Вербальное и невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 09:54, реферат

Описание работы

С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

Содержание работы

Введение………….………………...….……………………………….…..3
1. Роль невербального общения…………….………….…………………4
2. Мимика………………...……………..………………………………….5
3. Маски……………...……………………..………………………………7
4. Жесты……………….……………………….…………………………...8
5. Выражение лица и этикет……………………….……………………...8
6. Интонация…………………….………………….…………………….10
7. Жесты в языке глухонемых……………………..…………………….12
8. Ответ на невербальное общение…………………….……...………...13
Заключение………………...………………………….………………….15
Список литературы…………………………...………………………….16

Файлы: 1 файл

сбор.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

 

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

«Алтайский государственный  технический университет им. И. И. Ползунова»

 

 

 

Заочный факультет «Социально – культурный сервис и туризм»

 

Кафедра «Теоретическая и прикладная социология»

 

 

 

 

 

Дисциплина «Социально-психологические  основы общества»

 

Реферат «Вербальное  и невербальное общение»

 

 

 

 

 

 

                   Выполнила:

                   студентка гр. 9СКСиТ-91

                   Жукова А.В. 

                   Проверила:

                   к.ф.н.,  ст. преподаватель 

                   Наймушина Т.В.

                   _________________

 

 

 

 

 

 

Барнаул

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение………….………………...….……………………………….…..3

1. Роль невербального общения…………….………….…………………4

2. Мимика………………...……………..………………………………….5

3. Маски……………...……………………..………………………………7

4. Жесты……………….……………………….…………………………...8

5. Выражение лица и  этикет……………………….……………………...8

6. Интонация…………………….………………….…………………….10

7. Жесты в языке  глухонемых……………………..…………………….12

8. Ответ на невербальное  общение…………………….……...………...13

Заключение………………...………………………….………………….15

Список литературы…………………………...………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время  в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.

Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Ученые до сих пор  спорят о том, в какой степени  способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается  в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество  поразительных вещей. Пожалуй, самое  удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

 

1. Роль невербального общения.

Можно обмануть словами, но нельзя обмануть голосом.

Слова хорошо подходят для  передачи логической информации. В  то же время чувства лучше передаются не вербально. Согласно оценкам ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации [4].

Невербальное общение  трудно контролируется даже профессиональными  артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов [5].

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как  продукт многих тысячелетий естественного  отбора. Поэтому невербальное общение  – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:

    1. подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
    2. передаем информацию сознательно или бессознательно;
    3. выражаем свои эмоции и чувства;
    4. регулируем ход разговора;
    5. контролируем и воздействуем на других лиц;
    6. восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.

 

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые  нам говорят, что действительно  думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед  аудиторией в качестве эксперта, нам  следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.

Если мы выйдем на трибуну  с сутулой спиной, голос будет  звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.

Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуем о нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем “лирик” [1, 6].

 

2. МИМИКА.

Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения – поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова. Родоначальниками неречевой коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино.

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт.

Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг на друга не более 10 секунд. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление [3, 8]

Визуальный контакт  помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь ваша очередь”. По мимике, движениям, вегетативным проявлениям (“покраснел”, “побледнел”, “покрылся потом”), по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях человека. Наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах (выражение удовольствия, восторга, страха, ужаса).

Американский психолог Р.Вудвортс разделил мимику на шесть  видов:

1) любовь, счастье, радость,  веселье;

2) удивление;

3) страх, страдание;

4) гнев, решимость;

5) отвращение;

6) презрение.

Обычно эмоции ассоциируются  с мимикой следующим образом:

    1. удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
    2. страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
    3. гнев - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
    4. печаль - брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;
    5. счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычсу3но отведены назад.

Невербальные компоненты общения проявляются в следующих  функциях:

    1. сопровождения речевой части сообщения (“...со вздохом ответил: Какое там хорошо!”);
    2. сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, “по глазам было видно, что это не так”).

Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии  человека - смотрите ему в лицо [9].

 

3. Маски.

Каждый из людей располагает:

    1. набором масок для “безличной” коммуникации;
    2. личностью для “межличностной” коммуникации.

Маска - это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т.п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк - значит, вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т.д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам [7, 12].

 

4. Жесты.

Выразительные движения руками называют жестами. Жест может сказать о многом. Он может характеризовать адресанта, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей. И, конечно, мы все с детства знаем, что первым подает руку старший, если общаются люди одного пола, и первой подает руку женщина, если собеседники разного пола. Нарушение этого правила является ошибкой.

Исследователи жестовой коммуникации различают жесты, замещающие речь, и жесты сопровождающие ее. Можно сказать “ До свидания! ” и пожать руку, в некоторых случаях (но не всегда) ограничиваются рукопожатием - поклоном.

В одних ситуациях  речевого этикета появляются больше жестов, в других меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других - нет. Нельзя, например, кого - то поздравить только пожатием руки, здесь нужны и соответствующие фразы. Но если внимательно приглядеться к самым распространенным ситуациям приветствия и прощания, то можно построить своеобразный “ синонимический ” ряд: кивок, легкий поклон, глубокий поклон, приподнимание головного убора, рукопожатие, похлопывание по плечам, объятие, поцелуй и т. д. И, конечно же, каждый жест отличается “ стилистикой ”, и всякий раз мы выбираем наиболее уместный в данной обстановке [7, 4].

 

5. Выражение лица и этикет.

Стоит посмотреть в витрину  магазина и поймать собственное  отражение, как мы его автоматически меняем. Нет ли ненужной угрюмости, достаточно ли оно доброжелательно, приятно ли окружающим? Благоприятное выражение собственного лица тоже стоит довести до автоматизма. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Поэтому психологи советуют: почаще улыбайтесь.

Информация о работе Вербальное и невербальное общение