Возрастные особенности переживания детьми горя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 07:02, реферат

Описание работы

На протяжении своей жизни каждый человек хоть раз сталкивается с горем – ощущением утраты, потери близкого человека. Как отмечал известный американский психолог, специалист по психологии человеческих эмоций Кэррол Изард, утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической. Но несомненным остается факт острого и болезненного переживания горя и утраты.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.12 Кб (Скачать файл)

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Введение в кризисную психологию»

на тему:

Возрастные особенности переживания детьми горя

 

 

 

 

 

 

Выполнила  Платонова Елена Викторовна

Слушатель курса:  «Практическая клиническая психология»

Руководитель курса:  научный консультант НОУ ДПО «ИДПК», кандидат психологических наук, доцент Шелепанова Надежда Владимировна

 

 

 

 

 

2013 г.

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении своей жизни каждый человек хоть раз сталкивается с горем – ощущением утраты, потери близкого человека. Как отмечал известный американский психолог, специалист по психологии человеческих эмоций Кэррол Изард, утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической. Но несомненным остается факт острого и болезненного переживания горя и утраты.

Зачастую люди, переживающие горе, нуждаются в посторонней помощи – родственников, друзей, а порой и психологов-специалистов в области кризисных состояний. В нашей стране продолжает развиваться сеть кризисных служб, служб психологической помощи, растет число психологов-практиков в различных регионах страны, которые призваны оказывать помощь в том числе и людям, понесшим утрату. Вместе с тем, существует серьезная проблема с оказанием подобной помощи в ситуации детского горя, особенно если речь идет о детях раннего и дошкольного возраста. Отсутствие со стороны близких ребенка должного понимания особенностей переживания детьми горя и утраты, связанная с этим проблема с оказанием необходимой ребенку поддержки, сложность с поиском компетентного в этом вопросе специалиста, поскольку психологов сферы образования, к помощи которых чаще всего прибегают в подобных случаях, не обучают навыкам работы с кризисными состояниями, – все вместе это приводит к тому, что ребенок зачастую оказывается один на один со своим горем. Актуальность данной работы продиктована необходимостью упорядочения теоретических знаний в области особенностей переживания детьми горя и утраты для повышения профессиональной компетентности психологов, работающих с детьми, что позволит им оказывать своевременную и эффективную консультативную и психологическую помощь семье в ситуации горя и утраты.

Таким образом, целью данной работы является систематизация знаний о возрастных особенностях переживания детьми горя.

Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:

  1. изучить психологическую литературу, посвященную вопросам детского горя;
  2. рассмотреть психологические особенности детского горя;
  3. выделить возрастные особенности в переживании детьми горя и утраты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологические особенности детского горя

Реакция детей на смерть близкого человека часто представляется взрослым непредсказуемой, поскольку порой даже трудно однозначно сказать переживает ли ребенок утрату и каким образом это происходит внутри него. Случается, что реакции ребенка в период переживания горя могут вызывать недоумение у окружающих или даже шокировать. Все это вызывает в близких ребенка непонимание того, чем же можно ему помочь.

Несомненно, дети способны переживать и практически всегда переживают потерю близкого человека, только не всегда это происходит в явной и понятной для окружающих форме.

1.1 Особенности  проявлений горя у детей

 Дети, потерявшие кого-либо из родных, испытывают сильные и зачастую новые для себя чувства; детей пугает то, что они не могут объяснить своих реакций на переживание горя, поэтому они нуждаются во взрослых, чтобы последние помогли им разобраться в происходящем.

Детский опыт переживания горя практически  в точности повторяет переживание горя взрослыми. Однако реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые.

Для детского горя характерны следующие особенности: скрытость, отсроченностъ, неожиданность, неравномерность. Порой у детей острая реакция на утрату откладывается на месяцы. В некоторых случаях  настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери [6,  c.91].

Также у ребенка могут отсутствовать такие явные проявления горя, как плач или вербальное выражение эмоций, однако при этом зачастую имеют место признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытые проявления горя случаются неожиданно для окружающих, когда спокойное или веселое настроение резко сменяется потоком слез. Это объясняется волнообразным характером горевания детей – всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

 

Порой случается, что взрослые препятствуют спонтанным проявлениям эмоций у ребенка, переживающего горе. «Не плачь», «слезами горю не поможешь», «ты уже большой, сильный, ты не должен плакать», «перестань так себя вести» и прочие слова и действия взрослых несут для ребенка запрет на свободное выражение тех сложных и сильных эмоций, что сопровождают его при переживании утраты [2, c. 67]. Несмотря на это, переживания и побуждения ребенка все равно, как правило, находят внешнее выражение, только в видоизмененной форме.

Исследователи выделяют следующие возможные детские реакции на утрату [6, c. 93]:

• Вопросы, повышенный интерес к смерти и ритуалам. У некоторых детей возникает необычное увлечение похоронной суетой, ведь для ребенка это представляет собой что-то новое, непонятное, но чрезвычайно важное. Взрослым стоит отнестись с большим пониманием к возможным «нетактичным» вопросам ребенка, понимая, что они вовсе не означают равнодушия к умершему. На вопросы следует отвечать честно и доступно, причем нужно быть готовым к повторяющимся вопросам об одном и том же, терпеливо объясняя все заново.

• Изменения в поведении, такие как непослушание, агрессия, рассеянность, нарушение работоспособности. И в этом случае от взрослых, окружающих ребенка, также требуется понимание и терпимость. Им стоит замечать все неадекватности, странности в поступках и высказываниях (например, постоянные поиски пропавшей игрушки или выражаемое вслух желание перестать расти) и стараться понять смысл этих действий для ребенка.

• Невротические и психосоматические симптомы, к которым можно отнести  повышенную возбудимость или физическое переутомление, нарушения сна и/или питания, энурез, головные и другие боли. В подобных случаях бывает особенно необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.

• Тревога и страх, вызванные у ребенка столкновением со смертью, что проявляется боязнью умереть самому или потерять оставшегося родителя, других родственников. Могут возникать и другие, на первый взгляд, «посторонние» страхи или неопределенное беспокойство. Взрослый должен быть готов встретиться с подобными переживаниями ребенка, помочь ему рассказать о своих страхах; может потребоваться и визит к психологу.

• Печаль, слезы.  Внешне выражаемое детское горе обычно довольно интенсивно, но непродолжительно. В такой момент особенно важно окружить ребенка душевным теплом, обнять, погладить по голове, дать почувствовать, что он не одинок, его любят и что плакать не стыдно.

• Чувство вины, которое достаточно распространено среди горюющих детей, так как может проистекать из разных источников. Смерть близкого иногда интерпретируется (особенно часто именно детьми) как результат собственного по воле эмоций желания, что создает почву для самообвинения. Также дети могут воспринимать смерть близкого как наказание, например, за плохое поведение. Помочь ребенку справиться с такой виной можно путем объяснения обстоятельств смерти близкого и подтверждения, что ребенок всегда был и остается любимым. Также чувство вины может возникать у детей из-за того, что они ничего не чувствуют или не знают, что они чувствуют, в то время как все вокруг них печальны и расстроены. Детям в этот момент нужно сказать, что это вполне нормально. Важно также продолжать спрашивать их о том, как они себя чувствуют, уже после похорон и в последующие дни, так как чувства могут прийти месяцами позже. В подростковом возрасте возможно возникновение чувства вины на специфической для этого возраста почве отрицания родительского авторитета. В случае смерти родителя в то время, когда подросток эмоционально и физически отталкивает его от себя, часто возникают чувство вины и «незавершенные дела», что, безусловно, осложняет переживание скорби.

1.2 Причины патологического течения у ребенка переживания горя и его признаки

Многие болезненные переживания ребенка и нежелательные перемены в его поведении — вполне нормальная реакция на утрату, однако иногда детское горе принимает чрезмерные или деструктивные формы, что можно отнести к разряду патологии.

Причины патологического горя

Норвежский психолог Алле Дырегров предложил классификацию ситуаций в зависимости от риска возникновения патологического горя у детей [5, с. 53]. Он различает горе и травму. Горе - нормальный процесс, а травма - процесс образования синдрома посттравматических нарушений.

Исходя из его исследований, легче всего переносится ожидаемая утрата, когда ребенок при смерти не присутствует. Так, речь идет о смерти бабушек и дедушек. В своей жизни ребенок сталкивается со смертью прежде всего этих членов семьи. При этом ребенок заранее знает, что бабушка или дедушка уже старенькие, они скоро должны умереть, они долго болеют. В этом случае, если ребенок подготовлен заранее и не присутствует в самый момент умирания, процесс горя, как правило, протекает легче всего.

Тяжелее бывают случаи, когда ребенок в принципе знает, что бабушка или дедушка могут скоро умереть, но их смерть выступает полной неожиданностью.

И гораздо более травматичными являются случаи, когда ребенок сталкивается с насильственной смертью. Наконец, к самым травматогенным относятся ситуации, когда ребенок был вовлечен в тот несчастный случай, катастрофу или войну, которые унесли жизнь его близких, но он сам выжил. Работа горя значительно осложняется в таком случае виной выжившего ("почему я выжил, а он погиб").

Восприятие детьми произошедшего также сильно зависит от возраста и психологической зрелости. Дети раннего возраста иногда вообще могут не понимать смысла происшедшего. Также имеют свое значение и половые различия в реакциях на утрату. Девочки легче могут говорить о своих мыслях, впечатлениях и реакциях, чем мальчики, что способствует в значительной мере их более быстрому исцелению.

В максимальной степени вызывающей патологическое горе является ситуация так называемых «непохороненных мертвецов», то есть людей, пропавших без вести,  тех, чьи тела не были найдены, тех, о смерти которых не сообщили близким.

Дело в том, что пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может. Эта ситуация предельно тяжела. Ситуация неопределенности страшна сама по себе. Любая, пусть даже самая страшная определенность - лучше. В условиях неопределенности человек в своем представлении то хоронит своего близкого, ожидая самого худшего, то вдруг с пробуждающейся надеждой надеется на чудо.

Тяжело пережить смерть, смириться с мыслью, что близкий человек умер, но в ситуации неопределенности это приходится делать несколько раз в день, переходя от надежды к полному отчаянию. Это состояние разрушительно для любого. И даже надежда здесь играет отрицательную роль. Собственно, она-то и не дает возможности начать процесс переживания горя. Пока жива надежда, человек обречен вечно за нее цепляться. Так что в какой-то мере в отношении утраты и переживания горя безнадежность лучше.

Отсюда вытекает одна из самых абсолютных рекомендаций, касающаяся психологии горя: всегда и во всех случаях надо сообщать о смерти близкого. Родные всегда рано или поздно интуитивно начинают догадываться о смерти близкого. Им начинают сниться сны, мучить всевозможные подозрения. Они начинают по многу раз спрашивать своих друзей о самочувствии близкого и т.п. Если же не сообщить о случившемся, то человек оказывается в той ужасной ситуации, когда его терзают самые страшные подозрения, но он не обладает достаточной информацией и продолжает надеяться, что, может быть, это всего лишь его больное воображение. Так он и живет, переходя от полной безнадежности к счастью надежды. Так что, не сообщая человеку о смерти близкого, якобы щадя его, на самом деле вы меньше всего думаете о нем.

Признаки патологического горя

Однозначно, далеко не всегда взрослым удается провести четкую грань между нормальным и дисфункциональным горем ребенка. Чаще всего дело касается не столько качественных, сколько количественных различий: степени выраженности «симптомов» и продолжительности их существования. Зарубежные авторы перечисляют те особенности детского горя, которые должны непременно обращать на себя внимание взрослых [6, с. 97]:

• резкое снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание или настойчивый отказ посещать школу;

• упорное непослушание или агрессия в течение длительного времени, оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;

• частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения; деструктивные способы выражения гнева;

• частые приступы паники, продолжительный страх находиться одному, стойкая тревога или фобии;

• постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;

• необычная для данного ребенка гиперактивность, непоседливость или поведение, свойственное намного более младшему возрасту, в течение длительного периода;

• множественные жалобы на плохое самочувствие; несчастные случаи, лежание ничком как самонаказание или способ привлечь внимание;

• употребление алкоголя или наркотиков;

• воровство, вандализм, противоправное поведение, половая распущенность;

• избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти;

• чрезмерное подражание умершему или появление устойчивых симптомов его заболевания;

• повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим;

• затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами.

Форма реагирования ребенка на утрату и тяжесть ее переживания зависят от многих факторов. Одним из самых весомых является степень родства с умершим. Наиболее тяжелы потери родителей и братьев-сестер (сиблингов).

Информация о работе Возрастные особенности переживания детьми горя