Вербальные и невербальные средства общения. Стили и функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:15, реферат

Описание работы

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью . Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Что такое вербальные и невербальные средства общения…………………. 4
Структура речевого общения…………………………………………………. 5
Классификация вербального и невербального общения…………………...……………………………………………………. 7
Вербальное общение…………………………………………………………. .10
Невербальное общение………………………………………………….......... 13
Заключение……………………………………………………………………. 20
Список используемой литературы…………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образовании и науки Российской Федерации

МБОУ ВПО «ВИЭПП»

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Вербальные и невербальные средства общения. Стили и функции общения.»

 

 

 

Выполнила: студентка

Группы 1 Эбв-1

Арчакова А.М.

Проверил: кпн доцент

Мельковская И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Волжский,2012.

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………………….  3
  2. Что такое вербальные и невербальные средства общения…………………. 4
  3. Структура речевого общения…………………………………………………. 5
  4. Классификация вербального и невербального общения…………………...……………………………………………………. 7
  5. Вербальное общение…………………………………………………………. .10
  6. Невербальное общение………………………………………………….......... 13
  7. Заключение…………………………………………………………………….  20
  8. Список используемой литературы…………………………………………… 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью . Общение - сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Что такое вербальные и невербальные средства общения

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может  обеспечивать саморегуляцию своих  коммуникативных действий. Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном  процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. 
 
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. 
 
Невербальная коммуникация включает: " Визуальные виды общения - это жесты (кинетика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.  " Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). " Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Структура речевого общения

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и  смысл слов, фраз ("Разум человека  проявляется в ясности его  речи"). Играют важную роль точность  употребления слова, его выразительность  и доступность, правильность построения  фразы и ее доходчивость, правильность  произношения звуков, слов, выразительность  и смысл интонации.

2. Речевые звуковые  явления: темп речи (быстрый, средний,  замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный,  прерывистый), тембр (раскатистый,  хриплый, скрипучий), интонация, дикция  речи. Наблюдения показывают, что  наиболее привлекательной в общении  является плавная, спокойная,  размеренная манера речи.

3. Выразительные  качества голоса: характерные специфические  звуки, возникающие при общении:  смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи  и др.; разделительные звуки –  кашель; нулевые звуки – паузы,  а также звуки назализации  – "хм-хм", "э-э-э"; и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки  интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает  внешние проявления человеческих  чувств и эмоций; мимика – движение  мышц лица; жестика – жестовые  движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего  тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика –  прикосновение в ситуации общения:  рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

3. Проксемика –  расположение людей в пространстве  при общении: выделяют следующие  зоны дистанции в человеческом  контакте:

o интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются  лишь близкие, хорошо знакомые  люди, для этой зоны характерны  доверительность, негромкий голос  в общении, тактильный контакт,  прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны  влечет определенные физиологические  изменения в организме: учащение  биения сердца, повышенное выделения  адреналина, прилив крови к голове  и пр. Преждевременное вторжение  в интимную зону в процессе  общения всегда воспринимается  собеседником как покушение на  его неприкосновенность;

5

o личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы  с друзьями и коллегами предполагает  только визуально-зрительный контакт  между партнерами, поддерживающими  разговор;

o социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во  время официальных встреч в  кабинетах, преподавательских и  других служебных помещениях, как  правило, с теми, которых не  очень знают;

o публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение  с большой группой людей –  в лекционной аудитории, на  митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что  переживает человек. Мимические выражения  н есут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать  больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами  партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и  т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно  заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания  истинных чувств человека несут брови  и губы.

Жесты при общении  несут много информации, в языке  жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Классификация вербального  и невербального общения

I. Речевые (вербальные) средства:

· лексика;

· стилистика;

· грамматика;

· семантика;

· правильность произношения,

· ударения,

· словоупотребление,

· формообразование,

· стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

· жестикуляция,

· мимика,

· пантомимика - движение и позы,

· направление взгляда,

· визуальный контакт,

· покраснение и побледнение  кожи,

· стереотипы моторики).

В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями  собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

2) паралингвистические:

o интенсивность,

7

o тембр,

o интонация голоса,

o качество голоса,

o диапазон голоса,

o тональность голоса.

3) экстралингвистические:

o паузы,

o темп речи,

o связность речи,

o смех,

o покашливание,

o заикание.

4) проксемические:

o физическая дистанция контакта:

o персональное пространство:

= интимная (0-40-45см)

= личная (45 -120-150см)

o социальная (150-400 см)

o публичная (400-750-800см)

o угол поворота к собеседнику

5) предметные контактные, тактильные действия:

o рукопожатия,

o объятия,

8

o поцелуи,

o похлопывание,

o толчки,

o поглаживания,

o касания,

o пощечины,

o удары.

6) ольфакторные – связанные с запахом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Вербальные средства общения

1.1 Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую  дикцию. Вы должны ясно осознавать, что  собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы  ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед  большой аудиторией, он формулирует  для себя тезисы или как-то иначе  готовится к докладу. Но в обыденной  жизни устная коммуникация требует  спонтанности, и это может вызвать  у человека тревогу, неуверенность  и даже страх. Работу над устной речью  можно начать с расширения словарного запаса. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми. Очень  важной способностью, связанной с  устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с  докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его  ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что  аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен  еще и потому, что позволяет  докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Психологи установили, что общению  больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам  нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда  как открытый вопрос ("Что вам  нравится в вашей работе?") требует  развернутого ответа.

1.2 Совершенствование навыков письменной речи

Люди пользуются письменной коммуникацией  реже, чем устной. Но с приходом электронной  почты важность письменного общения  сильно возросла.

Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее  внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам  предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить  ваши знания грамматики и орфографии.Любое  письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед  устным. Составляя его, вы имеете возможность  подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости  даже переписать набело. Однако нужно  отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение  не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики - большое достижение человечества ;-) ), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем.

10

 Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше  послание эмоциональную нотку.

 Здесь, как и в устной  коммуникации, хорошую службу вам  может сослужить богатый словарный  запас. Вторая проблема легко  решается, если вам известны образовательный  уровень, интересы и словарный  запас людей, к которым вы  обращаетесь. Короткое сообщение,  написанное простым языком, как  правило, более понятно людям.

1.3 Денотаты и коннотации

Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное  определение. Например, толковый словарь  определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это определение  и является денотатом данного  слова. Понятие "коммунизм" определяется как "общественный строй с общественной собственностью на средства производства".Но, кроме этого, оба названных нами слова, "отец" и "коммунизм", имеют эмоциональную окраску, то есть несут в себе особый смысл, которого словарное определение не может  раскрыть полностью.

Агрессивная, обвинительная тактика  не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Рекомендуется в таких случаях  использовать "я - утверждения" вместо "ты - утверждений", то есть говорить о своих переживаниях, а не о  личных качествах оппонента. После  того как вы поделитесь чувствами, которые  вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный способ ее разрешения.

1.4 Структура речевой коммуникации

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно `перевести' сообщение, созданное с  помощью любой другой знаковой системы.

Речевая сторона коммуникации имеет  сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает  в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный  и литературный язык, диалекты и  социолекты и т.п.). Все речевые  характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Это - социально значимый выбор. Процесс  этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию - человеческий язык - изучается языкознанием.

11

Не имея возможности изложить теорию языка в рамках пособия по коммуникации.

Остановимся на самых общих коммуникативных  характеристиках речи. С точки  зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт  и проявляет следующие свойства:

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения. Стили и функции общения