Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Содержание работы

Глава I. Введение..................2
Глава II. Понятие, виды и функции воображения.......5
1.Понятие воображения................5
2.Виды воображения..................7
3.Функции воображения...............9
Глава III. Воображение в жизни человека........11
1.Роль воображения в художественном творчестве....11
2.Роль воображения в литературном творчестве......12
3.Воображение и научное творчество..........13
4.Фантазия и реальность................15
Глава IV.
1.Воображение и эмоции......17
2. Воображение и интересы.............19
3. Воображение и талантливость.........19
Глава V. Заключение..................23
Литература.....................27

Файлы: 1 файл

курсовая-воображение.docx

— 78.57 Кб (Скачать файл)

Смоленский Государственный  Университет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая на тему:

Воображение.

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила:

Воробьева Виолетта.

Преподаватель:

Селиванов Владимир Владимирович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск,2011

 

                            Оглавление:                           

Глава I. Введение..................2

Глава II. Понятие, виды и функции воображения.......5

1.Понятие  воображения................5

2.Виды воображения..................7

3.Функции  воображения...............9

Глава III. Воображение  в жизни человека........11

1.Роль воображения  в художественном творчестве....11

2.Роль воображения  в литературном творчестве......12

3.Воображение  и научное творчество..........13

4.Фантазия  и реальность................15

Глава IV.

1.Воображение  и эмоции......17

2. Воображение  и интересы.............19

3. Воображение  и талантливость.........19

Глава V. Заключение..................23

Литература.....................27

 

 

 

Введение

“В одном  мгновенье видеть вечность,

Огромный  мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо –  в чашечке цветка."

 

 

Образы, которые  использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно  воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение — это важнейшая сторона человеческой жизни. Если бы человек не обладал  фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими  писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом  воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его  сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности  фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности  творческого мышления, гаснет интерес  к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно  воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью  воображения у человека формируется  образ никогда не существовавшего  или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение  выводит человека  за  пределы  его сиюминутного  существования,  напоминает  ему  о

прошлом,  открывает будущее. Обладая богатым воображением,  человек может

«жить» в  разном времени, что не может   себе   позволить   никакое  другое

живое  существо  в  мире.  Прошлое зафиксировано  в образах памяти,

произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее  представлено    в   мечтах   и

фантазиях.   Воображение   является   основой наглядно-образного мышления,

позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без

непосредственного вмешательства практических действий. Оно во  многом

помогает  ему в тех случаях жизни, когда  практические действия или

невозможны,  или  затруднены,  или  просто  нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия   воображение   отличается   тем,   что   его   образы   не

всегда соответствуют   реальности,  в  них  есть  элементы  фантазии,

вымысла.  Если воображение  рисует  сознанию  такие  картины,  которым

ничего  или  мало что соответствует  в  действительности то оно носит

название  фантазии. Если, кроме того,  воображение  нацелено на будущее, его

именуют мечтой.

Целью данной работы является изучение психологической  литературы по теме

«воображение»,  задачей - показать, что воображение  действительно играет

огромную  роль в жизни человека. Объект исследования - воображение как

психический процесс, а предметами являются виды, приёмы создания образов

воображения, влияние воображения на жизнь  и творчество человека.

Глава II.

Понятие, виды и функции воображения.

 

1.Понятие  воображения.

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении

«схватывать»  целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка,

тенденции строить  целостный образ. Отличительной

особенностью  воображения является своеобразный «отлёт от действительности»,

когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не

просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для

функционирования  внутреннего плана действий.

Воображение-это  необходимый элемент творческой деятельности человека,

выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание

программы поведения  в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется

также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми

характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с

помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что

воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации

весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления

и всё-таки представить  себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе

взятая фантазия, или сила воображения принадлежит  к числу не только

драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих

человека  от животного. Без неё нельзя сделать  ни шагу не только в искусстве,

если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения  невозможно было бы

даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы

даже перейти  улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии,

никогда не запустило бы в космос ракеты.»

Воображение - особая форма психики, которая может  быть только у человека.Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Нейрофизиологической  основой воображения является образование  временных

нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация

(распадение  на отдельные элементы) и объединение  в новые системы под влиянием

различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью

подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет

подтверждают, что физиологические механизмы  воображения расположены не только

в коре, но и  в более глубоко залегающих отделах  мозга, например, гипоталамо-

лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-

лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства

психики: возникает  впечатление, что его поведение  не регулируется

определённой  программой и состоит из серии  отдельных, изолированных актов,

впрочем, самих  по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием

воображения у человека возникают соответствующие  органические изменения. Так,

образно представляя  те или иные физические действия, можно  вызвать учащение

работы сердца, органов дыхания.

Процессы  воображения имеют аналитико-синтетический  характер. Основная его

тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном

счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая

механизм  воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет

процесс преобразования представлений, создание новых образов  на основе

имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение  реальной действительности в

новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-

то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все

элементы, из которых сложился вымысел, взяты  из жизни, почерпнуты из прошлого

опыта, являются результатами преднамеренного анализа  бесчисленного множества

фактов. Недаром  Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения

находится в  прямой зависимости от богатства  и разнообразия прежнего опыта

человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются

построения  фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым

располагает его воображение».

Процесс воображения  всегда протекает в неразрывной  связи не только с мышлением, но и с другим психическим процессом — памятью. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Деятельность  воображения самым тесным образом  связана с эмоциональными переживаниями  человека. Представление желаемого  может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях  мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших  волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Люди так  много мечтают потому, что их разум  не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и тогда, когда  в мозг человека не поступает новая  информация, когда он не решает никаких  проблем. Именно в это время и  начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию  не может.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических  функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и  иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением  и органически в него включена.

Вторая функция  воображения состоит в регулировании  эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую  ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция  воображения связана с его  участием в произвольной регуляции  познавательных процессов и состояний  человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью  искусно вызываемых образов человек  может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять  восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция  воображения состоит в формировании внутреннего плана действий –  способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая  функция – это планирование и  программирование деятельности, составление  таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью  воображения мы можем управлять  многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

2.Виды  воображения.

Воображение может быть четырех основных видов :

 

1.   Активное  воображение – характеризуется  тем, что, пользуясь им,

человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие

образы. Активное воображение является признаком  творческого типа личности,

которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не

статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим

индивиду  эмоциональное подкрепление для  новых поисков, создания новых

материальных  и духовных ценностей. Её психическая  активность надсознательна,

Информация о работе Воображение