Введение в мнемонику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:36, доклад

Описание работы

Возможно, вы будете удивлены, но Джордано Бруно был известен своим пристрастием к методу. Он получил поддержку короля Генриха III, раскрыв тому секреты мнемоники и подарив свою книгу. Благодаря достижениям в памяти он и был принят в Доминиканский орден в возрасте 15 лет после того, как был представлен папе Римскому, а потом из-за излишней памятливости сожжен как еретик. То, что возвысило Джордано, то же и уничтожило. У него была специфическая память, которая запоминала и не могла забыть. В психологии это называется эффект первого впечатления.

Файлы: 1 файл

1.мнемоника (1).docx

— 23.69 Кб (Скачать файл)

 

1.Исторический аспект

Позвольте мне начать свой доклад с притчи:

Однажды, известный Фессалийский богач заказал учителю риторики Симониду. оду в свою честь, договорившись заплатить определенную сумму. У Симонида к тому времени уже был написан стих за который ему не заплатил предыдущий заказчик, и, дабы сэкономить творческий потенциал, он добавил в конце всего несколько строк, которые объясняли, что данное произведение прославляет все-таки богача. Когда ода была прочитана на пирушке, то богача обуяла жадность, и он решил уменьшить гонорар вполовину, предложив Симониду получить остальное с первого заказчика. На той же самой вечеринке уже порядком набравшиеся гости решили подшутить над пиитом. Ему сказали, что двое юношей (заказчики) ждут его снаружи и хотят заплатить за какую-то старую работу. Совершенно захмелевший Симонид, не поняв шутки, вышел наружу и стал их искать. Естественно, что он ни кого там не нашел, и все бы забыли об этом мелком инциденте через час, но как раз в это время случилось землетрясение, которое завалило дом богача и всех кто был в нем. Когда людей наконец раскопали, то по останкам трудно было определить, кому они принадлежат. Обратились за помощью к  Симониду, и он довольно легко вспомнил, кто, где сидел и что делал, когда он выходил на улицу. По месторасположению определили всех. Так родственники нашли тела своих близких, а греки - метод для запоминания большого количества материала. Теперь они стали мысленно располагать нужные для запоминания предметы в известных им комнатах, а потом, по мере надобности, так же мысленно доставать их оттуда. Это искусство назвали мнемоника от греческого слова "мнеме" (память).

Истории известно еще несколько мнемонистов. Через три столетия после Симонида, Метродор Скепсийский из Азии, поражал всех своей "сверхчеловеческой" памятью. Любой факт, который ему необходимо было запомнить, он мог, по описанию современников, "записать у себя в мозгу, как обычный человек, записывающий на восковой табличке". Его коронным номером было дословное повторение всей беседы, сколько бы человек в ней не участвовало.

Возможно, вы будете удивлены, но Джордано Бруно был известен своим  пристрастием к методу. Он получил  поддержку короля Генриха III, раскрыв  тому секреты мнемоники и подарив  свою книгу. Благодаря достижениям  в памяти он и был принят в Доминиканский орден в возрасте 15 лет после того, как был представлен папе Римскому, а потом из-за излишней памятливости сожжен как еретик. То, что возвысило Джордано, то же и уничтожило. У него была специфическая память, которая запоминала и не могла забыть. В психологии это называется эффект первого впечатления.

В 1634 году Пьер Херригон описал в "Курсе Математики" первый буквенный алфавит. В 1649 году Станислаус Минк фон Винкельман повторил его подвиг, но боле удачно, так что Херригона забыли. В 1730 году появилась книга Доктора Ричарда Грея "Техника запоминания" и теперь уже его стали называть "изобретателем мнемоники"

История мнемоники переживала свои взлеты и падения. В 1491 году произошел прорыв - Питер Равенна издал книгу "The Phoenix" (Феникс), в которой он знакомил читателя с методами. На несколько следующих веков эта книга стала самой цитируемой в Европе на эту тему.

В России литературы по мнемонике было мало, а имеющиеся имели не большой успех. Также негативно отразилась на развитии мемоники книга написанная в 1903 году Челпановым Георгием Ивановичем. Благодаря этой книге в основе, которой лежали лекции Георгия Ивановича, интерес к мнемонике был утрачен на достаточно длительное время.

Однако в 90-х годах 20 века произошел обмен книгами - в Англии перевели труды Александра Романовича Лурия, а в России Йейтс. Это стало своеобразным продолжением развития представлений о мнемонике.

2.Определение  мнемоники

На основании анализа  литературы, мы можем дать понятие мнемонике. Мнемо́ника (греч. - Искусство запоминания, наука, изучающая способы облегчения запоминания нужной информации при помощи визуальных, аудиальных или кинестетических ассоциаций, которыми мы уже располагаем.

Самобытное объяснение этого понятия мы находим в работах Олега Степанова, профессионального мнемониста. Он пишет: мнемоника – это, то чем я занимаюсь всю жизнь - методы развития памяти, скорости соображения, внимательности и т.д.

 

3.Основные приемы  мнемоники

Основной прием мнемоники  один – представление необходимой  информации в виде образов и ассоциаций. Эти ассоциации вы размещаете в месте, которое называется Loci (локи), фон, в котором строятся ваши образы. Если вам нужно запомнить слова. Вы выбираете хорошо знакомую вам местность, это может быть ваш детский сад, путь до работы/учебы, квартира и т.п. Это может быть выдуманная локация, но вы должны ее хорошо знать. И теперь, когда вы читаете/слышите слова, просто представьте их и расставляйте в этом самом знакомом месте. Необходимо уточнить – ваш образ должен быть ярким. Если есть лезвие, пусть оно нещадно режет. Топор? Пусть отрубит пару пальцев или голов. Солнце? Значит пару ожогов можно перетерпеть. И когда вам нужно будет вспомнить слова, вы просто возвращаетесь в то место и собираете образы.

Конечно, возникает вопрос, можно ли запоминать цифры, незнакомые иностранные слова, определения  и другую информацию столь важную в жизни? Ответ – можно. Но каждый вид информации запоминается другими  образами, хотя суть остается той же.

 

 

 

4.Примеры мнемоники

Приведу яркий пример. Один парень увлекался мнемоникой, мать всегда относилась к увлечению несерьезно и надменно. Однажды начинающий мнемонист держал пари, что сдаст два экзамена по различным иностранным языкам, если ему дадут месяц на подготовку. На язык он тратил по полмесяца. В течение первой недели, он выучивал по словарю в день, вторую неделю посвящал грамматике. Спустя месяц он сдал на отлично оба языка, хотя это были не основные предметы. Разумеется, после этого мать стала воспринимать его в серьез и брать у него уроки.

Говоря о повседневной жизни, приведу пример с которым почти все встречались. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Это акроним для запоминания цветов светового спектра. Конечно, он работает, если кто-то пользовался им. Но это ,что называется, динозавры метода. Такой способ медлителен и громоздок. Если вам нужно запомнить 10 слов несвязанных меж собой, то сколько времени займет придумать яркий и лаконичный акроним? Вероятно, вы быстрее запомните их механическим путем. Сейчас мнемоника на пару шагов дальше.

Чтобы мои слова не были для вас пустыми, а мнемоника  не показалась лженаукой. Давайте вместе запомним 10 слов:

1. Флаг

6. Апельсин

2. Шарик

7. Граната

3. Телевизор   

8. Стол

4. Радуга

9. Кислород

5. Гармошка

10. Качели


 

Наверняка у некоторых  возник вопрос. Как так вышло –  я рассказывал про создание или  выбор знакомой местности, размещение и сбор образов…А эти 10 слов и без заготовленного фона прекрасно запомнились. Все потому, что запомнить 10 слов, это детская забава. Самое начало. Мнемоника более глубокая и сложная наука, чем может показаться на первый взгляд.

 


Информация о работе Введение в мнемонику