Виды и роль эмоций в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:46, доклад

Описание работы

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).
В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции

Файлы: 1 файл

Виды и роль эмоций в жизни человека.docx

— 32.35 Кб (Скачать файл)

Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они  порождают эмоциональное переживание  соответствующей модальности Согласно этой точке зрения, сначала под  действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения  в организме и лишь затем, как  их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления  теории Джемса-Ланге рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.

В доказательство Джемс предлагает нам представить себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычесть из всего  комплекса переживаний все ощущения телесных органов. В результате мы увидим, что от эмоции ничего не останется. Образно эту зависимость, по Джемсу, можно выразить формулой: «Мы плачем не потому, что нам грустно, но нам  грустно потому, что мы плачем» [16].

Альтернативную точку  зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил  У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом  Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях  обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с  эмоциями более всего функционально  связан даже не сам таламус, а гипоталамус  и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

 

 

  1. Развитие эмоциональной сферы у человека

Эмоции, какими бы разными  они ни казались, неотделимы от личности. "То, что радует человека, что его  интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему  смешным, более всего характеризует  его сущность, его характер, индивидуальность"1

С.Л.Рубинштейн считал, что  в эмоциональных проявлениях  личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь,

ее интересы материального  порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства  и обобщенные мировоззренческие  чувства. К аффективно-эмоциональной  чувствительности относятся, по его  мнению, элементарные удовольствия и  неудовольствия, преимущественно связанные  с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны  с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам  подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.


Информация о работе Виды и роль эмоций в жизни человека