Воля, волевые качества и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение воли и особенности волевых качеств.

Задачи исследования:
1. Определить основные теоретические подходы к изучению воли в психологии;
2. Разработать психологические рекомендации развития воли.

Содержание работы

1.Введение
2.Актуальность темы
3.Цель исследования
4.Задачи исследования
5. Метод исследования
6.Результаты и обсуждения
7.Вывод
8.Список литературы

Файлы: 1 файл

АО.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

АО «Медицинский Университет  Астана»

 

Кафедра: «Общей медицины»

 

 

 

 

 

 

Отчет

 

 

 

На тему: Воля, волевые  качества и их развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Выполнила: Бактиярова Акерке

                                                

                                                   130 гр. ОМ

 

                                                   Проверил: д.м.н. Заркешев Э.Г.

 

 

 

 

Астана 2012 г.

 

 

ПЛАН

 

1.Введение  

 

2.Актуальность темы

 

3.Цель исследования

 

4.Задачи исследования

 

5. Метод исследования

 

6.Результаты и обсуждения

 

7.Вывод

 

8.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной работы посвящена  изучению воли и её воспитанию. Волей называют сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Она возникла вместе с появлением общества и труда.

Воля — это форма  внутреннего контроля поведения  со стороны человека, осуществляемого  им самим и связанного с его  сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.

С древнейших времен до наших  дней проблема воли человека привлекала к себе внимание ученых. Ни одно из направлений  в психологии, за исключением, пожалуй, бихевиоризма, не отрицало факт существования  воли у человека. Почти все учебники по психологии, независимо от того, кем и когда они были написаны, так или иначе затрагивали и обсуждали проблему воли человека. Вместе с тем, ни в одной из традиционных проблем психологии мы до сих пор не остаемся столь же далеки от понимания ее природы, как в проблематике воли. Несмотря на столетия, затраченные не одной сотней ученых-психологов на изучение этой проблемы, мы в ее решении до сих пор остаемся примерно на уровне XVII в. Иными словами, более чем за 300 лет, прошедших с того времени, наука почти не продвинулась вперед в понимании сущности воли и волевой регуляции поведения человека. Попробуем кратко ответить на вопрос, почему это так.

 

  • Во-первых, воля — это чисто субъективное явление, не имеющее, в отличие от других психологических явлений, никаких специфических внешних проявлений или физиологических признаков, по которым можно было бы ее изучать и оценивать.
  • Во-вторых, мы не располагаем какими-либо данными анатомо-физиологического характера, относящимися к воле человека. Совершенно непонятно и неизвестно, какие процессы, происходящие в мозге человека, связаны с волей, какие структуры головного мозга отвечают за волевую регуляцию поведения.
  • В-третьих, воля и в психологии обычно определяется не прямо, а косвенно — через другие известные явления, например, через сознание, мышление, мотивы и потребности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность: Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.       

Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических  исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе.  Понимание воли как самостоятельного и реального психического явления, существующего наряду с разумом и эмоциями, встречается уже у древнегреческих философов.            

Проблема  воли, теряет свою актуальность. В современных учебниках по психологии не всегда встретишь соответствующий параграф, где бы обсуждалось темы, имеющие отношение к волевому действию, волевым качествам личности, волевой регуляции. Актуальность  проблемы исследования определила цель исследования.

 

Цель исследования: изучение воли и особенности волевых качеств.

       

 

Задачи исследования:

      1. Определить  основные теоретические подходы  к изучению воли в психологии; 
      2. Разработать психологические рекомендации  развития воли.

 

Методологическая  основа данной работы являются труды: У. Джеймс, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн и др. Для решения поставленных задач были использованы след методы: теоретический анализ научных источников, обобщение полученных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ

1.1 Определение  понятия «воля»

Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических  ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств

До сих пор имеются  большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы  ему непременно сейчас купили понравившуюся  игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

Волевые качества — это  особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то

мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших  хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

Воля как сознательная организация и саморегуляция  деятельности, направленная на преодоление  внутренних трудностей,—это прежде всего  власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у

 

разных людей эта  власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности  своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество  значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать  сознательно поставленную цель, преодолевая  при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Умение владеть своим  поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением».

Прежде всего, волевым  актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под  целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е.

 

 

целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим  о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

Итак, мы пришли к некоторой схеме всякого действия, которое может быть названо волевым. Еще раз эта схема: действие реализует объективно два разных отношения, т. е. осуществляет две различные деятельности, следовательно, подчиняется двум различным мотивам. В случае, когда один из этих мотивов является отрицательно эмоционально окрашенным, а другой, напротив, положительно, то возникает ситуация, типичная для осуществляющегося волевого действия. Если оба мотива являются положительными, то действие идет, но выпадает из категории волевых. То же самое с отрицательными мотивами, действие просто не идет, его нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Представления  о волевых качествах

Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность. Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)

 

Волевые свойства

Цель и стремление к ней

Возможности и мотивы

Борьба и выбор мотивов

Решение

Осуществления решения

Сильная воля

Четкое осознание цели Интенсивное стремление

Достаточные

Обоснованные и быстрые 

Обоснованное, с интенсивным стремлением 

Стойкое

Настойчивость

Отдаленная, с интенсивным  стремлением 

Нормальные 

Очень стойкое

Упрямство

Объективно- неоправданная 

Определяются не объективным  учетом всех возможностей, а предвзятым мнением 

Необоснованное, с интенсивным  стремлением 

Стойкое

Податливость

Легко меняющаяся

Определяются внушающим влиянием других лиц

Легко меняется

Различное

Внушаемость

Отсутствует

Дается извне

То же

Решительность

Четкое осознание цели

Интенсивное стремление

Достаточные, иногда чрезмерные

Быстрые, но не всегда обоснованные

Четкое и устойчивое

Стойкое

Нерешительность

Тоже 

Тоже 

Длительные 

Отсутствует или часто  меняется

Отсутствует

Слабоволие 

Нечеткое, со слабым стремлением 

Нечеткие 

Незавершенные

Без стремления к его выполнению

Нестойкое


 

А Ц. Пуни считает, что  «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Структура  и общие характеристики волевых  качеств.

П. А. Рудик (1962) отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирически характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель».

Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.

Горизонтальную структуру  образуют задатки, в роли которых  выступают типологические особенности  свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев  психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим — противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы». Это утверждение имеет мало общего с реальностью.

Установлено, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, подвижностью торможения. Среди представителей тех видов спорта, которые связаны с переживанием страха и отсутствием страховки (прыжки с парашютом, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду), почти нет спортсменов с этой типологической триадой.

Информация о работе Воля, волевые качества и их развитие