Взаимодействие родителей с детьми в полной и неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В Беларуси, как и во многих других странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются, прежде всего, в снижении числа браков; падении рождаемости; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ7
1.1 Роль семьи в воспитании ребёнка 7
1.2 Неполная семья и ее влияние на развитие ребенка12
Выводы21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 22
2.1 Организация и методика проведения исследования 22
2.2 Анализ полученных результатов24
Выводы36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ+ПРАКТ.docx

— 216.90 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ7

1.1 Роль семьи в воспитании  ребёнка 7

1.2 Неполная семья и  ее влияние на развитие ребенка12

Выводы21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 22

2.1 Организация и методика  проведения исследования 22

2.2 Анализ полученных результатов24

Выводы36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ39

ПРИЛОЖЕНИЕ 142

ПРИЛОЖЕНИЕ 248

ПРИЛОЖЕНИЕ 356

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. В Беларуси, как и во многих других странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются, прежде всего, в снижении числа браков; падении рождаемости; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных  семей.

Несмотря на все это, семья является для ребенка тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом,  в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. 

Особый  интерес  вызывает  воспитательный  потенциал  неполной  семьи  в  силу специфики  ее  жизнедеятельности  и  социального  статуса.  Неполная  семья  находится  в более  сложных  жизненных  условиях,  так  как  все  проблемы,  от  финансовых  до психологических,  родитель  решает  в  одиночку.  Научный  интерес  к  неполным  семьям подкрепляется тенденцией их роста в структуре современного белорусского общества.

В Беларуси каждая 4-я семья – это семья, где есть только мать либо отец (преимущественно мать). Недавние исследования показали, что неполных материнских семей с детьми школьного возраста в Беларуси в 13 раз больше, чем отцовских.

Таким образом, изучение процесса взаимодействия родителей с детьми в неполной семье является актуальным  по  следующим  причинам:  во-первых,  новые  социальные  условия осуществления семьей функции социализации и воспитания детей; во-вторых, рост числа таких семей в структуре белорусского общества; в-третьих, специфика жизнедеятельности неполной семьи, влияющих на процесс реализации воспитательной функций. 

Семья  признается  основным  институтом  социализации  детей.  Роль  семьи  в становлении  личности  ребенка  отражена  в  работах А.Карлсона, Т.Парсонса, Д.Попеное, И.С.Кона [22]. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как Ф.А.Ильдарханова (2002), А.В.Мудрик (1991), Ю.И.Шилов (2000) [12; 20; 30]. В  семье  происходит усвоение  полоролевой  модели  поведения  детей.  Изучение  этого  вопроса  показывает значимость  наличия  обоих  родителей  в  семье.  Особенности  гендерной  социализации мальчиков  и  девочек  рассматривали  в  своих  работах И.С. Клецина (1998), О.И.Ключко (2002),  И.С.Кон (1988) и  др.  Авторы  отмечают,  что  отсутствие  одного  из  родителей приводит к различным отклонениям в развитии личности ребенка [13; 14; 15]. 

Анализу  специфики  жизнедеятельности  неполной  семьи  посвящены  работы М.Ю.Арутюнян (1998), М.П.Ган (2002), И.Ф.Дементьевой (2004), А.М.Демидова (1985), О.М.Здравомысловой (2003), Э.Ивер-Жалю (1991), О.И. Ключко (2002), И.С. Кона (2003) , Дж.  Коулмана (1988),  Л.Г.Луняковой (2000),  Н.М.Римашевской (2002),  В.Титаренко (1985).  О  негативных  факторах  социализации  детей  в  неполных  семьях  и  ее отрицательных  последствиях  свидетельствуют  результаты  исследований И.Ф.Дементьевой, В.М.Закировой, Н.И.Ивановой, С.А.Фролова, С.К.Нартовой-Бочавер [22]. 

Несмотря на  глубокую  разработанность  общих проблем процесса  социализации  в целом и  проблем  современной  белорусской  семьи  в  частности,  вопросы  социализации детей  в  неполной  семье  с  ее  специфическими  проблемами  жизнедеятельности  и особенностями  внутрисемейного  взаимодействия  остаются  малоизученными.  Такая ситуация определяет формулировку проблемы исследования.

Цель  исследования –  изучить  условия и факторы, влияющие на воспитательный потенциал семьи с одним родителем.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 

  1. Определить основные факторы, влияющие на воспитательный потенциал семьи.
  2. Изучить влияние различных факторов на реализацию функции социализации и воспитания детей в неполной семье.
  3. Стили воспитания в полной и неполной семье имеют свои особенности.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: процесс взаимодействия родителей с детьми в полной и неполной семье.

Гипотеза:  взаимодействие родителей с детьми в полной и неполной семье имеют свои особенности.

Теоретико-методологическая  основа  работы.  Значимость семьи  в  социализационном  процессе  представлена  в  трудах  Т.Парсонса:  именно  семья рассматривается  как  основной  агент  социализации.  Идея  о  возможности  управления поведением  через  психологическое  подкрепление  предложена  Б.Ф.Скиннером,  что позволяет  рассматривать  социализацию  как  целенаправленный  процесс.  В  работах Ч.Х.Кули прослеживается характер формирования личности в процессе межличностного взаимодействия.  В  работе  использованы  также  теории  отечественных  ученых (Г.М.Андреевой,  Л.С.Выготского,  В.С.Мухиной,  Д.Б.Эльконина),  в  которых рассматривается  значение  активной  личностной  позиции  ребенка  в  процессе  усвоения культурного опыта. 

В  работе использовались  методологические  подходы,  разработанные  в  социологии  и  социальной психологии (Г.М.Андреева,  С.А.Беличева,  В.П.Андреенкова,  И.С.Кон,  А.А.Реан, В.А.Ядов);  в  психологии (Б.Г.Ананьев,  Е.Б.Весна,  Л.С.Выготский,  А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,); в педагогике (Ю.И.Кривов, А.В.Мудрик).

Методы: на теоретическом уровне – анализ литературных источников по проблеме исследования; на эмпирическом – тестирование; методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).

Методики: анализ семейного воспитания (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г); методика «Какой я?» для изучения уровня самооценки (Р.С. Немов).

Теоретическая  значимость  работы  заключается  в  том,  что  ее  результаты  вносят значительный  вклад  в  развитие  научного  знания  о  неполной  семье  и  о  выполнении  ею социализирующей  функции  в  современных  условиях. 

Практическая  значимость  исследования.  В  связи  с  изменением  условий жизнедеятельности семей в Беларуси, ростом неполных семей возникает  необходимость  для  специалистов (работников  управления,  педагогов, социальных  работников)  по-новому  строить  свою  практическую  деятельность  в  сфере государственной  социальной  поддержки  семьи  с  одним  родителем.  Выводы  и рекомендации,  полученные  в  рамках  курсовой работы,  позволят усовершенствовать  механизм  взаимодействия  государственных  структур  с  неполной семьей с целью повышения ее социализирующей роли.

База исследования: 30 полных и 30 неполных семей (разведённых): 60 родителей и 60 детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

 

1.1 Роль семьи  в воспитании ребёнка

 

По определению А. И. Антонова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. С самого рождения ребенок попадает в общество, где ему предстоит жить и развиваться, взаимодействовать с окружающими и становиться личностью. Формирование личности человека осуществляется в процессе социализации, в результате включения индивида в социальные отношения, путем усвоения им социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается, как правило, к периоду гражданской зрелости человека, хотя многие психологи и социологи склонны полагать, что по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Процесс социализации, по Д. Смелзеру, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и  копирования детьми поведения  взрослых;

2) игровой стадии, когда  дети осознают поведение как  исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа  людей [3, с. 164].

Социализация осуществляется путем воспитания и обучения (в узком смысле) – специально организованной деятельности по передаче социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

В процессе социализации принимает участие все окружение ребенка: семья, соседи, сверстники в детском саду и в школе, средства массовой информации и т.д. Но определяющим фактором социализации, первым и самым главным посредником между социумом и ребенком является, безусловно, семья.

По силе своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, потому что именно в семье ребенок проводит самую значительную часть своей жизни. В семье складываются первые представления ребенка о себе и о мире, о добре и справедливости, об ответственности и долге. Семья с её постоянным и естественным воздействием формирует и черты характера, и убеждения, и взгляды, и мировоззрение ребенка. В зависимости от состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. 

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Вместе с тем, социализация ребенка – это и одна из важнейших функций семьи. Именно родители несут ответственность за будущее своего ребенка, а оно во многом зависит от его успешной социализации, умения жить в обществе, взаимодействовать с окружающими, способности реализовать себя как личность. Однако далеко не все семьи справляются с этой функцией.

Отмеченная А. А. Реаном и Я. Л. Коломинским возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье. Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе [24, c. 54].

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом:

1) состав семьи или, в  более точном смысле, структура  семьи как единство функционирования  ее членов;

2) позиция ребенка в семье — включает его роли в семье, которые

могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны — например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является братом. Либо: он является внуком бабушки и дедушки, которых посещает в деревне, сыном своей матери и пасынком приходящего отчима (сожителя матери), младшим братом по отношению к сестре и старшим братом по отношению к брату. Формирование в семье оказывается различным объективно, даже если мы не вдаемся в рассуждения о стилях воспитания. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье;

3) основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;

4) стиль воспитания в семье — можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);

Информация о работе Взаимодействие родителей с детьми в полной и неполной семье