Выдающиеся психологи нашего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:43, творческая работа

Описание работы

Работа включает в себя краткие биографические сведения о З. Фрейде и работу по его 5 лекции из книги "Введение в психоанализ".

Файлы: 1 файл

лорпа.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творческая  работа «Выдающиеся  психологи нашего времени» по 5 лекции из работы Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             

 

З.Фрейд –  австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. 

В 9-летнем возрасте Фрейд поступил в гимназию Сперл (среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил её в 17 лет. После ее окончания, осенью 1873 года, поступил на медицинское отделение Венского университета. С 1876 по 1882 год работал в лаборатории психологии Эрнста Брюкке, изучая гистологию нервных клеток. В 1881 году он с отличием сдал выпускные экзамены и получил степень доктора медицины.

В марте 1876 года Фрейд под руководством профессора Карла Клауса исследовал половую жизнь угря. В частности, изучал наличие семенников у самца угря. Это была его первая научная работа. В 26 лет, получив докторскую степень, Фрейд вынужден заняться частной практикой. Вначале он работал хирургом, но к 1885 году добился положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только помогла Фрейду понять роль гипноза в лечении истерии, но и продемонстрировала в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динамику истерии и опубликовал несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Также настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии – психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими. Отношения с Брюке, Шарко и особенно с Брейером постепенно способствовали возникновению концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем заняли важное место в его теории личности.

Психоанализ (или  глубинная психология) – одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ.

Впервые Фрейд заговорил о нем в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. К ключевым работам психолога относят: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916—1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921), «Я и Оно» (1923).

З. Фрейд, со своей теорией личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества, утверждал, что всякий человек появляется на свет с врожденными сексуальными влечениями. До сих пор, не смотря на многочисленную критику, влияние идей З. Фрейда на современную психологию огромно. Его теория первой показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают, а также его концепция была первой динамической концепцией развития. З. Фрейд раскрыл громадную и еще неизведанную территорию для изучения психики, психических процессов и человеческого поведения. Поэтому можно сказать, что он  во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Для своей работы я выбрала пятую лекцию З.Фрейда о сновидениях, их природе и роли в жизни человека. Эта лекция привлекли мое внимание собственно предметом обсуждения – сновидениями, - содержание которых, и на мой взгляд тоже, не является достаточно достоверным для того, чтобы быть объектом изучения психологии, однако, не делает их из-за этого менее интересными (по мнению многих ученых и врачей, как говорит Фрейд, «в невропатологии и психиатрии столько более серьезных вещей: опухоли величиной с яблоко, которые давят на мозг, орган душевной жизни, кровоизлияния…»).

Автор говорит  о соотношении сна и сновидения и связи, в которой состоят  два этих процесса. Очевидно, что последние являются составляющей первого, но необязательно сопровождают его. Вообще, сон – это отдых, когда наш организм не желает  находиться во взаимодействии с окружающим его миром. По этому определению Фрейд говорит о сновидении как о «нежелательной примеси», но вовсе не соглашается с этой точкой зрения. Я, напротив, вижу больше правды в этих словах. Для меня сновидения часто были причиной разбитого состояния утром, ощущения того, что я не спала всю ночь. Возможно, я говорю так в силу того, что мои сновидения чаще всего имеют очень эмоциональный характер, требуют сильного участия в них. Даже если мои сны были положительными и очень приятными, хорошее настроение с утра не сохранится в течение дня. Поэтому я не могу сказать, что сновидения не повредят здоровому сну, по крайней мере, для меня.

Кроме того, в данной лекции автор определяет сновидения как реакцию на внутреннее или внешнее раздражение в процессе сна, как некое состояние между сном и бодрствованием. Также, по мнению Фрейда, этим можно объяснить самую крохотную часть содержания сновидения. Примеры к этому предположению, в действительности, доказывают это, но я считаю, что это не повод говорить об объяснении смысла сновидения, даже его ничтожной части. На мой взгляд, какое-либо внешнее раздражение может лишь прервать сновидение и являться причиной его окончания, но никак не причиной его начала и продолжения. Это касается внешних раздражителей. Говоря о внутренних раздражителях, я могу согласиться с Фрейдом, но лишь частично. Он придает им, пожалуй, слишком маленькое значение. Ведь любые ощущения во внутренних органах, будь то сильная боль или «возбужденное состояние половых органов», может породить целый сюжет сновидения. В пример могу рассказать о том, что приснилось мне, когда я сильно ушибла ногу. Произошло это рано вечером, к ночи боль только возрастала. Сначала я долго не могла уснуть из-за нее, а когда с трудом уснула, видела сон, где было очень жарко, я куда-то бежала, постоянно падала. Этот сон длился по моим ощущениям очень долго, поскольку был очень насыщен действиями и событиями, большую часть которых я не могу воспроизвести, но факт «богатства сновидения» я хорошо запомнила. Проснувшись, я обнаружила, что температура сильно поднялась.

Можно привести еще много подобных примеров, поэтому  я уверена, что раздражение внутренних органов может объяснить гораздо  большее, нежели внешние раздражители. По  собственному опыту и опыту родных, я заметила меньшую роль последних. В основном, это связано с будильником, громким криком, человеком, который тебя будит, т.е. с тем, что прерывает сон. Ненадолго я подумала, что тактильные ощущения, а именно температурные, могут породить сюжет для сновидения, как в случае с моей повышенной температурой. Но можно легко доказать обратное на примере сегодняшней ночи. В квартире было очень жарко, мне снился сон, совершенно не связанный с этим. Но он постоянно прерывался моими пробуждениями, вызванными комнатной температурой. То же самое можно сказать и о другом тактильном ощущении – намеренном прикосновении к спящему (например, с целью его разбудить). Если человек видел какой-либо сон, то внешнее воздействие  само по себе никак не связано с его содержанием, а связано лишь с сюжетом его окончания. Этот пример, конечно, доказывает мнение Фрейда об общем значении раздражителя, и я с этим согласна, но мне хотелось еще и в сравнении показать разницу важности внешних воздействий и раздражений внутренних органов.

В конце лекции З.Фрейд обращает внимание на выражение  «сон наяву». По его словам, это «сцены и происшествия, в которых находят свое удовлетворение эгоистические, честолюбивые и властолюбивые потребности или эротические желания личности». Также он подчеркивает значение непосредственно фантазирующей личности во время этого процесса, которая всегда занимает в них главную роль. Со словами о том, что содержание снов так же нереально, как и содержание сновидений, я не могу полностью согласиться. Ведь даже если оно и не является полным отражением реальности, то хотя бы несет в себе те проблемы и желания, которые актуальны в данный момент для человека. По своему опыту также могу сказать, что все сны наяву были вполне реалистичными, и что очень интересно, через некоторое время воплощались в жизнь. Конечно, это не были сверхъестественные фантазии, но сам факт меня иногда поражал. Также я не смогла не заметить и не запомнить, что сны наяву, в отличие от сновидений, способны восстановить мои силы, придать бодрости и желания работать, тогда как положительные сновидения в любом случае вызывали у меня чувство небольшой усталости, иногда даже разбитости (в зависимости от степени эмоциональности сновидения).

В любом случае, для меня сновидения играют немаловажную роль в жизни. С одной стороны, я уверена, что они мешают нормальному сну, полноценному отдыху, не давая нашему мозгу полностью расслабиться. Но анализируя эти странные явления, можно многое понять о своем внутреннем мире, о тех проблемах, которые, возможно, мы не замечаем, но которые находят отражения в сновидениях. А что касается совершенно абсурдных снов, то для меня это и сейчас остается загадкой. 
 

        
 
 
 

Информация о работе Выдающиеся психологи нашего времени