Вербальные и невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Едва ли не все свое время мы общаемся, умение это делать – пожалуй, самое важное в жизни умение. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Содержание работы

Введение 2
1. Вербальные средства общения 3
1.1.Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации 3
1.2. Совершенствование навыков письменной речи 4
1.3. Структура речевой коммуникации 5
2. Невербальные средства общения 7
2.1. Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов 7
2.2. Подсистемы невербального общения 8
2.3.Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы 8
2.4. Восприимчивость, интуиция и предчувствия 9
2.5. Обмен невербальной информацией 10
2.6. Тон, темп и громкость голоса 11
2.7. Позиция и дистанция 12
2.8. Визуальный контакт 13
2.9. Внешний вид 14
3. Классификация вербального и невербального общения 15
4. Литература 18

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

                                     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение                                                                                                              2

1.  Вербальные средства общения                                                                          3

1.1.Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации                                                                                                                     3

1.2. Совершенствование навыков письменной речи                                             4

1.3. Структура речевой коммуникации                                                                        5

2. Невербальные средства общения                                                                              7

2.1. Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов                          7

2.2. Подсистемы невербального общения                                                                8

2.3.Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы                                                                                                                     8

2.4. Восприимчивость,  интуиция и предчувствия                                               9

2.5. Обмен невербальной информацией                                                              10

2.6. Тон, темп и громкость голоса                                                                        11

2.7. Позиция и дистанция                                                                                     12

2.8.  Визуальный контакт                                                                                       13

2.9. Внешний вид                                                                                                   14

3. Классификация вербального и невербального общения                               15

4. Литература                                                                                                         18

            

 

 

 

 

 

Тема: «Вербальные  и невербальные средства общения»

 

Введение

Едва ли не все  свое время мы общаемся, умение это  делать – пожалуй, самое важное в  жизни умение. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вербальные средства общения

      1.1 Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь  сказать. Кроме того, вы должны выбрать  такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда как открытый вопрос ("Что вам нравится в вашей работе?") требует развернутого ответа. Чрезвычайно тонкий процесс человеческого общения может быть нарушен ошибками или сбоями в кодировании информации, недоучетом мировоззренческих, религиозных, политических, профессиональных и возрастных различий.  Кроме того, для человеческой коммуникации, в отличие от модели простого обмена информацией, чрезвычайно важны такие факторы как стиль, контекст и подтекст. Неожиданная фамильярность обращения может свести на нет всю его информационную насыщенность, а его уместность и ценность определяется всей ситуацией общения. Основной же смысл сообщения может вовсе не выражаться вербально, а только подразумеваться. Например, сообщение мужа о предстоящем ему завтра ответственном выступлении, хватает его жене для того, чтобы привести в порядок его деловой костюм.Язык не только одного народа, но и одной социальной группы отличается от языка другой группы. Буквально за несколько последних лет мы стали свидетелями появления нового социального диалекта – гнусавых интонаций и оттопыренных пальцев новых русских коммерсантов, принесенных ими в полукриминальный бизнес из мест «не столь удаленных» после массовой амнистии.Существует профессиональный язык, местный диалект, молодежный сленг, воровской жаргон и т.д. Коммуникативная функция всех этих «языков в языках» одна – если ты не «ботаешь по этой фене», ты не будешь принят данным социумом как свой. Стилистика языка предполагает уместность ситуативного использования по-разному окрашенных синонимов, целых оборотов и грамматических форм: разговорных и публицистических, официально-бюрократических, научных или художественных.

1.2 Совершенствование  навыков письменной речи

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все  большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии.Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики - большое достижение человечества ;-) ), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям.

           1.3 Структура речевой коммуникации

Вербальное общение  является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает  в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык – изучается языкознанием. Не имея возможности изложить теорию языка в рамках пособия по коммуникации.

Остановимся на самых  общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

  • речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,
  • речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,
  • с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,
  • в речевой коммуникации создаются социальные значения.

Коммуникативная стратегия  – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.

Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными  коммуникативными навыками, то есть, он должен

  • уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;
  • уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;
  • уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь  подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной  интенцией и перспективой, системная  спаянность элементов коммуникативной  стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

       2. Невербальные средства общения

2.1 Межличностное  пространство. Взгляд. Язык поз и  жестов

Как это ни странно  на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о  его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из того, что он говорит, а непосредственно наблюдая за едва уловимыми  деталями его поведения. Иначе говоря, межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств – параллельного,  и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпоритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки.

Психологи считают, что  чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к  собеседнику нередко формируется  под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

 

 

 

 

 

2.2 Подсистемы  невербального общения

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника, 

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы  и жесты).

4. Паралингвистическая  или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества  голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр. 

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.

2.3 Врожденные, генетические, рриобретенные и культурно обусловленные сигналы

Несмотря на то, что  проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников - обезьян и макак.

Немецкий ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность  улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого  обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах.

Большинство жестов невербального  поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Рассмотрим эти аспекты "языка тела".

Психологи давно установили, что существующий “язык тела”  выражает то, что мы не хотим или  не можем сказать. Он гораздо более  правдив и искренен, чем все те слова, которые мы говорим друг другу. Врачи-психологи долго изучали этот феномен и пришли к ряду интереснейших выводов. Оказывается, что человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они были сказаны. Было установлено, что степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Но больше всего, как ни странно, мы доверяем интонациям собеседника и другим паралингвистическим компонентам невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения