Вербальные и невербальные средства делового общения экономиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………...2
Глава 1.Вербальные средства делового общения
1.1.Речевые средства убеждения…………………………………………………………2
1.2 Матрица убеждающей коммуникации………………………………………………4
1.3 Требования к речи……………………………………………………………………..5
Глава 2.Эстралингвистика………………………………………………………………………..6
Глава 3.Невербальные средства делового общения
3.1 История изучения невербальных средств общения………………………………..8
3.2 Оптико-кинетическая система (жесты, походка, мимика)……………………......13
3.3 Такесические средства……………………………………………………………....20
3.4 Проксемические средства общения………………………………………………...21
Глава 4.Межнациональные особенности………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

вербальные и невербальные средства делового общения эконоимиста.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

     ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Кафедра: «Прикладной психологии»

РЕФЕРАТ на тему:

«Вербальные и невербальные средства делового общения экономиста»

 

Выполнил: 

Москва, 2011

 

       Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………...2

Глава 1.Вербальные средства делового общения

            1.1.Речевые средства убеждения…………………………………………………………2

            1.2 Матрица убеждающей коммуникации………………………………………………4

            1.3 Требования к речи……………………………………………………………………..5

Глава 2.Эстралингвистика………………………………………………………………………..6

Глава 3.Невербальные средства делового общения

              3.1 История изучения невербальных средств общения………………………………..8

              3.2 Оптико-кинетическая система (жесты, походка, мимика)……………………......13

              3.3 Такесические средства……………………………………………………………....20

              3.4 Проксемические средства общения………………………………………………...21

Глава 4.Межнациональные особенности………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

 

Глава 1. Вербальные средства делового общения

 

К вербальным средствам деловых коммуникаций относятся устная и письменная речь (включая различного рода документацию).

Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков.

Для реципиента («слушающего») смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т. е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Вообще, относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т. е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров».

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, такое же – умышленное или неумышленное – «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста.

Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала и т. д.

Речевые средства убеждения, способы воздействия на партнера. Барьеры речи.  
Особое значение имеет, конечно, и факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального (ритуального) характера общения и др. показатели. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название "убеждающей коммуникации", на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Вспомним некоторые риторические приемы, повышающие выразительность и доходчивость речи.

повторение мысли – теми же словами, другими словами;

диалогичность речи – сам себе вопрос – ответ;

раскачка – за счет объема и разнообразия информации и средств ее передачи;

контратака – направление речи в слабое место позиции партнера;

категоричные формы утверждения и отрицания;

гиперболизация – использование крайностей (утрированных форм оценок и прогнозов);

обращение возражения в вопрос;

использование ярких примеров, иллюстраций и т. д.

В римской риторике одной из рекомендуемых структур выступления была следующая:

экзордиум – несколько вступительных замечаний о теме;

экспозицио – определение понятия, характеристика объема и важности темы;

кауза – прямые дедуктивные доказательства: логические аргументы, подтверждающие правильность суждений;

контрариум – непрямые дедуктивные доказательства: опровержение мнения партнера;

симиле – аналогии: подобные явления в других сферах;

экземплюм – индуктивные доказательства: примеры из истории и повседневной жизни;

тестимониум – авторитетные суждения: высказывания прославленных людей, пословицы;

конклюзио – резюме: выводы и их использование.

Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К.Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением всех его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни один элемент процесса.

Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским исследователем Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

Кто? (передает сообщение)      коммуникатор

Что? (передается)        Сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача)      Канал

Кому? (направлено сообщение)       Аудитория

С каким эффектом?        Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия. Так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста.

Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для XIX в. взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности, наиболее важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований относительно роли установок аудитории в восприятии информации. Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане повышения эффективности средств массовой информации.

 

 

Несовершенное владение речью, ее засоренность, неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют прийти людям к взаимопониманию.

Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее.

По мнению известных писателей и общественных деятелей, речь должна соответствовать следующим требованиям:

- правильность речи – ее соответствие принятым литературно-языковым нормам;

- точность речи – ее соответствие мыслям говорящего;

- ясность речи – ее доступность пониманию слушащего;

- логичность речи – ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления;

- простота речи – ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей слога”;

- богатство речи – разнообразие используемых в ней языковых средств

- сжатость речи – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений;

- чистота речи – устранение из нее нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости;

-  живость речи – отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность;

- благозвучие речи – ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью достигают те, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково – реально для многих. Говорить красиво, чаруя людей своей убедительностью, - удел немногих. Такие люди всегда пользуются популярностью.

.  Основная же особенность заключается в том, что выступающий владеет самым трудным и сложным умением – оставаться незамеченным.

Вот, что пишет английский психолог Н. Коупленд: “Аудитория должна думать о том, что говорят, а не о том, кто говорит. Ей должно казаться, что она слушает свои собственные мысли, а не мысли лектора. Пусть слушатели думают, что в их знаниях заслуга принадлежит только им”.

В речевом общении веским доказательством умения говорящего является рассудительность, в отличие от демагогии, выражаясь словами Н.В. Гоголя “мыслить своим умом”. В наше время – время информативной перегруженности – это нечасто встречаемое явление. Люди чутко улавливают, когда говорят с “чужого голоса”. Им больше импонирует демонстрация незаурядности ума выступающего, а также совершенная технология коммуникационного общения (как на вербальном, так и на невербальном уровне).

В речевом общении эффективным является такое качество выступающего, как находчивость. Личное самообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся ситуации, всегда позитивно работают на того, кто обладает этими качествами.

По мнению К.С. Станиславского, речь – это та же музыка, то же пение. Он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений можно заметить, что люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, предают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи,

Чтобы полностью описать процесс взаи-мовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установ-ки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи.

Паралингвистическая и экстралинвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации.

 

 

Глава 2. Экстралингвистическая система

 Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например: покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации, т. е. увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

 

  Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота,

громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

        .

        Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи,

экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства делового общения экономиста