Виды спора. Формально-логические и психологические основы убеждения

Дата добавления: 10 Сентября 2012 в 19:52
Автор работы: s*****@inbox.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать архив (20.36 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

КР по психологии.doc

  —  84.00 Кб

Чтобы аргументация была надежной и убедительной, необходимо в процессе доказательства следовать ряду правил: 1) аргументы должны быть истинными (ложными доводами нельзя доказать ни одного тезиса, даже если сам тезис и истинен); 2) они должны быть достаточными для данного тезиса; 3) их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

Чтобы успешно вести дискуссию или полемику, важно знать и соблюдать основные законы формальной логики.

Закон тождества: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание». Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Нередко в ходе рассуждения в различные по смыслу понятия вкладывают тождественное содержание и, наоборот, в одно и то же понятие вкладывают разное содержание. Это приводит к двусмысленности высказывания, взаимному непониманию участников спора.

Закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Логическое противоречие это следствие нарушения норм правильного мышления. Формальная логика, не отрицая реальных противоречий, требует, чтобы и о противоречивых явлениях мыслили непротиворечиво, логически правильно. Логическое противоречие недопустимо в публичном споре. Указание на него показывает несостоятельность позиций оппонента.

Закон исключительного третьего: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Для правильного ведения дискуссии или полемики соблюдение этого закона обязательно. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях, что препятствует принятию правильного решения. В споре нередко приходится строго придерживаться одного из двух взаимоисключающих мнений.

Закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана»[7]. Этот закон не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительного подтверждения истинности высказанных мыслей. Обоснованность высказываний – важнейшее требование, предъявляемое к речи участников спора.

Рассмотренные выше формально-логические законы – это законы правильного мышления. Их требования кратко можно выразить следующим образом: правильное рассуждение должно быть определенным, ясным и четким, последовательным и непротиворечивым, обоснованным.

Убеждение – это сообщение, имеющее целью изменить взгляды, отношения или сформировать новые. Умение убеждать является важным элементом в ораторском искусстве. Для убеждающей речи характерно использование логических доводов, убедительных фактов при апелляции к глубинным процессам сознания.

Если представить механизм убеждения в соответствии с современными психофизиологическими взглядами, то он состоит из активизации всей коры головного мозга под воздействием речи, причем возникшее состояние мозга сохраняется в течение довольно длительного времени. Аргументация воспринимается критически, входит в систему взглядов человека и укрепляется в его сознании. Убедить участников спора – значит заставить их согласиться с оратором, принять его взгляды как свои собственные[8].

Одной из форм убеждения является такой вид воздействия на участников спора, как внушение. Стремясь внушить определенную мысль, участник спора апеллирует прежде всего к чувствам, эмоциям, традициям. Определенной силой внушения обладают яркие впечатляющие факты, цитаты, иллюстрации, а также авторитет оратора.

В каждом конкретном случае ораторская речь может быть направлена на то, чтобы усилить или ослабить те или иные убеждения, оценки или установки, вызвать незначительное изменение мнений и отношение к действительности или коренным образом изменить взгляды участников спора – переубедить их.

Психологические приемы убеждения, воздействуя на сознание, чувства или подсознание, создают атмосферу доверия и заинтересованности, а также формируют направленность действий убеждаемого через обращение к его мотивационным диспозициям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что каждый вид спора отличается друг от друга своими особенностями. Но усилия спорящих сторон должны быть направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Так,  если целью дискуссии являются, прежде всего, поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача полемики – утверждение одной из противостоящих позиций. Полемизирующие стороны менее чем в дискуссии, ограничены в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике, как и в споре вообще, недопустимы некорректные приемы (подмена тезиса, аргумент к силе или к невежеству, использование ложных и недоказанных аргументов и т. п.). В полемике может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр корректных приемов. Большое значение имеют, в частности, инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, внезапность в использовании доводов, выбор наиболее удачного времени для изложения решающих аргументов и т.п.

Умение убеждать является важным элементом в споре. Рассмотренные основы убеждения построены в каждом конкретном случае на своих законах. Так, к примеру, формально-логические основы – на правильном рассуждение, которое должно быть определенным, ясным и четким, последовательным и непротиворечивым, обоснованным. Что касается психологических основ убеждения, то в данном случае воздействуют на участников спора прежде всего  чувствами, эмоциями, традициями и т.д.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Литература:

1.       Бороздина,  Г. В. Психология делового общения. -  М.: Наука, 2001. - 458с.

2.       Ивик,  А.А. Теория аргументации. – М.: Гардарики, 2000. – 416с.

3.       Поварнин,  С.И. Спор. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 120с.

4.       Уэстон,  Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов.  – М.: Пресса. -  2004. – 245с.

5.       Щербинина,  Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2004. – 435с.

 

 

 

Интернет:

1.       Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по психологии. – Режим доступа: [http: // www.psychology.ru/Library].

 



[1] Поварнин,  С.И. Спор. – М.: Флинта; Наука, 2002. – С.36

 

[2] Поварнин,  С.И. Спор. – М.: Флинта; Наука, 2002. – С.41

 

[3]http: // www.psychology.ru/Library

 

[4] Бороздина,  Г. В. Психология делового общения. -  М.: Наука, 2001. -С.165

 

[5] Уэстон,  Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов.  – М.: Пресса. -  2004. –С.209

 

[6] Щербинина,  Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2004. – С.321

[7] Ивик,  А.А. Теория аргументации. – М.: Гардарики, 2000. – С.376

 

[8] Ивик,  А.А. Теория аргументации. – М.: Гардарики, 2000. –С.380

 


Страницы:← предыдущая12
Описание работы
Целью данной работы является рассмотрение разновидностей споров и формально-логических и психологических основ убеждения.
Исследование данной работы предопределило ряд задач:
1. Рассмотреть виды спора.
2. Выявить формально-логические и психологические основы убеждения.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие спор и его виды
2. Формально-логические и психологические основы убеждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК