Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Анализ методической и психолого-педагогической литературы
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом……………………………………………………………………
I.2. Развитие игровой деятельности в онтогенезе у детей дошкольного возраста…
Характеристика игровой деятельности у детей РДА
Характеристика дидактической или сюжетноролевой игры у детей с РДА……………………………………………………………………
Глава II. Характеристика игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом…………………………………………….……………
II.1. Организация и методическое обеспечение исследования..….……..
II.2. Результаты диагностического исследования…………………………
III Заключение……………………………………………………………….
IV Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Аутизм 4 курс.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Сенсомоторная игра - эта форма игры направлена на исследование различных свойств предметов окружающего мира с использованием каких-либо действий над ними: ощупывания, облизывания, обнюхивания, постукивания. Сенсомоторная игра вовлекает ребенка только в одно действие в течение определенного промежутка времени (катание, кручение, сосание, бросание и т.д.). Сенсомоторная игра преобладает в течение первых 6-8 месяцев жизни и проявляется одновременно с ранним взаимодействием, когда ребенок взаимодействует в паре с одним взрослым человеком в течение определенного периода времени.

Комбинационная игра - исследование взаимосвязи между свойствами различных объектов. В комбинационной игре игрушки используются безотносительно их прямого назначения. Игрушки могут быть помещены в ряд, друг на друга, внутри друг друга и т.д. Этот тип игры появляется в возрасте от 6 до 9 месяцев, когда у ребенка развились стратегии для исследования окружающего мира, и он начинает понимать, что объекты обладают определенными качествами. В этом возрасте ребенок также начинает сознавать свои собственные действия и действия других людей. 

Имитация и подражание - копирование ребенком поведения других людей или использование им предметов без осознания, почему он это делает. Эта игра может быть рассмотрена как социально ориентированный вариант комбинационной игры.

Функциональная  игра - использование объектов в соответствии с их значением. Ребенок может взять игрушечную ложку или чашку и сделать вид, что он ест или пьет, такая игра преобладает на 2ом году жизни.

Игровые предметы в этом возрасте используются согласно их функциям. Ребенок сознает, что  другие люди обращают внимание на окружающие объекты, и подражает предметно-ориентированному поведению других людей. Такой вид игры свидетельствует об умении подражать, а подражание - очень сложная задача для детей с аутизмом.

Символическая игра - использование одних предметов с целью изобразить другие. Ребенок обычно использует символическую игру примерно с возраста 18 месяцев. Выделяются три базовые формы символической игры: предметная замена (ребенок может вообразить, что брусок - это машина); приписывание несуществующих качеств (ребенок может представить, что плюшевый медвежонок - живой); воображаемые объекты как реально существующие (ребенок воображает, что под кроватью прячется серый волк).

Социодраматическая игра - сознательное изображение социальных действий с участием двух и более людей. В процессе этой игры дети изображают простой сюжет, основанный на ежедневных ситуациях, например, «понарошку» готовят еду для гостя.

Тематическая символическая  игра - представляет собой высший уровень сюжетно-ролевой игры. Она является показателем сформированности у ребенка высшего уровня креативного символизма и носит характер спонтанности и взаимодействия [13].

Таким образом, в ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности. В процессе игры в раннем и дошкольном возрасте происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения, действия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила [13]. Изменения игры, происходящие в ходе онтогенеза, с одной стороны, являются следствием уровня развития ребенка, а с другой - его индикатором. Нарушения развития, безусловно, сказываются на особенностях игры.

 

 

 

 

Глава II. Характеристика игровой деятельности у детей с ранним

детским аутизмом

II.1. Организация и методическое обеспечение исследования.

Наше исследование  проводилось на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения №271 комбинированного вида Устиновского района, г. Ижевска.

Цель исследования - изучение особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Игровую деятельность детей дошкольного возраста с  ранним детским аутизмом мы выделили как специальный объект исследования. Это связано с тем, что именно игровая деятельность может выявить и скорректировать трудности в коммуникации и социальной адаптации таких детей. Такой подход обусловлен не только ролью игровой деятельности в развитии личности ребенка, но также имеющимися в литературе данными о выраженных нарушениях в игровой деятельности, характерных для воспитанников детских садов с диагнозом аутизм.

 В исследовании приняли участие 3 детей в возрасте 4-5 лет. По заключению ПМПК все дети имеют диагноз – ранний детский аутизм.

Исследование было осуществлено в три этапа:

Первый  этап – организация и проведение констатирующего исследования на методики «Цветовой тест отношений» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда (далее ЦТО).

Второй  этап – наблюдение за детьми, констатирующее исследование на основе самостоятельной игры.

Третий  этап – наблюдение за детьми, констатирующее исследование на основе совместной с взрослым игры.

На первом этапе изучалось состояние сформированности эмоционального отношения к нормам поведения. За основу была взята методика «Цветовой тест отношений» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда. Учитывая особенности детей с ранним детским аутизмом (специфические нарушения эмоционально – волевой сферы, своеобразное реагирование на сенсорные раздражители, в частности на лицо человека, внимание рассеяно, снижена реакция на говорящего), для проведения методики использовался наглядный стимульный материал в виде карточек с изображениями эмоций человека. За основу был взят лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) в виде домика и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая) в виде окошек. Исследование проводилось индивидуально. Перед ребенком раскладывались на белом домике восемь цветных окошек в произвольном порядке.

Перед тем как проводить  методику детям рассказывалось, что  это волшебный домик с цветными окошками. В этом домике живут люди. Затем предлагалось «поселить» человечков в разных окошечках. Воспитанникам показывались карточки с эмоциями, проговаривалось какая это эмоция, а затем ребенок сам должен был выбрать цвет окошечка. При этом выбранные эмоции косвенно касались характера персонажа.

Экспериментатор в протоколе фиксировал цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Второй этап был в виде индивидуальной игры.

Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.

Организуется ситуация «Уход за куклой». На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сюжету.

Игровой материал:

1) реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.

2) неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Взрослый присаживается  рядом с малышом, показывает ему  игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время для того, чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, взрослый предлагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь возможность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.

Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала первого игрового действия.

Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать 1—2 наводящих вопроса, стимулирующих  игру ребенка. Разворачивающаяся после таких подсказок игра может оцениваться как самостоятельная. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопросы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующему этапу.

В случае, когда малыш  сразу же вовлекает взрослого  в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начинает диагностику с ситуации «Совместная игра».

Третий этап – наблюдение за детьми во время совместной игры со взрослым.

Цель: определение уровня совместной игры ребенка со взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры.

Игровой материал — тот же.

Процедура проведения диагностической  пробы. Взрослый присаживается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его согласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совместное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры, обращаясь к малышу от имени куклы и т. д.

Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдений вносятся в протокол. (Форма протокола приведена ниже.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол регистрации параметров игры 

 

Параметры игры

Показатели параметров

Ситуации

«Индивидуальная игра»

«Совместная игра»

Потребность в игре

Инициативность

0

1

2

3

0

1

2

3

Длительность игры

0

1

2

3

0

1

2

3

Эмоциональное состояние в ходе игры

0

1

2

0

1

2

Характер игровых действий

Вариативность игровых действий

0

1

2

3

0

1

2

3

Речевая активность в ходе игры

0

1

2

3

0

1

2

3

Воображение

Использование предметов-заместителей

0

1

2

0

1

2

Принятие игровой инициативы взрослого

Принятие игровой инициативы взрослого

Не фиксируется

0

1

2

3

Примечания

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкалы оценки параметров игры 

 

Параметры игры

Показатели параметров

Критерии оценки показателей игры

Баллы

Потребность в игре

Инициативность

Отсутствует:

ребенок не играет по собственной  инициативе даже после показа взрослого

0

Слабая:

первые игровые действия совершаются  по инициативе взрослого, собственные  инициативные действия единичны

1

Средняя:

ребенок начинает играть по собственной  инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого

2

Высокая:

ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые  атрибуты

3

Длительность игры

Отсутствие игры:

в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается с взрослым по другим поводам и т. д.)

0

Кратковременная игра:

большую часть времени ребенок  занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут

1

Средняя длительность:

процессуальная игра перемежается манипуляциями с предметами, периоды  игры и манипуляций приблизительно равны

2

Длительная игра:

большую часть времени ребенок  занят процессуальной игрой

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное состояние в ходе игры

Равнодушное:

игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невыразительна, игровые  действия небрежны или ленивы

0

Спокойное:

эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный

1

Оживленное:

ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны

2

Характер игровых действий

Вариативность действий

Отсутствует:

ребенок совершает лишь один вид  игровых действий (например, только причесывает куклу)

0

Слабая:

ребенок совершает только 2—3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту  куклы и поит ее из чашки)

1

Средняя:

ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее)

2

Высокая:

ребенок постоянно разнообразит игровые  действия, каждый раз внося в них  элементы новизны, варьируя порядок (например, готовит несколько блюд, раскладывает их в разную посуду, перекладывает, помешивает, режет накалывает, очищает, дует и т. д.); включает в игру более 3 видов игровых действий (например, готовит еду; «ест» сам, кормит куклу, мишку; умывает, купает, причесывает их; укладывает спать, переодевает; моет и вытирает посуду и т. д.)

3

Информация о работе Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом