слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный  запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого  требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш  словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно  выразить свою мысль и предотвратите  возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют  попасть впросак.

Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной  с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с  докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его  ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

Как добиться, чтобы ваше общение  с супругом, учителем, начальником  или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи  установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда как открытый вопрос ("Что вам нравится в  вашей работе?") требует развернутого ответа.

В структуру речевого общения входят:

- значение и смысл слов. Играют  важную роль точность употребления  слова, его выразительность и  доступность, правильность построения  фразы и ее доходчивость, правильность  произношения звуков, слов, выразительность  и смысл интонации;

- речевые звуковые явления: темп  речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная,  резкая), тональность голоса (высокая,  низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;

- выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,  возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и  др.; разделительные звуки - кашель; нулевые звуки - паузы, а также  звуки назализации - "хм-хм", "э-э-э" и др.

Исследования показывают, что в  ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации - 38 %, неречевое взаимодействие - 53%

 

 

Невербальное  общение

Невербальная общение — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как  он выскажется по данному поводу. Другими  словами, такой бессловесный язык может  предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного  результата.

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его  нам подарила природа как продукт  многих тысячелетий естественного  отбора. Поэтому невербальное общение - очень емко и компактно. Овладевая  языком невербального общения, мы приобретаем  эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав  рукой, мы передаем свои чувства быстрее  и лучше, чем сделали бы это  при помощи слов.

Свои чувства и эмоции мы можем  передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном  общении. При его помощи мы:

* подтверждаем, поясняем или опровергаем  передаваемую словесным путем  информацию;

* передаем информацию сознательно  или бессознательно;

* выражаем свои эмоции и чувства;

* регулируем ход разговора;

* контролируем и воздействуем  на других лиц;

* восполняем недостаток слов.

Мы очень часто обращаемся к  этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и  с теми, с кем лишь на мгновение  сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию  на окружающих, так и их отношение  к нам. Стоит только сознательно  отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем  для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Ученые до сих пор спорят о  том, в какой степени способность  к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в  тот период, когда человек учится говорить, и какую роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые  современные представления позволяют  думать, что способность читать чужие  мысли свойственна всем людям. Проще  говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или  направление взгляда, помогают нам  догадаться о чувствах других людей  и об их намерениях по отношению  к вам.

С тех пор как ученые впервые  заинтересовались невербальным общением, было выявлено множество поразительных  вещей. Пожалуй, самое удивительное - это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким - либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

Большинство исследователей разделяют  мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в  некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

 

Большинство сигналов языка тела многозначны. Их более точное определение возможно лишь при учете следующих факторов: подбор слов, ударение, окружение, роли, настроение, вызвавшие его раздражители и т.д.

Язык телодвижений в принципе более  правдив, чем язык слов. Мы научились  говорить на табуированные темы, соблюдая определенный контроль, а в запутанных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. И используя имеющиеся  у нас в запасе слова, нам это  более или менее удается. Язык тела, не приученный к подобному  “театрализованному” поведению, реализует  присущие ложному содержанию серии  жестов неохотно или вовсе “не  идет” на них, что может служить  весьма ценной информацией о подлинной  правдоподобности сказанного.

Наше поведение целиком направлено на удовлетворение потребностей, обретая  в этом свой смысл. Мы можем считать  поведение разумным в том случае, если оно определяется потребностями  и мотивами, к тому же если оно  целенаправленно.

Под нормальным поведением подразумевается  поведение, адекватное реальности. Большой  области нормального поведения  противостоит такая же большая область  поведения, отклоняющегося от нормы. Поведение  считается нормальным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение  нормальным, аномальным или нарушенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Дальнейшее развитие общения можно  представить как постепенное  накопление человеком культуры общения  на основе рефлексии, обратной связи  и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Связь общения с совместной деятельностью  очевидна. Несомненна связь общения  и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или  это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости  объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную  информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как  сторона, часть деятельности, как  важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого  рода).

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение  является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

В любой случае общение - это не достаточно изучено явление, более  тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными  технологиями может дать просто поразительные  результаты, которые могут перевернуть  наше сегодняшнее представление  об обучении и его методиках.


Информация о работе Вербальное и не вербальное общение