Временная перспектива в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования теоретическое изучение проблемы временной перспективы в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Теоретически раскрыть понятие временная перспектива
2. Рассмотреть особенности развития подростка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения временной перспективы в подростковом возрасте.
1.1 Онтогенетическое развитие представлений о времени
1.2.Исследование понятия «временная перспектива» в психологии…4
Глава 2. Психолого – педагогическая характеристика подросткового возраста в психологии.
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2 Психологические особенности выпускников средней школы
Заключение……………………………………………………………..30
Библиография………………………........................................................31

Файлы: 1 файл

временная перспектива подростка.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

Анализируя социальную ситуацию развития в старшем школьном возрасте, Л.И. Божович в качестве главного конституирующего момента отмечает, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. По Божович Л.И. можно сказать, что ранний юношеский возраст характеризует резкая смена внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности.«Смотрят на настоящее с позиции будущего». Жизненные планы становятся средством овладения собственным поведением, обеспечивают его саморегуляцию.

По данным исследований Л.И. Божович (50-60-е гг.) и Толстых Н.Н. (80-е г.) представления о своем будущем у старшеклассников, в отличие от младших школьников, конкретны, разнообразны и тесно связаны с актуальными проблемами настоящего. Следует заметить, что сравнивались результаты младших и старших подростков. Отмечается наличие резкого изменения строения мотивационно - потребностной сферы, связанного с возникновением специфической ориентации на будущее. Таким образом, характерной чертой выпускника школы является формирование жизненных планов, жизненной перспективы, что приводит к коренному изменению отношения учащихся к школе, отметкам, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей. Но важно отметить, что развитие способности к целеполаганию, развитие содержательно наполненной и длительной перспективы будущего - это и вопрос психического здоровья обычных, нормальных и даже особо одаренных детей, подростков и юношей.

В подростковом и юношеском  возрасте происходит формирование личностного, жизненного и профессионального  самоопределения. И.В. Дубровина отмечает, что о самом самоопределении еще рано говорить, точнее -формируется психологическая готовность к самоопределению. В отношении профессионального самоопределения интересны наиболее ранние исследования такого самоопределения, проведенные Крыловым Н.И. (1962), в котором выявлены существенные различия между выпускниками полной и неполной средней школы. Ученики 10-х классов, выбирая профессию, совершали действительный акт самоопределения, учитывали как реальное содержание предполагаемой деятельности, так и свои возможности, а также трудности, с которыми придется столкнуться. (Эти вопросы приходится решать и современным юношам, но их выбор затруднен происходящими изменениями в нашем обществе). Психологически совсем иначе этот выбор осуществлялся оканчивающими неполную среднюю школу. Большинство учащихся этого возраста думали, каким образом продолжать общее образование, откладывая выбор профессии на будущее. Таким образом, они не связывали и свое обучение в старших классах с подготовкой к профессиональному труду и, по данным исследований Н.И. Крылова, спокойно воспринимали отсутствие определенного мнения о своей будущей профессии.

Можно сказать, что в условиях «очередного» реформирования образования, когда решается вопрос о 12-летнем сроке  обучения и дифференцированном обучении в старшей школе, мы уже ставим подростка перед определенным (точным) выбором. Эта мысль еще требует  своей проработки.

По данным исследований Н.Н. Толстых (80-е гг.), проблема выбора будущей  профессии наиболее аффективной, личностно  значимой становится уже для учащихся VII-VIII классов, а IX и X классы являются периодом собственно подготовки в какой-либо определенной профессиональной области. [43, 30].

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства ребенка. Самая существенная трансформация  жизненного пространства, по мнению Фельдштейна Д.И., происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический детерминант личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из фундаментальных фактов развития личности. Подростковый этап -период наиболее серьезных изменений во временной перспективе. Эти изменения можно охарактеризовать как изменение масштаба: вместо дней, недель и месяцев теперь оперируют годами. Но более значительные изменения происходят в способе структурирования временной перспективы, что проявляется в дифференциации будущих реальных и идеальных целей, формировании жизненного плана. Структурируя временную перспективу, подросток ориентируется не только на идеальные цели и ценности, но и их осуществимость.

Способность человека самостоятельно определять цели своей жизни, способность  к самопроекции себя в будущее, наличие в его ментальности протяженной и содержательно насыщенной временной перспективы будущего является важной составляющей психического здоровья человека.

Психологическая готовность к самоопределению - жизненному, личностному, профессиональному предполагает высокий  уровень развития самосознания, достаточно устойчивую, высокую самооценку, активную внутреннюю позицию личности, хороший  уровень принятия себя и окружающих и многое другое, что позволяет  старшекласснику самоопределиться как личности на более высоком уровне. В этом заключаются основные особенности юношеского возраста.

Изучение авторами иерархии предпочитаемых жизненных ценностей  показало огромную значимость для современных  старшеклассников материальных ценностей. Очень интересны в этом отношении  исследования команды Дубровиной. Был  проведен анализ особенностей мотивации, связанной с будущим, у московских школьников. С использованием методики мотивационной индукции Ж. Нюттена, проведены два срезовых обследования - одно вначале 80-х гг., до перестройки, второе - спустя 10 лет, вначале 90-х, после перестройки. [40,24]. Сравнение этих материалов показывает, что в мотивации «послеперестроечных» старшеклассников значительно больше мотивов, связанных со стремлением быть богатым, иметь машину, шикарную одежду, дом в Лондоне и т.п., чем это было у «доперестроечных». А ведь и тогда, по мнению многих исследователей подросткового и юношеского возраста, наши школьники отличались слишком большим прагматизмом. В предыдущих параграфах представлены взгляды Т. Тома, который называет такой тип развития в юношеском возрасте прагматическим. Ориентация на целесообразность, на экономическое - по возможности - отвергание раздражителей и на способы ухода от источников беспокойства, чему придается первостепенное значение.

Этот принцип «урегулирования» определяет связь, как с настоящим, так и с будущим».[43, 45]. Заметное доминирование у наших современных  юношей и девушек прагматической формы развития личности, по все видимости, связано, прежде всего, именно с социальным фактором. Ведь, пожалуй, единственный ответ эпохи на вопрос «Зачем?», который может расслышать посредственный (как говорит Манн, «не в обидном смысле слова») сегодняшний подросток, - это именно ответ «Чтобы быть богатым, экономически независимым, чтобы иметь миллионы и т.п.» Об этом все популярные телепередачи, вся реклама, и этому мало что противостоит в сегодняшней нашей жизни. Но важно и еще одно обстоятельство. Советская система действительно сформировала особый тип личности, одной из важных особенностей которой является принципиальное отсутствие у человека потребности самому выбирать собственные жизненные ценности, самому строить свои жизненные планы, готовность некритично принимать как истинное, как необходимое, как свое то, что дается откуда-то «сверху». Ведь если проанализировать, скажем, психологическую литературу советского периода, посвященную проблеме воли, то практически вся она посвящена тому, как развивается или, точнее, формируется способность человека подчинять свои действия, свою жизнь выполнению некоторой задачи, достижению некоторой цели. При этом практически не обсуждается вопрос о том, откуда берутся сами эти задачи и цели, а ведь воля, сам процесс воления - это, прежде всего, самостоятельный выбор цели. Умение же подчинить себя выполнению задачи или достижению цели - это неволя в строгом смысле слова, а произвольность. Теперь, когда ушло «навязывание» целей и ценностей, возникли многие сложности, прежде всего, чисто психологические. Это не означает, что надо избегать приобщения детей к определенным моральным и социальным ценностям (то, что можно наблюдать, по Франклу, например, в современной Америке – «Массовый панический страх того, что смысл и цель могут быть нам навязаны, вылился в идиосинкразию по отношению к идеалам и ценностям».

Таким образом, важно  наличие у молодого человека идеалов, ценностей, жизненных целей, причем не любых, а способствующих прогрессивному развитию личности, они важны именно как основа выживания, как основа психического здоровья и здоровья организма.

Итак, психологические особенности  выпускника школы составляют:

  • развитие внутренней (интрасоциальной) позиции и осознание себя в своих отношениях с окружающими;
  • смена внутренней позиции и обращенность в будущее становится основной направленностью личности;

- изменение строения мотивационно - потребностной сферы;

- формирование  жизненных планов, жизненной перспективы  подростков, что приводит к коренному  изменению отношения учащихся  к школе, отметкам, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей;

- в основном прагматическая  направленность личности;

- формирование психологической  готовности к личностному и  профессиональному самоопределению;

- повышенный уровень тревожности,  как у мальчиков, так и у  девочек;

- возникновение специфической  ориентации на будущее.

В одиннадцатом классе, выпускном  классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом  году был абстрактным, становится реальностью.

 

 

 

Заключение.

Проведенный анализ психолого- педагогической литературы позволил сделать  нам следующее заключение.

Среди множества вопросов раскрываемых при изучении юношеского возраста, проблема временной перспективы является одной из центральных. Она связана с новообразованиями юношеского возраста - жизненное, личностное и профессиональное самоопределения, определяющими его дальнейший путь развития и существования.

«Временная перспектива» - термин К. Левина, предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом. Временная перспектива - это временная глубина или временное измерение жизненного мира (пространства). В ходе психического развития личности (особенно в подростковом возрасте) происходит усложнение когнитивной структуры жизненного мира, в том числе расширение временной перспективы».

Временная перспектива - область  исследования, вызванных стремлением понять, каким образом и почему мы обращаем свои мысли за пределы текущего момента.

Психологическими особенностями выпускника школы является: развитие внутренней (интрасоциальной) позиции и осознание себя в своих отношениях с окружающими; смена внутренней позиции и обращенность в будущее становится основной направленностью личности, формирование жизненных планов, жизненной перспективы подростков, формирование психологической готовности к личностному и профессиональному самоопределению; возникновение специфической ориентации на будущее.

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986.
  2. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1975. Т. 21 Проба Ременсы. 1975. 640 с. С илл., 20 илл., 3 л. карт.
  3. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского М.: Просвещение, 1973.
  4. Вопросы психологии личности школьника. // Под ред. Л.И. Божович, А.В. Благонадежной. М., 1969.
  5. Жизненный путь личности. Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. Отв. ред. Л.В. Сохань. Киев, 1987.
  6. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
  7. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности). М., 1979.
  8. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и   типологического в личности младшего и старшего подростка). М., 1970.
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка о рождения до 17 лет). М., 1996.
  10. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособ. для практических психологов. СПб, 2001.
  11. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение : Учебное пособие / Под ред. Л. М. Митиной.- м.: Академия, 2005.- 336с. (высшее профессиональное образование ). – Библиогр.: с. 325.- ISBN 5-7695- 1515- 5(в пер.) 23600р.
  12. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
  14. Нагавкина Л. С., к.п.н; Крокинская О. К., к.ф.н.; Касабуцкая С. А. Социальный педагог : введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2002. -272 с. ISBN 5-89815-059-5
  15. Обуховский К. Психологическая теория строения и формирования личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  16. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
  17. Психологический словарь. Изд. 2. Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. – М.: Издат. полит. литературы, 1990.
  18. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
  19. Психология личности в трудах зарубежных психологов. / Сост. И общая редакция А.А. Реана. СПб, 2000.
  20. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 672 с., ил. Т.2 – М – Я - 1999
  21. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студен. высш. учеб. заведений. / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  22. Смирнов М.И. Личностная индивидуальность школьника. Киров, 1995.
  23. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,2000.
  24. Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1991.
  25. Фельдштейн Д.И.  Психология развивающейся личности. М., 1996.
  26. Фельдштейн Д.И.  Психология становления личности. М., 1994.
  27. Формирование личности старшеклассника. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: 1990.- 182 с.
  28. Формирование личности старшеклассника. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: 1990.- 182 с.
  29. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995
  30. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс,1999.
  31. Шустова И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников. // Педагогика. -2006.-№ 5. – 98 с.
  32. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб, 2000, с. 125.
  34. Юдашина Н. Время реальное и время желаемое / "Директор школы", 2001, №9, с. 42-46.
  35. Юнг К.Г. Становление личности // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб, 2000, с. 65

 

 

 

 


Информация о работе Временная перспектива в подростковом возрасте