Воображение и индивидуальное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что воображение является важным психологическим качеством для развития индивидуального творчества. С древности воображение привлекало к себе внимание, как особое свойство человеческой психики, состоящее отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких структур оно связано, еще не разгаданы.

Содержание работы

Введение 3
1. Определение воображения. Виды воображения. 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2 Классификация процессов воображения 10
1.3 Виды воображения 11
1.4 Свойства воображения 15
1.5 Функции воображения 17
2. Индивидуальное творчество 20
2.1 Воображение в творчестве 20
2.2 Индивидуальное творчество. 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 58.19 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

«Российский государственный  профессионально – педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и  экспериментальной психологии

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

Воображение и индивидуальное творчество.

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Сц-102                                                     Кондратьева Ксения

 

Руководитель:

канд.псих.наук, доцент                                                         Сергеева Т.Б.

 

 

Екатеринбург, 2013.

Оглавление

Введение 3

1. Определение воображения.  Виды воображения. 5

1.1 Понятие воображения 5

1.2  Классификация  процессов воображения 10

1.3 Виды воображения 11

1.4 Свойства  воображения 15

1.5 Функции  воображения 17

2. Индивидуальное  творчество 20

2.1 Воображение  в творчестве 20

2.2 Индивидуальное  творчество. 22

Заключение 26

Список используемой литературы 27

 

 

Введение

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что воображение является важным психологическим качеством для развития индивидуального творчества.

С древности воображение  привлекало к себе внимание, как  особое свойство человеческой психики, состоящее отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Однако феномен воображения  остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти  ничего не известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической  основе. Вопросы о том, где в  мозгу человека локализовано воображение, с работой каких структур оно  связано, еще не разгаданы.

Но воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творческой деятельности людей.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова:  «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

Цель реферата:

  • изучить воображение и индивидуальное творчество.

Задачи:

  • Раскрыть понятие воображения в психологии
  • Дать характеристику свойств и функций воображения
  • Выявить особенности влияния воображения на индивидуальное творчество.

 

 

  1. Определение воображения. Виды воображения.

    1. Понятие воображения

Воображение - особая форма  психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано  с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был Максим Горький, говоря, что "именно вымысел поднимает человека над животным", потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире. Прошлое  зафиксировано в образах памяти, а будущие представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает  что-то новое, изменяет, преобразует  то, что дано восприятием. Эти изменения  и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение  о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастических по своей необычности жизнь в  невесомости, в окружении звезд  и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину  того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении  представить полет в космос и  высадку на Луну тогда, когда это  было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает  фантастическую картину, ярко отклоняющуюся  от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить  его действительную природу. В научной  литературе существует очень много  подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них  и определим основные особенности  воображения.

С.Л. Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов".

Л.С. Выготский:  “Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением".

Согласно Е.И. Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление".

А “Философский словарь" определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.

Таким образом, как видно  из определений, существенным признаком  воображения считается способность  субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи  отмечают, что воображение есть процесс  создания новых образов, протекающий  в наглядном плане. Такая тенденция  относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и  продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных  для воображения, состоит в том, что оно связано не только с  мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что  воображение есть и создание новых  образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Под воображением в самом  широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая  образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.

Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в  какой-то мере на прошлый опыт, а  с другой - образное воспроизведение  обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью, бесспорно, существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отличии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин "воображение" для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова  может быть только у человека. Только у человека, который как субъект  общественной практики реально преобразует  мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала - следствие, а затем и предпосылка  той деятельности человека, посредством  которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек  изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно  связано с реальным преобразованием  ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет  от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Мощь творческого воображения  и его уровень определяются соотношением двух показателей:

1) тем, насколько воображение  придерживается ограничительных  условий, от которых зависит  осмысленность и объективная  значимость его творений;

2) тем, насколько новы  и оригинальны, отличны от непосредственно  данного ему порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.

Деятельность воображения  естественно и закономерно порождается  преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания, отражающие действительность.

Образы, отражающие в нашем  сознании действительность, являются не статичными, неизменными, мертвенными  вещами; они динамические образования.

Стоит сделать попытку  фиксировать какой-нибудь образ, чтобы  убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают  на передний план, то другие; выступающие  в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий. Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию.

Так же как в практической деятельности, реально изменяющей действительность, сказываются мотивы и цели личности, ее потребности и интересы, чувства  и желания, так сказывается она  и в преобразующей деятельности воображения. Многообразные отношения  реальной личности к реальным явлениям действительности и порождают те преобразования, которым более или  менее сознательно подвергаются в психике человека образы, отражающие действительность.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно  выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается  затем определенная способность, по мере того как воображение формируется  в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

В воображении проявляются  все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные  уровни воображения. Различие этих уровней  определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших - все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Кусочек фантазии есть в  каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве;  кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной  мысли, поднимающейся над непосредственно  данным;  кусочек фантазии есть и  в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир;  кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу  чего-то нового, своего.

1.2  Классификация процессов воображения

1.По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
      • с относительной новизной образов;
      • с абсолютной новизной образов.

2.По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

Информация о работе Воображение и индивидуальное творчество