Вербальные средства коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:23, практическая работа

Описание работы

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Файлы: 1 файл

рабочая тетрадь по ДК для дневников.docx

— 109.42 Кб (Скачать файл)

 

Вербальные средства коммуникации

 

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

 

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

 

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»

 

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

 

·        Все ли условия соглашения выполняются?

·        Как выполнил Балда свои обязанности?

 

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

 

Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Слушание в деловой коммуникации

 

Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.

 

Что означает «умение слушать»?_______________________________________________

__ Бог – лучший слушатель. Он не дает советов, не критикует, не пытается что-то срочно исправить. Бог просто выслушивает человека и предоставляет ему возможность самому во всем разобраться. 
Вот отличный совет. Говорите только тогда, когда вас будут (готовы) слушать, а сами же будьте всегда готовы слушать. 
Умение слушать не означает умение молчать, скорее – способность не перебивать и задавать нужные вопросы. Это умение рождается из принципа: самый лучший для меня человек – тот, который сейчас рядом. Искусство слушания порождает смирение. Открыв для себя точке зрения других людей, мы можем узнать множество новых и необычайно интересных взглядов на вещи. Если мы вглядимся в один-единственный лист, упавший с гигантского дерева, мы можем буквально открыть несколько способов смотреть на него. Поэт или художник увидят форму, цвет и красоту. Биолог отметит те признаки, которые свидетельствуют о функциях древесных листьев. Физик-атомщик будет видеть триллионы атомов, имеющих удивительно сложную организацию. Для садовника лист может быть мусором на дорожках его парка. Гусеница увидит пищу. Чудеса жизни изобильны – даже в простом листе. А что говорить о человеке?_

-  внимательное слушание

- непрерывное слушание.

- пауза перед тем, как ответить

-  умение задавать уточняющие вопросы

-  вернуть собеседнику обратно его слова реплики.__________________________________

Какие ошибки допускают те, кто слушают отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность?_______________________________________

_ одной из главных причин неэффективного слушания является «наша склонность к суждениям, оценкам, одобрению и неодобрению заявлений других». Мы склонны судить все и вся, что видим или слышим, в основном потому, что это касается нас лично.  
Другими словами, наша первая реакция – это суждение о явлениях со своих личных позиций. Очень часто, однако, реакция, основанная на личных убеждениях, является серьезной помехой эффективного слушания. 

  1. не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли;
  2. не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или в жестах. Лучше уж признаться в том, что в данный момент вы слушать не можете, сославшись, например, на занятость;
  3. не перебивайте без надобности. Если вам необходимо перебить кого-либо в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника;
  4. не делайте поспешных выводов. Помните, такие оценки — барьер содержательного общения;
  5. не дайте «поймать» сами себя в споре. Когда вы мысленно не соглашаетесь с говорящим, то, как правило, прекращаете слушать и ждете своей очереди высказаться. А уж когда начинаете спорить, то настолько увлекаетесь обоснованием свое точки зрения, что подчас уже не слышите собеседника;
  6. не задавайте слишком много вопросов. Полезно задать вопрос для уточнения сказанного. Чрезмерно большое количество вопросов в известной степени подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию;
  7. никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю ваши чувства». В таком случае следует дать собеседнику понять, что Вы его слушаете, задав, например, такой эмпатический вопрос: «Вы чем-то разочарованы?» или «Я чувствую, что вас кто-то обидел», или любым другим замечанием соответствующим обстановке;
  8. не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения;
  9. не давайте совета, пока не просят. Непрошеный совет, как правило, даёт тот, кто сам не поможет;
  10. не прикрывайтесь слушанием как убежищем. Не бойтесь неодобрения или критики.

___________________________________________________________________________

Перечислите «вредные привычки» слушания_____________________________________

Каковы внешние помехи слушания?_

Мы не слушаем потому, что поглощены сами собой, своими переживаниями, заботами или проблемами. Озабоченные своим здоровьем, мы часто неверно понимаем предупреждения врача. Покупатель, предъявляющий претензию к качеству товара, может слушать только то, что ему хочется услышать, по крайней мере, до тех пор, пока не утихнет раздражение. Характерно, что вступающие в брак игнорируют предупреждения и советы других, какими бы ни были их побуждения. Деловые люди, воодушевленные своими планами разработки нового продукта или реализации программы, часто совершенно не реагируют на потенциально ценную критику и отбрасывают все предложения, поскольку они могут помешать выполнению их планов. В общем люди часто не слушают, при этом не слушают как раз в критические моменты жизни, когда им особенно надо было бы прислушаться.  
Существуют внутренние и внешние помехи слушанию. К внутренним помехам слушания относится привычка «размышлять о чем-то еще». Внешних помех гораздо больше: 
    · собеседник говорит недостаточно громко или шепотом ; 
    · отвлекающая манера собеседника, его манеры; 
    · помехи (шум транспорта, ремонт, заглядывание посторонних в кабинет, др.); 
    · слишком высокая или слишком низкая температура в помещении; 
    · плохая акустика; 
    · окружающая обстановка или пейзаж; 
    · поглядывание на часы; 
    · телефонные звонки; 
    · акцент говорящего, монотонность, слишком быстрый или слишком медленный темп речи; 
    · ограниченность во времени, ощущение, что регламент исчерпан; 
    · чрезмерная загруженность на работе; 
    · плохая погода; 
    · цвет стен в помещении (красный – раздражает темно-серый – угнетает, желтый – расслабляет); 
    · неприятные запахи в помещении; 
    · привычка держать в руках посторонние предметы; 
    · непоседливость, суетливость слушателя, а также привычка жевать резинку, постукивать ручкой, рисовать). 

Мы не слушаем просто потому, что не хотим. Такое чувство у меня возникло однажды, когда я попал к начальнику полиции, у которого в кабинете висел плакат «Не сбивайте меня фактами – решение уже принято». Как и следовало ожидать, начальник полиции оказался самоуверенным человеком, который один только и говорил. Я был несказанно рад, что попал к нему не по случаю коллизии с законом.  
В отдельные моменты каждый может отвлекаться от разговора. Едва ли Вы будете слушать внимательно в возбужденном состоянии или когда у Вас уже сложилось определенное мнение по обсуждаемому вопросу. Кроме того, в состоянии волнения или неуверенности может возникнуть боязнь услышать то, о чем Вы меньше всего хотели бы узнать. Едва ли Вас будет внимательно слушать и тот, кто считает себя специалистом обсуждаемой темы и имеет готовые ответы на все вопросы. Продавец горит желанием продать новому клиенту любую вещь и поэтому готов выслушивать все, что бы тот ему ни говорил, лишь бы узнать то, что ему нужно.  
И еще, все мы резко реагируем на персональную критику в наш адрес, хотя это – как раз именно то, из чего можно извлечь пользу, слушая внимательно.  
Мы не слушаем также и потому, что просто не умеем слушать.  ____________________________________________

____________________________________________________________________________

Какова специфика эмпатического слушания? При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, и неэффективным, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции.

_ Эмпатическое слушание – понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств. Для этого применяются приемы рефлексивного слушания: уточнение, перефразирование, резюмирование. Тем самым эмпатическое слушание отличается от рефлексивного не используемыми приемами, а целями или намерениями. Цель активного, рефлексивного слушания – осознать как можно точнее сообщение говорящего, значение его идей или понять переживаемые чувства. Цель эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для другого человека, понять, что означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник. Эмпатическое слушание – это более интимный вид общения, чем активное слушание, оно противоположно критическому восприятию.____________________________________________________________________________

Зачем нужна положительная установка по отношению к неприятному собеседнику?

Если человек чувствует, что его понимают, он испытывает доверие к собеседнику, а это так важно для плодотворного общения. Кроме того, в деловом общении очень важно получить нужную информацию. Как говорил немецкий философ и математик Г. Лейбниц: "Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего худшего врага, если бы я мог что-нибудь узнать у него". Советы и предложения компетентного человека могут быть весьма полезны, так как мы сами не в состоянии выйти за пределы своего видения проблемы, а чем шире спектр ее видения, тем эффективнее принимаемое решение. Наконец, приятному собеседнику охотнее идут навстречу в самых серьезных деловых вопросах. _____________________________________________________________________________

 «Обратная связь». Каковы ее  виды и способы осуществления?

_ Принцип обратной связи - в организации должна существовать реальная возможность получения обратной связи; то есть на любое сообщение в случае необходимости легко должно быть получено ответное сообщение (или ответная реакция). Если говорить точнее, то коммуникации между любыми членами организации (независимо от их места в оргаиизационной иерархии) должны быть двусторонними. Этот принцип особенно актуален для многих организаций с авторитарным стилем управления, где существует единственное направление информационного потока сверху вниз. При этом обратная связь, то есть информационный поток снизу вверх вовсе отсутствует.____________________________________________________________________________

 

Невербальная коммуникация

 

В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:

 

·        слова,

·        интонация,

·        тембр голоса,

·        жесты, пластика,

·        энергетический импульс.

 

Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к невербальной коммуникации, пятая – к экстрасенсорике.

 

В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%.

 

Почему?

 

·        часто употребляются неосознанно;

·        воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют;

·        передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;

·        могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.

 

На основании намеренности-ненамеренности различают три типа невербальных средств:

 

·        поведенческие знаки (дрожь и т.д.);

·        ненамеренные знаки, или самоадапторы (тереть переносицу, поправлять волосы и т.д.);

·        собственно коммуникативные знаки.

 

Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в речи то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать. А знаковая система НВК – семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система НВК противоречит реальной речи.

 

Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками, что очевидно. Интересно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. Например, если человек жестами демонстрирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ваша ситуация улучшится.

 

Глаза являются самыми мощными знаками НВК:

 

·        они занимают центральное положение;

·        через зрительный анализатор проходит 87% всей информации (9% проходит через слуховой анализатор, 4% - информация, поступаемая в мозг через остальные органы чувств).

 

Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:

 

1.     Как он на  вас смотрит?

2.     Долго ли  он смотрит?

3.     Как долго  он может выдержать ваш взгляд?

 

Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.

 

Существуют три вида взгляда: деловой, социальный и интимный.

 

 

  1. Почему важно понимать язык телодвижений?

Информация о работе Вербальные средства коммуникации