Виды и основные формы девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить девиантное поведение, как проблему социальной работы и его детерминанты.
Задачи исследования:
1) выявить причины девиантного поведения;
2) установить формы девиантного поведения;
3) описать предпосылки девиаций;
4) описать детерминанты девиантного поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………………….……………3
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………………………………….…………………..5
1.1 Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины……………………………………………………………………………5
1.2 Виды и основные формы девиантного поведения…………………….14
2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………………….18
2.1 Социологическое объяснение причин девиантного поведения……...18
2.2 Психологическое объяснение причин девиантного поведения………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 24.02.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

Итак, девиантное поведение определяется множеством взаимозависимых и взаимообусловливающих друг друга.

Изучение социальных факторов позволяет выявить процессы функционирования общества, потенциально обусловливающие девиантное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Девиантное поведение определяется множеством взаимозависимых и взаимообусловливающих друг друга.

Изучение социальных факторов позволяет выявить процессы функционирования общества, потенциально обусловливающие девиантное поведение. В социологии они впервые стали непосредственно рассматриваться в рамках теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Аномия, по Дюркгейму, возникает при переходе от традиционного к промышленному обществу вследствие разрушения традиционных норм. В обществе может существовать и слишком много нормативных систем, в которых индивидам и группам трудно ориентироваться и которые не дают ясных стандартов поведения.

Социальное неравенство проявляется, прежде всего, в возможности удовлетворения социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении. Это уже само по себе порождает неудовлетворенность и протестные реакции. Но главное заключается не в уровне удовлетворения потребностей, а в степени различий, в «разрыве» возможностей их удовлетворения для различных социальных групп. Чем больше эти различия, тем более вероятно проявление отклонений. Доказано также, что повышенная девиантность наблюдается в социальных группах, наиболее отчужденных от творческих видов труда, управления, духовных ценностей.

Существуют культуры и субкультуры, ценности и нормы которых довольно ясны, но по своему содержанию способствуют девиантному поведению.

Социальные детерминанты девиаций рассматриваются и в политическом аспекте. Подобно тому, как психиатры устанавливают правила, в соответствии с которыми люди могут быть признаны психически неполноценными, девиация становится девиацией только после принятия соответствующей социальной нормы (закона).

Социальные же нормы и санкции за их нарушение устанавливаются сильными (законодателями, богатыми, этническим большинством) для слабых и поэтому отражают структуру и содержание власти. Таким образом, власть является источником «ярлыков», которые «наклеиваются» на аутсайдеров для регуляции их поведения.

Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.

Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья - далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» и социальным окружением.

Одной из теорий, описывающих процесс становления девианта, является теория первичного и вторичного отклонений, созданная Э. Лемертом в рамках концепции стигматизации. В этой теории подчеркивается роль оценки социальным окружением совершенных индивидом действий. Под первичным Лемерт понимает такое отклонение, которое не влечет за собой социальных последствий.

Однако одни и те же действия могут оцениваться по-разному в зависимости от социального положения индивидов, отношения к ним руководства, контекста нарушения, степени его огласки и т.п. Поэтому в одном случае девиация воспринимается терпимо, а в другом индивид в глазах окружающих выглядит потенциальным нарушителем, не заслуживающим доверия. Тем самым он уже «заклеймен», и любое его действие, даже в случае ошибочного или ложного обвинения, может расцениваться с точки зрения подтверждения «социального прогноза». Так происходит научение быть девиантом, и индивид, восприняв навешенный на него ярлык, может совершить вторичное отклонение, которое повлечет за собой коренное изменение его образа жизни.

Таким образом, девиантное поведение является сложной междисциплинарной проблемой и детерминируется множеством факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 267 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 324 с.
  3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991, № 4.
  4. Данилова Е.А. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов Н/Д.: «Феникс», 2001. – 448 с.
  5. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 171 с.
  6. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 365с.
  7. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, 3-е издание, стереотип- М: издательский центр « Академия», 2004. – 464 с.
  8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2011. – 345 с.
  9. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 300 с.
  10. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608с.
  11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 458 с.
  12. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С.Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
  13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: П 24 Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.
  14. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. Мн.: Сфера, 1997. – 528с.
  15. Психология подростка: Учебник / Под ред. Ж.К. Дандарова. СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 340 с.
  16. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистров, аспирантов пед. Высш. учеб. Заведений /В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – 2005. – 400с.
  17. Социальная работа: Учебное пособие //В.И. Курбатов [и др.]. – 5-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с.
  18. Социология молодёжи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д, 2001. – 576с.
  19. Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения поведения детей старшего школьного возраста. И.А. Фурманов// История психологии в Беларуси. Мн: Тесей, 2004. – 306 с.
  20. Теория социальной работы: Курс лекций. Автор составитель. – Г.А. Качан – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 243с.
  21. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию/В.А. Янчук / Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 450 с.

 

 

 

 


Информация о работе Виды и основные формы девиантного поведения